Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общая характеристика психологии эмоций: виды, функции эмоций)..pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эмоций и особенностей невербального общения
1.1 Общая характеристика психологии эмоций: Виды, функции эмоций
1.2. Невербальные формы выражения эмоций
1.3 Объективные и физиологические невербальные проявления эмоций в процессе обмана
Открытый и искренний человек будет смотреть вам прямо в глаза, не пряча и не отводя их в сторону.
2. Особенности невербального поведения людей различных культур
2.1 Особенности невербального поведения в Европе и Америке
Скорее, даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.[9]
Настроение в конечном счете оказывается теснейшим образом связанным с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в «строе» этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения является, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям — склонен ли он их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.[10]
Эмоции, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делятся на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.)
1.2. Невербальные формы выражения эмоций
Мимико-интонационное выражение эмоций, равно как и способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека, представляет важный аспект процесса изучения эмоций и эмоциональности, так как невербальные формы выражения вполне могут служить объективным показателем эмоций.[11]
При эмоциональном переживании периферические изменения охватывают весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, а также проявляются в так называемых выразительных движениях: мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов экспресии выступают мимика и интонация речи.[12]
Действие обычно не исчерпывается внешней стороной, а имеет и свое внутреннее содержание. С его помощью человек выражает отношение к окружающему, т.е. выражает духовное содержание личности внешней формой своего существования. Аналогичным образом выразительные движения суть не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Считается, что мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.[13]
Выразительные движения выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения. Они представляют собой одновременно средство сообщения и средство воздействия; это как бы речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии. Реальная функция выразительных движений развилась за долгие годы из каких-то элементарных функций, существовавших на заре эволюции человека.
Но исключительно богатая мимика человеческого лица никогда не достигла бы современного уровня выразительности, если бы в ней лишь откладывались и запечатлевались ставшие бесцельными движения. Менее всего можно говорить о выразительных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой актуальной функции. Иногда едва уловимая улыбка, на мгновение осветившая лицо человека, может стать событием, способным определить всю личную жизнь другого человека, чуть заметно сдвинутые брови могут оказаться более эффективным средством для предотвращения какого-либо чреватого последствиями поступка, чем иные пространные рассуждения и сопряженные с большой затратой сил меры воздействия.
Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он общественное существо, отсюда вытекает социальный характер функции, выполняемой выразительными движениями. Символическое значение выразительного движения возникает в ходе накопления длительного опыта общения. Форма и виды выразительных движений фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим. В ряде случаев движения приобретают конвенциональный статус (например, конвенциональная улыбка), и за ними, в сущности, не стоят никакие чувства.[14]
Впрочем, подлинное выражение чувств тоже обычно получает установленную, стилизованную, как бы кодифицированную социальными обычаями форму. Нельзя провести четкую грань между тем, что в наших выразительных движениях социально, а что в них идет от природы. Природное и социальное, естественное и историческое здесь, как это часто бывает, образуют неразложимое единство.[15]
Мы сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что, как мы знаем, оно имеет определенное значение для других. Чтобы до конца понять такие движения, нужно уметь оценить характер воздействия, которое они оказывают на окружающих. Выразительные движения, воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из контекста нашего поведения, приобретают для них определенное значение.
Будучи первоначально чисто рефлекторной, реакция впоследствии превращается в семантический акт и в известной степени заменяет речь. Природная основа непроизвольных рефлекторных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, посредством которого мы так много говорим друг другу, даже когда мы молчим. Пользуясь таким своеобразным «языком», можно, не вымолвив ни одного слова, выразить больше, чем слово может вместить.
Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи: выразительные движения – почти всегда метафоры. Когда человек испытывает гордость, он, как правило, выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, и совсем другое свое состояние он демонстрирует, когда почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т. п. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией: в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей.
К числу элементов невербального поведения относится и контакт глаз, основанный на оптико-кинетической системе знаков (или кинесике). Э.Эриксон приписывал русским особую выразительность глаз, их использование «как эмоционального рецептора, как алчного захватчика и как органа взаимной душевной капитуляции». Русская культура – значительно более «глазастая», чем англосаксонская. Э.Холл отмечает, что американцы смотрят в глаза лишь в том случае, если хотят убедиться, что партнер по общению их правильно понял. Для англичан контакт глаз более привычен: им приходится смотреть на собеседника, который непроизвольно моргает, чтобы показать, что слушает.[16]
Если вначале проявления эмоционального состояния говорящего носят непроизвольный характер, то с течением времени выразительные моменты речи превращаются в искусно разработанные средства более или менее сознательного воздействия на людей. Вырабатываются тонкие стилистические приемы выразительности – так большой актер из непроизвольных выразительных движений вырабатывает жесты, которыми он как бы лепит скульптурно четкий образ человека, волнуемого страстями.[17]
Процесс познания людьми друг друга осуществляется на двух уровнях отражения социальной реальности – чувственном (восприятие человека человеком) и логическом (понятие о другом человеке как личности). Многочисленные исследования подтверждают, что восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, результатом которого является формирование перцептивного образа-сигнала о внешних признаках этого другого (его физического облика, внешности экспрессии и в целом его поведения), выполняющих осведомительную и регулятивную функции в процессе взаимодействия между данными субъектами.
Согласно теории эволюции Ч.Дарвина, мимика (прежде всего, движения мышц лица, выражающие эмоции) является врожденной, не зависит от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Тем не менее, в первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, включая М. Мид, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике. По их мнению, выявленные различия означают, что мимика – это язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации. С другой стороны, обширная серия экспериментов, проведенная в 60-е гг. прошлого века П.Экманом и У.Фризеном, выявивила инвариантность мимики в различных культурах. В дальнейшем появились новые работы, повторяющие и развивающие результаты Экмана и Фризена. В настоящее время универсальность отражения базисных эмоций (гнев, грусть, страх, радость, отвращение, удивление) в экспрессивных выражениях лица общепризнана, хотя и допускаются некоторые межкультурные вариации в мимике. Более того, в исследовании, проведенном одновременно в десяти странах, было выявлено, что по мимике представителей чужих культур очень хорошо опознаются не только «чистые», но и смешанные эмоции.[18]
Но если считать универсальность человеческой мимики доказанной, то как же трактовать упомянутые выше данные культурантропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур?
В связи с этим представляется необходимым упомянуть о еще одном виде экспрессивного поведения человека – о жестах или выразительных движениях рук, которые очевидно должны стать предметом отдельного исследования. В обыденном сознании существует убеждение, что с помощью жестов – «на пальцах» – представители разных культур, даже не зная языка друг друга, могут объясниться между собой. На самом деле это далеко не так. За последние десятилетия появилось много работ, описывающих и систематизирующих жесты. В результате становится все более очевидным, что большинство жестов культурно-специфичны, и не только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее.[19]
При подготовке специалистов к взаимодействию в инокультурной среде сегодня психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше, так как привычные для одной культуры жесты могут интерпретироваться совершенно иначе представителями другой культуры.