Файл: Понятие, общественная опасность коммерческого подкупа.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Коммерческий подкуп является преступлением, посягающим на общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны собственности в Российской Федерации, и направленный против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Данный состав был закреплен в УК РФ первоначальной редакции, в связи с необходимостью охраны данных общественных отношений, появившихся в результате становления в нашем государстве рыночной экономики и свободы предпринимательства. С момента появления данного состава в 1996 г. он претерпевал неоднократные изменения, постоянно находился в поле зрения законодателя, что подчеркивает актуальность рассмотрения данного состава как элемента борьбы с преступлениями коррупционной направленности в Российской Федерации. Так, для законодательного регулирования данного вопроса принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции». В этом законе к коррупционным преступлениям относится не только получение и дача взятки, но и коммерческий подкуп. Важнейшую роль в борьбе с коррупцией, в том числе с коммерческим подкупом, играют уголовно-правовые средства.
Уголовная ответственность за передачу или получение коммерческого подкупа, предусмотренная ст. 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации, призвана оградить от преступных посягательств общественные отношения в этой сфере, а также не допустить совершения такого рода коррупционных преступлений.
Не смотря на то, что за 2017 год на всей территории Российской Федерации было выявлено 29634 преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,4 %, и доля коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) является очень незначительной и за последние годы снижается (Приложение 1), рассмотрение и дальнейшее изучение данного вопроса является весьма актуальным и приоритетным.
Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.
Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).
Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.
Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:
- коммерческая взятка;
- коррупция в негосударственной сфере;
- торговое «подмазывание»;
- мзда.
Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными:
- дача денег (рублей или валюты);
- передача в собственность ценных бумаг;
- передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
- предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
- возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
- предоставление ему различных имущественных услуг;
- списание кредита;
- погашение займа, взятого получателем мзды;
- отзыв судового иска;
- «откаты»;
- дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.
Данное преступление не только нарушает установленный порядок службы в коммерческих и иных организациях, причиняет им организационный, имущественный и иной вред, но и угрожает правоохраняемым интересам других хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом, нередко предшествует совершению иных преступлений, в том числе и в публично-правовой сфере.
Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в следующем:
– использование «мелкой коррупции» будет приводить к требованиям о еще больших платежах;
– коррупционер отдает предпочтение тем заявителям, которые обладают информацией о коррупционных схемах и уверены в возможности их применения;
– коррумпированный управляющий при выборе исполнителя по договору отдает предпочтение той заявке, которая создает условия для коррупции;
– коррумпированный заявитель посредством подкупа исключает возможность попадания в число участников конкурса других заявителей;
– уровень коррупции влияет на инвестиционную привлекательность коммерческого проекта;
– под воздействием коммерческого подкупа управляющий направляет расходы через каналы, удобные для легализации незаконного денежного вознаграждения;
– чем больше цена контракта, из которой часть требуется заплатить организации в виде определенного налога и понести другие расходы, тем больше вероятность того, что она выберет «неофициальный порядок»;
– чем больше срок ожидания предпринимателем решения по контракту, тем выше вероятность вымогательства подкупа и ниже заинтересованность инвестирования в этот проект. [7]
Ответственность за коммерческий подкуп, установлена ст. 204 УК РФ. Нормы данной статьи фактически устанавливают ответственность за два различных деяния:
1) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 - 4 ст. 204 УК РФ);
2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 5 - 8 ст. 204 УК РФ).
Общественная опасность данных деяний заключается в посягательстве на нормальное функционирование рыночной экономики, сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинения им ущерба, подрывом доверия в обществе в области взаимодействия негосударственных хозяйствующих субъектов.
Основным объектом преступления, предусматривающего ответственность за коммерческий подкуп, является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением. Решая вопрос о наличии либо отсутствии в действиях лица состава преступления, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ).
К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ).
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера. Под выгодами имущественного характера следует понимать занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами, которые должны получить денежную оценку в приговоре суда. Объективная сторона коммерческого подкупа может характеризоваться следующими деяниями:
1) незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества;
2) незаконном оказании этому же лицу услуг имущественного характера. Перечисленные деяния выполняются субъектом преступления за совершение действий (бездействия) в своих интересах в связи с занимаемым лицом служебным положением.
При этом, незаконное получение вознаграждения должно быть обусловлено совершением в интересах дающего какого-либо действия (бездействия), например, предоставление льготного или беспроцентного кредита, зачисление на банковский счет денежных средств, приобретенных преступным путем. Многие юристы считают, что не имеет значения, законны или нет данные действия по своей сути [2] . Важно, чтобы совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) были связаны с занимаемым им служебным положением и использованием последнего. А.Н. Игнатов отмечает, что в результате подкупа управленца и совершения им действий не в интересах организаций, в которой он работает, а в интересах лица, совершившего подкуп, организации может быть причинён серьёзный экономический и моральный ущерб [3]. Там же отмечено, что наиболее распространённой формой коммерческого подкупа является разглашение конкурентам коммерческой тайны, которая может нанести предпринимателю, коммерческой организации тяжёлый и даже непоправимый ущерб. Подкуп работников конкурирующей организации может принести значительные выгоды. Стоит заметить и тот факт, что Конституция РФ гарантирует поддержку конкуренции, свободы экономической деятельности [1].
Следует обратить внимание на то, что в юридической литературе при характеристике коммерческого подкупа обращается внимание на то, что в ст. 204 УК говорится именно о подкупе. "Это значит, что получателя подкупают, т.е. передают или хотя бы обещают вознаграждение до совершения соответствующих служебных действий. Следовательно, последующая (после совершения действий) и заранее не оговоренная передача вознаграждения подкупом вообще не считается". В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" отмечается: "Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки". Отсюда однозначно следует вывод о том, что при коммерческом подкупе договоренность о передаче соответствующего предмета заключается до выполнения ответных действий в интересах дающего. При этом передача (получение) должна обязательно состояться, отсутствие передачи (получения) влечет отсутствие состава преступления. В толковом словаре русского языка говорится, что подкупать означает задаривать, ослеплять мздою, привлекать на свою сторону подарками, деньгами.
В отличие от законодательства о государственной или муниципальной службе, корпоративное и трудовое законодательство не содержит общего запрета на получение подарков в связи со служебной деятельностью для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. В связи с этим, незаконной следует считать передачу благ в следующих случаях: те действия (бездействия), за которые предоставляются блага, являются незаконными; применительно к работникам лечебных, воспитательных негосударственных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, получающим «подарки» от граждан, находящихся в этих учреждениях в период лечения, содержания или воспитания, супругов и родственников этих граждан; те действия, за которые предоставляются блага, являются невыгодными для организации, в которой получатель выполняет управленческие функции, способно причинить ей ущерб; если запрет для «управленцев» на получение благ от третьих лиц установлен в учредительных и иных локальных актах соответствующей организации. Передача производится за совершение лицом, выполняющим управленческие функции, действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.