Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Компоненты жизнестойкости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий составной компонент жизнестойкости - «вызов» помогает человеку быть открытым окружающему миру и обществу, способствуя восприятию жизненных событий и проблем как вызова и испытания лично для себя, позволяющее ему самораскрыться и узнать о себе нечто большее.

Очевидно, что жизнестойкость следует рассматривать как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности. Подобное свойство, с нашей точки зрения, является чрезвычайно ценным для людей, стремящихся реализовать себя в инновационной деятельности. В рамках III Всероссийского Форума шутливо можно сформулировать, что жизнестойкость человека - основа процветания России.

Свое изучение жизнестойкости мы начали с конца 2006 года, с момента, когда тест «Жизнестойкость», созданный С. Мадди, нам был любезно предоставлен автором его апробации Д.А. Леонтьевым. В настоящее время в нашей электронной базе насчитывается 223 респондента в возрасте от 18 до 50 лет, выполнивших этот тест. Вычисление средних значений субшкал теста Жизнестойкость в нашей выборке жителей Сибири показало, что «вовлеченность» оценивается в 35,7 баллов (здесь и далее: стандартное отклонение 8,66), «контроль» - в 29,8 баллов (7,09), «вызов» - в 18,2 балла (5,52), итоговый показатель - в 83,6 баллов (19,0). Эти значения в сильной степени совпадают с нормативными показателями, вычисленными Д.А. Леонтьевым, за исключением несколько более высокого среднего значения субшкалы «вызов», свойственного выборке сибиряков.

Выполненный нами корреляционный анализ полученных данных позволил выявить статистически значимые связи компонентов жизнестойкости с суммарным показателем Шкалы субъективного благополучия (Дробинина Л.В., 2007). Кроме того, в этой же работе была продемонстрирована корреляция показателей жизнестойкости со значениями субшкал «удовлетворенность настоящим» и «удовлетворенность прошлым» теста Смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, 1992). К этому же следует добавить, что имеются сильные положительные корреляции показателей жизнестойкости и с другими субшкалами теста Смысложизненных ориентаций.

В наших исследованиях (Дробинина Л.В., 2007) была также обнаружена положительная связь компонентов жизнестойкости с показателями опросника Личностной креативности, разработанного Е.Е. Туник. Однако нам не удалось обнаружить значимых корреляций между жизнестойкостью респондентов и их показателями абстрактно-логического и вербального интеллекта, а также показателями поленезависимости. Вместе с тем, компоненты жизнестойкости респондентов положительно коррелировали с их суммарным показателем эмоционального интеллекта, с показателями «самомотивация» и «распознавание эмоций других людей», диагностируемым с помощью теста Эмоциональный интеллект Н. Холла. Особо значимой нам представляется выявленная связь между компонентом «вызов» жизнестойкости и их «самомотивацией», поскольку она, на наш взгляд, подтверждает имеющееся в психологии представление о важности способности человека актуализировать свои внутренние психологические и эмоциональные ресурсы для эффективного изменения собственной жизни. На основе полученных данных мы предположили, что в современной жизни, насыщенной большим числом разнообразных коммуникаций, «живучесть» человека в социуме в большей степени зависит от его эмоциональной компетентности и умения правильно оценивать эмоциональное состояние партнеров по общению, чем от его абстрактно-логических способностей (Гладких А.Г., 2007).


«Вовлеченность» и «вызов», как компоненты жизнестойкости респондентов, как оказалось, в сильной степени связаны с их целеустремленностью, диагностируемой с помощью методики Р. Эммонса (Гладких А.Г., 2007). Таким образом, мы убедились в том, что жизнестойкость человека отражается в его целеустремленности и связана с самомотивацией, личностной креативностью и удовлетворенностью жизнью. Вместе с тем, наши данные свидетельствуют в пользу того, что жизнестойкость человека может в большей степени зависеть от степени развития его эмоционального интеллекта.

Как известно, человек, попадая в трудные для него жизненные ситуации и стремясь устранить возникающее у него чувство тревожности, может использовать какой-либо вид психических защит (Березин Ф. Б., 1988). Поэтому нам представлялось важным оценить, как эти защиты могут проявиться у людей с разной степенью выраженности жизнестойкости. В связи с этим некоторым участникам нашего исследования (п=141) был предложен тест Индекс жизненного стиля (автор Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.). Корреляционный анализ показал, что высокая жизнестойкость человека сопровождается наличием у него низкой степени психических защит («вовлеченность» г=-0,359; р=0,000; «вызов» г=-0,269; р=0,001 и итоговый показатель жизнестойкости г=-0,308; р=0,000). При этом предпочитаемой формой психической защиты у такого человека оказывается «отрицание» («вовлеченность» г=0,277; р=0,001; «контроль» г=0,324; р=0,000 и итоговый показатель жизнестойкости г=0,293; р=0,000). То есть, чем в большей степени ему свойственна жизнестойкость и «контроль», тем более он склонен к искажению реальности в трудных жизненных обстоятельствах.

В свете наших последних работ (Богомаз С.А., Филоненко А.Л., 2006; Богомаз С.А., 2007; Нос Е.Ю., 2007; Нос Е.Ю., Резина А. С., 2007), мы склонны объяснять данный факт тем, что люди, у которых мы диагностируем высокий уровень психической защиты «отрицание» и приписываем им подсознательное стремление исказить реальность, на самом деле отличаются склонностью идеализировать окружающий мир. Вероятно, они способны к созданию идеального субъективного мира, который мотивирует их к нахождению смысла в собственной жизни и самоорганизации своей социальной активности. Следует уточнить, что это предположение опирается на идею Л.С. Выготского о призвании психики не столько отражать объективную реальность, сколько «субъективно искажать» ее в пользу человека, «чтобы можно было действовать».

Таким образом, жизнестойкость человека, очевидно, потому может выступать в качестве важного личностного ресурса, способствующего преодолению стресса и достижению высокого уровня физического и психического здоровья, что оно, в частности, сочетается с некоторыми не менее важными его индивидуальными особенностями, придающими ему устойчивость и ориентирующими на значимые цели. По-видимому, человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира, что позволяет ему абстрагироваться от мелочей жизни и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, направляющие его активность, не только, невзирая на возникающие трудности, но и креативно находя в них новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему. При этом ему свойственен высокий эмоциональный интеллект, повышающий его «живучесть» в современном социуме посредством эффективного оценивания эмоционального состояния партнеров по общению и способности адекватно управлять своими и чужими эмоциями. Очевидно, человек, обладающий совокупностью таких качеств, способен с большей вероятностью достигать поставленных целей; это, в свою очередь, может быть причиной переживания им чувства субъективного благополучия, также рассматриваемого в качестве одной из ведущих детерминант высокого уровня здоровья.


В противоположность этому, человек с низкой жизнестойкостью, которая может сочетаться с невыраженным стремлением к идеальному, отсутствием личностно значимых целей и смыслов жизни, с низкой коммуникативной компетентностью, со всей очевидностью, окажется максимально чувствительным к различным мелочам жизни и жизненным трудностям. Как следствие, он будет подвержен хроническому стрессу, у него будет развиваться физическое и психическое истощение, ему будут свойственны высокий уровень психических защит и нарушение здоровья. Судя по нашим данным, такой человек, сталкиваясь с жизненными трудностями, будет проявлять те формы реагирования, которые характерны для психических защит «регрессия», «проекция» и «замещение».

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости в контексте ситуаций неопределенности на примере менеджеров организаций

2.1. Программа эмпирического исследования

В ходе исследования были использованы следующие методики:

  1. Тест жизнестойкости С.Мадди (в адаптации Д.А.Леонтьева и Е.И.Рассказовой). Тест направлен на диагностику психологических факторов успешного совладания со стрессом, а также снижения и предупреждения внутреннего напряжения в стрессовой ситуации. В жизнестойкости так же рассматривается три автономных ее компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Развитость этих компонентов и жизнестойкости у топ-менеджера в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в неопределенных или стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия его как менее травмирующего. Опросник содержит 45 утверждений. Испытуемым предлагается оценить меру согласия с каждым из пунктов, используя варианты ответа - «нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «нет».
  2. Методика определения толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации А.Г. Солдатовой).

Представляет собой первую самостоятельную методику, направленную на диагностику толерантности к неопределенности - индивидуальной склонности рассматривать неопределенные ситуации как желаемые, либо как угрожающие. На её основе в дальнейшем создавались другие шкалы. Впервые данная методика была опубликована Стенли Баднером (Stanley Budner) еще в 1962 году. Русскоязычная адаптация, которую мы используем в нашем исследовании, была сделана Г.У.Солдатовой в 2008 году.

В данной методике также рассматривается 3 источника интолерантности к неопределенности: новизна проблемы, сложность проблемы, неразрешимость проблемы. Выраженность какого-либо из этих источников интолерантности говорит о низкой толерантности к нему в преодолении трудных жизненных ситуаций. Опросник содержит 16 утверждений. Испытуемым предлагается оценить степень согласия с каждым из утверждений, используя варианты ответа - «абсолютно не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «не знаю», «скорее согласен», «согласен», «абсолютно согласен».

  1. Мельбурнский опросник принятия решений Т.В.Корниловой (МОПР).

Данный личностный опросник предназначен для диагностики индивидуального стиля принятия личностью решений в условиях неопределенности, стиля совладания со стрессами (копинг-стратегии).

Данная модель включает в себя 5 основных паттернов совладания личностью со стрессовыми ситуациями, которые связаны с принятием угрожающих и сложных решений: 1) игнорирование личностью, принимающей решение, поступающей информации о возможных рисках и потерях и продолжение следования выбранному курсу действий; 2) некритичное принятие курса действий, являющегося либо наиболее выраженным, либо навязанным кем-либо другим; 3) защитное избегание личностью принятия решения (через прокрастинацию), перекладывание ответственности и рационализация сомнительных альтернатив; 4) гипербдительность (сверхбдительсность) - не включает интеллектуальную ориентировку поиска выхода из сложной ситуации, то есть импульсивное принятие решения, которое обещает избавление от ситуации; в экстремальных формах может быть выражена панически при выборе между несколькими альтернативами; 5) бдительность подразумевает уточнение целей и задач, рассмотрение альтернатив, которое связано с поиском необходимой информации, ассимиляцией ее без предрассудков и оценки перед выбором. Согласно интерпретации шкал опросника, бдительность определяется единственным из копингов, позволяющим принимать рациональные решения.


Опросник включает в себя 22 утверждения. Испытуемым предлагается выбрать ответы, наиболее соответствующие их обычному способу принятия решений, используя ответы - «неверно для меня», «иногда верно», «верно для меня».

  1. Опросник профессионального самоотношения К.В. Карпинского, А.М. Колышко.

Опросник направлен на изучение структуры и содержания самоотношения личности как субъекта профессиональной трудовой деятельности. Он используется для обследования испытуемых, которые имеют стабильную занятость и которые прошли этап адаптации к профессии или к новому рабочему месту. В нашем исследовании опросник используется для обследования содержания и структуры самоотношения менеджеров, занимающих руководящие должности в организациях различной направленности.

Опросник содержит шкалы и субшкалы, отражающие позитивное отношение испытуемого к себе - Самоэффективность в профессии» (субшкалы «Саморуководство в профессии» и «Самооценка личностного роста в профессии») и «Самоуважение в профессии» (субшкалы «Самоуверенность в профессии» и «Самопривязанность в профессии»), а так же шкалы, отражающие «отрицательное» отношение - «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самообвинение в профессии».

Опросник включает в себя 39 утверждений. Испытуемым предлагается ознакомиться с рядом утверждений, касающихся их профессионального самоотношения, и оценить, в какой степени они характеризуют лично их, используя варианты ответов - «совершенно неверно», «пожалуй, неверно», «пожалуй, верно», «совершенно неверно».

Перечисленные методики составили программу эмпирического исследования по проблеме особенностей жизнестойкости в контексте ситуаций неопределенности на примере менеджеров организаций (см. Приложение 1).

В современных условиях жизни общества все больше возрастает нестабильность не только общественная, но и экономическая и политическая, что в свою очередь сказывается на предъявлении к руководителям организаций все более возрастающих требований. В ситуациях постоянно сменяющихся условий и информационного перенасыщения эффективность процесса управления организацией во многом зависит как от личностных, так и от профессиональных особенностей и качеств руководителя. Одними из условий повышения эффективности и результативности управленческого процесса являются стремление топ-менеджера к обучению и саморазвитию, уровень его ответственности, зрелости и устойчивости к различным стрессам, развитые профессиональные управленческие компетенции. Но в современных нестабильных условиях в профессиональной сфере особо важную роль для обеспечения эффективности рассматриваемого процесса играют личностные ресурсы руководителя, наблюдаемые в проявлениях жизнестойкости, а так же способность переживать неопределенность, в том числе и посредством преобладающего стиля принятия решений в возникающих неопределенных ситуациях, и профессиональное самоотношение личности.