Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Анализ деятельности компании ПАО «Toyota» ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
С каждым годом рыночная экономика растет и развивается, а значит потребность к грамотному управлению повышается вместе с ним. Чем крупнее производства или деятельность отдельно взятой компании, тем больше повседневные задачи по управлению требуют рациональных и разумных решений самых разнообразных задач: от грамотного управления рабочей силы до выгодной реализации выпускаемой продукции или оказываемых услуг. С решением подобных задач и занимается такая сфера управленческой деятельности как – называемой «Менеджмент» ом.
Что такое Management?
Слово «Management» с английского языка означает «управление, руководство, администрирование». Это дисциплина современной системы управления предприятями, действующая в основном в условиях рыночной экономики. И отличие слова «менеджмента» от слова «управления» в что, «менеджмент» применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.
Для практической части работы, объектом исследования выступает система управления ПАО «Toyota».
Целью исследования данной работы является рассмотрения системы управления компания ПАО «Toyota», как процесса реализации взаимосвязанных функций, т.е. взаимосвязи функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по совершенствованию функций управления в организации.
В задачи входит непосредственно раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
менеджмент рыночный экономика управление
1. Понятие функций менеджмента и системы менеджмента
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это комплекс и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Пять основных функций административного процесса было выделено профессором Анри Файоль (Henri Fayol – основатель теории админстративного управления, начало ХХ века):
Прогнозировать, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Прогнозирование – это изучать ещё не произошедшее, непосредственно устанавливать программу действий.
Организация – соорудить двойной организм компании (материальный и социальный).
Распоряжение – приводить в действие персонал предприятия.
Согласование – связывать, объединять, сочетать с друг другом все действия и усилия.
Контроль – наблюдать, всем что всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
Основные функции менеджмента по Файолю:
Рис 1
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:
по содержанию процесса менеджмента (основополагающие функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
В настоящее время различные концепции менеджмента предусматривают огромное разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить 3 группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1):
общие функции управления;
Общественно-психологические функции управления;
технологические функции управления.
Рис 2
Система функций менеджмента
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.
Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
формирование целей;
планирование;
организацию;
контроль.
Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.
Общественно-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в компании. Они содержат две разновидности функций: делегирование полномочий и стимулирование.
Технологические функции менеджмента определяют 2 основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и межгрупповые связи.
Общие, общественно-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают единую систему менеджмента, позволяющую четко определить методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных управляющих.
В целом область деятельности, называемая менеджментом компании, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
общий менеджмент (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
управление структурой компании (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности компании определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.
Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам управления:
прогнозирование и планирование;
организация работы;
мотивация;
координация и регулирование;
контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
организация работ по стандартизации;
учет и отчеты;
экономический анализ;
техническая подготовка производства;
организация производства;
управление технологическими процессами;
оперативное управление производством;
метрологическое обеспечение;
технологический контроль и испытания;
реализации продукции;
организация работы с кадрами;
организация труда и заработной платы;
материально-техническое снабжение;
капитальное строительство;
финансовая деятельность
менеджмента непосредственно представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Рассмотрим же подробно функции в системе менеджмента.
Планирование.
Планирование – один из основных функций менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование используется к необходимым заключениям, определяющим последующее становление компании. Сообразно концепции германского доктора Д.Хана планирование - это направленный в будущее регулярный процесс принятия заключений. Суть планирования имеет место быть в конкретизации целей становления компании всякого отряда в отдельности на поставленный этап: определение домашних задач, средств их заслуг, сроков и очередности реализации, выявление вещественных трудовых и денежных ресурсов для заключения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть как внутренние так и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития компании или др. структурного подразделения.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования:
- перспективное (которое дает определенные новые результаты в будущем)
- среднесрочное (те которые неизбежно требуют определенных решений в б)
- текущее (бюджетное, оперативное)
Виды планов:
1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.
2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.
Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.
В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.
Стратегическое планирование ориентировано непосредственно на продолжительное существование компанияи охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей компании на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, компания должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах осуществления деятельности.
Поскольку в условиях бурного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития компаниис учетом потребностей и ресурсов.
Стратегическое планирование осуществляется несколькими путями путями:
- долгосрочным планирование – это когда все показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» добавляются в план будущих шагов, бюджеты, планы прибылей и выручек с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегическим планированием: показатели развития компании на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться компания. Здесь перспективы развития и задачи для этого связаны между собой для выработки стратегии.