Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические аспекты проблемы функций в системе менеджмента ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы функций в системе менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
2. Общие условия реализации функции менеджмента
2.1. Организационная характеристика Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»
Содержание:
Введение
Разделение и специализация труда стало одним из главных законов достижения эффективности при трудовой деятельности человека. Именно разделение и специализация труда послужили новым толчком развития управленческой деятельности, обусловив такую категорию менеджмента как «функции». Появление функций управления связано с горизонтальным (функциональным) разделением управленческого труда и связанной с ним профессиональной специализацией управленческих работников.
Актуальность выбранной темы обуславливается зависимостью эффективности управленческой деятельности предприятия от знания функций менеджмента и умения их применять для достижения успеха на рынке. Низкое знание функций менеджмента часто приводит предприятие к разорению, оказывая негативное воздействие на окружающую его среду. Поэтому изучение функций менеджмента по прежнему привлекает интерес не только теоретических исследователей, но и практиков, которые реализуют функции менеджмента в своей повседневной профессиональной деятельности.
Целью работы является изучение основной функции в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
— определить сущность функций менеджмента;
— проанализировать принципы формирования функций менеджмента на любом предприятии;
— проанализировать применение принципов управление при реализации функций менеджмента на примере Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»;
— разработать рекомендации по повышению эффективности реализации функций менеджмента.
Объектом работы выступает система менеджмента.
Предметом работы выступает система реализации функций менеджмента как элемент структуры управления предприятием.
Научная новизна заключается в разработке теоретических и методологических положений формирования, становления и совершенствования менеджмента предприятий.
Степень изученности темы достаточно высока, так как вопрос неоднократно рассматривался в трудах российских и отечественных специалистов.
Теоретическая база: труды отечественных специалистов в сфере управления.
Методы изучения: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и представлена введением, тремя главами, и списком используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы функций в системе менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
В 1916 году была опубликована работа французского ученого-практика Анри Файоля «Общее и промышленное управление», в которой он рассматривал функции предприятия[1]. В настоящее время взаимодействие предприятия с внешней средой имеет сложный характер, что спровоцировало усложнение функций менеджмента на предприятии.
Под менеджментом понимается способность достижения поставленных целей с использованием умения и таланты других людей. В научной литературе менеджмент, или управление при переводе с английского языка, определяется как функция или вид деятельности руководящего характера реализуемые на любом предприятии. Так же под менеджментом понимается некая часть человеческого знания, которая применима для реализации управляющего вида деятельности на предприятии. Еще одним распространенным определением менеджмента является обозначение определенной категории сотрудников, выполняющих руководство предприятием[2].
Помимо озвученных определений понятия «менеджмент» существует еще понимание менеджмента как комплекс мероприятий, который направлен на достижение целей с помощью других. При этом комплекс предусмотренных мероприятий в рамках управления выполняется непрерывно. Все применяемые действия взаимосвязаны. Само действие уже является определенным процессом, направленным на достижение успеха предприятия. Такой процесс определяют как управленческие функции, по сути являющегося процессом, содержащими комплекс взаимосвязанных действий; а процесс управления отражает общий объем всех функций[3].
При решении управленческих проблем необходимо четкое понимание, концепция управления одновременно является процессом взаимосвязанных функций. Другими словами, под функционированием предприятия понимается выполнение определенных действий персоналом, которые направлены на взаимодействие с внешней средой и реализацию взаимодействия между различными подразделениями предприятия.
В свою очередь взаимодействие с внешней средой отражает ролевое функционирование предприятия, при котором выполняется социализация предприятия в системе общества[4].
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению функций менеджмента, показывает разнообразные основания, на которые базируется классификация функций управления.
Так, Е.П. Голубков выделяет следующие функции:
— определение целей и задач деятельности организации;
— планирование;
— организация;
— мотивация;
— координация и регулирование;
— учет, анализ и контроль[5].
У М.Мескона функции менеджмента определяются по видам деятельности:
— стратегическое планирование;
— планирование реализации стратегии;
— организация взаимодействия и полномочий;
— построение организаций;
— мотивация[6].
Так при изучении научной литературы можно выделить специфические основания, руководствуясь которыми осуществляется классификация:
— особое содержание предполагаемого действия;
— специфический характер предполагаемого действия;
— самостоятельность или зависимость друг от друга[7].
Однако часто выделяемые функции менеджмента являются взаимопроникаемые и их практически невозможно оделить друг от друга.
Основой управленческой деятельности является планирование, которая оценивается учеными как самая главная функция управления и обеспечивает основу для других функций. Остальные функции менеджмента (организации, мотивации, контроля) направлены на достижение тактических и стратегических планов предприятия[8].
Рассмотрим функции менеджмента более подробно.
Функция планирования отражает процесс принятия решения, в котором определяются цели организации и задачи, решение которых позволит участникам предприятия добиться поставленных целей. Значимость планирования обуславливается в подготовке к завтрашнему дню, которая подразумевает определение мероприятии или ресурсов, которые позволят предприятию продолжать свою деятельность[9]. Следует отметить, что не существует единых рекомендации по реализации функций планирования, так как на сам процесс влияние оказывает множество факторов, среди которых наиболее значимый: положение менеджера в иерархической лестнице предприятия.
Одним из видов планирования на предприятии выступает стратегическое планирование, которое предполагает:
— оценку деятельности предприятия в долгосрочной перспективе;
— анализ тенденций развития внешней среды предприятия и возможность достижения целей предприятия при установленных условиях (поведение конкурентов рассматривается отдельно)[10].
Таким образов с помощью стратегического планирования осуществляется анализ положения предприятия на рынке, если такое планирование осуществляется на высшем уровне руководства компании.
Среднее звено управленцев предприятия отвечает за тактическое планирование, в котором разрабатываются промежуточные цели способствующие достижению стратегических целей и решению стратегических задач[11]. Важность стратегического планирования отражается на предприятиях со сложной структурой управления и подчинения, так как деятельность всех подразделения должна быть слажена и интегрирована между собой. Именно механизм координации деятельности подразделений и их взаимная интеграция отражается в тактических планах. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
На нижнем уровне управления предприятие планирование отражается в формировании оперативных планов, которые выступают основой планирования. Оперативные планы отражают стандарты деятельности каждого подразделения предприятия, способствующие направлению усилий каждого работника на достижение общих и главных целей предприятия[12].
Все виды планирования, которые применяются на предприятии, представляют собой общую систему планирования, которую часто называют бизнес-планом функционирования предприятия.
После того как разработаны планы по достижению поставленной цели наступает период, когда требуются уже реальные действия по организации условий, в которых планы будут осуществляться[13]. На этом этапе проявляется такая функция менеджмента как функция организации. Эта функция направлена на формирование определенного порядка выполнения действий самого менеджера и его подчиненных. Реализация функции организации способствует определению исполнителей управленческих решений, а также необходимое количество ресурсов для исполнения конкретного задания.
После определения кто будет исполнять определенное задание и какие для этого потребуются ресурсы встает вопрос: как заинтересовать работника на результат. Таким образом, проявляется следующая функция менеджмента — функция мотивации. Мотивация персонала в производственном процессе играет важную роль, ведь сотрудник может работать с энтузиазмом и усердием, а может и пытаться уклоняться от выполнения заданий. Поэтому следует определить мотив поведения, который побудит сотрудников, включая менеджера, к деятельности для достижения личностных целей и целей организации[14].
После определения исполнителей и выявления мотивов к труду необходимо организовать контроль над исполнением, т.е. проявляется функция контроля. В простом понимании контроль отражает процесс измерение фактически достигнутых результатов и их сопоставление с запланированными показателями. В рамках менеджмента под контролем понимается определенный вид управленческой деятельности, способствующий поддержание запланированного пути развития предприятия путем сравнения реальных показателей деятельности с установленными стандарта[15].
Реализация функции контроля способствует выявить:
— новые навыки;
— проблемные «узкие» места;
— причины возникновение проблемных «узких» мест;
— воздействие контроля на процесс деятельности (негативный или позитивный);
— что служит основанием для постановки новых целей[16].
Функция контроля направлена на обслуживание различных планов и целей менеджмента.
Формирование процесса контроля исполнения управленческих решений базируется на таких критериях как:
— эффективность контроля;
— эффект влияния на людей;
— выполнение задач контроля;
— определение границ контроля[17].
Система контроля подразумевает следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль, который начинает осуществляться еще до начала выполнения работ и выражается в реализации конкретных правил, процедур и линий поведения.
2. Текущий контроль возникает в процессе проведения работ, и направлен на сотрудников. При этом текущий контроль осуществляет непосредственный начальник исполнителя. Цель текущего контроля является предотвращение возможных отклонений от сформированных планов и разработанных инструкций[18].
Реализация контроля осуществляется с применением обратной связи, которая подразумевает эффективные коммуникации по направлению от исполнителя к руководству в процессе выполнения управленческого решения.