Файл: Системы автоматизированного проектирования технологических процессов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы лучше понимать проблемы перевода, рассмотрим микромо­ дель, изображенную на рис. 7.17. Здесь человек —любое лицо, описываемое

Рис .7.17. Микромодель перевода

форму В. Для этого он совершает четыре основных шага:

1.Получает информацию с помощью своего читающего механизма R (областей мозга, управляющих зрением и слухом).

2.Запоминает информацию в своей памяти М.

3.Выбирает из памяти эту информацию, а также информацию, опи­ сывающую процесс перевода, выполняет перевод и посылает результат сво­ ему пишущему механизму W (областям мозга, управляющим речью или дви­ жением рук).

4.Распространяет информацию с помощью письма, печати на терми­ нале или речи.

Даже такая упрощенная модель перевода позволяет исследовать воз­ никающие на каждом из этапов ошибки;

1.Одной из величайших особенностей человеческого интеллекта я ляется способность понимать входную информацию, сопоставляя ее с ин­ формацией, хранимой в памяти. Уровень понимания новой информации за­ висит от образования и жизненного опыта человека. Эта особенность лежит в основе человеческих способностей «читать между строк», понимать грамма­ тически неправильные предложения, предсказывать развязку кинофильмов и т.д. К несчастью, эти мощные способности в некоторых случаях вызывают неточности в процессе перевода, являются причиной ошибок в ПО. Ошибки возникают тогда, когда при чтении документа А человек видит то, что он ожидает или хочет увидеть, а не то, что написано, когда он пытается восста­

новить недостающие факты или просто не замечает существенной информа­ ции.

Эти же способности часто оказываются полезными при обнаружении ошибок. Если ошибки уже присутствуют в самом документе А, мы способны обнаружить их, осознавая несоответствие с нашим прежним жизненным опытом. Это, однако, полезно лишь тогда, когда мы отправляемся к создате­ лю документа А и выясняем с ним возникшие вопросы. Но чаще делается не так: мы разрешаем конфликт самостоятельно, иногда верно, иногда нет, и продолжаем работу дальше.

2. В большинстве случаев для того чтобы правильно запомнить ин­ формацию, нам надо ее понять. На этом этапе ошибки в ПО появляются в ре­ зультате неправильной интерпретации или полного непонимания входной информации. Она может быть слишком сложной или двусмысленной, обра­ зовательный уровень человека может оказаться недостаточно высоким.

3.Основной источник ошибок на этом этапе - забывчивость: человек может забыть входную информацию А либо точные правила выполнения пе­ ревода. Слабость других умственных способностей, таких как мышление или способностью извлекать из памяти относящиеся к делу знания, также обу­ славливает появлению ошибок.

4.Последний шаг, на котором информация может быть искажена или утрачена, - шаг 4. Многие не умеют ясно выражать свои мысли, поэтому смысл их сообщений понять трудно. Если количество выходной информации велико, человека начинает раздражать разница между скоростью мышления

иписьма. Чтобы справиться с этим, он использует сокращения либо предпо­ лагает, что факты будут «интуитивно очевидны» его адресаты. Эго увели­ чивает вероятность того, что следующий участник процесса разработки при переводе совершит ошибки.

7.13.3.Методы обеспечения надежности

Методы обеспечения надежности можно разбить на четыре группы: предупреждение ошибок, обнаружение ошибок, исправление ошибок и обес­ печение устойчивости к ошибкам.

Предупреждение ошибок. К этой группе относятся методы, цель ко­ торых - не допустить появления ошибок в готовой программе. Большинство методов концентрируется на отдельных процессах перевода и направлено на предупреждение ошибок в этих процессах. Их можно разбить на следующие подгруппы:

1.Методы, позволяющие справиться со сложностью, свести ее к ми­ нимуму, так как это - главная причина ошибок перевода.

2.Методы достижения большей точности при переводе.

3.Методы улучшения обмена информацией.


4. Методы немедленного обнаружения и устранения ошибок. Эти ме тоды направлены на обнаружение ошибок на каждом шаге перевода, не от­ кладывая до тестирования программы после ее написания.

Очевидно, что предупреждение ошибок —оптимальный путь к дости­ жению надежности ПО. Лучший способ обеспечить надежность - не допус­ тить возникновения ошибок. Гарантировать отсутствие ошибок, однако, не­ возможно. В этом и состоит исходная предпосылка обнаружения, исправле­ ния ошибок и обеспечение устойчивости к ошибкам: программа будет со­ держать ошибки, поэтому она должна быть спроектирована так, чтобы ее поведение было предсказуемо и в случае ошибки.

Обнаружение ошибок. Если предполагать, что в ПО какие-то ошибки все же будут, то лучшая (после предупреждения ошибок) стратегия - включить средства обнаружения ошибок в само ПО.

Меры обнаружения ошибок можно разбить на две подгруппы: пас­ сивные попытки обнаружить симптомы ошибки в процессе «обычной» рабо­ ты ПО и активные попытки программной системы периодически обследовать свое состояние в поисках признаков ошибок.

Конкретные меры обнаружения зависят от специфики предметной об­ ласти. Однако можно назвать следующие общие пассивные меры:

1.Проверку атрибутов любого элемента входных данных (тип, знак, пределы значения, длину данных).

2.Сравнение согласованности входных данных с какими-либо внут­

ренними. Например, если на входе операционной системы возникает требо­ вание освободить некоторый блок памяти, то система должна убедиться, что этот блок в данный момент действительно занят.

Пассивные меры обнаруживают ошибку лишь тогда, когда ее симпто­ мы подвергаются проверке. Можно делать дополнительные проверки, если спроектировать специальные средства активного обнаружения ошибок. Эти средства объединяются в диагностический монитор (в данном случае имеет­ ся в виду второе значение монитора - контролирующая и регулирующая про­ грамма): параллельный процесс, который периодически анализирует состоя­ ние системы с целью обнаружить ошибку.

Диагностический монитор может реализовать как периодически вы­ полняемую задачу (например, через определенный промежуток времени), так и задачу с низким приоритетом, которая выполняется в то время, когда сис­ тема переходит в состояние ожидания. Например, монитор может обследо­ вать основную память, проверять необычные ситуации (например, процесс не планировался для выполнения в течение некоторого интервала времени), осуществлять поиск «затерявшихся» сообщений или операций ввода-вывода.

Исправление ошибок и устойчивость к ошибкам. Имея средства обнаружения ошибок, естественно предпринять следующий шаг —создать средства, нацеленные на исправление обнаруженных ошибок. По существу, термин «исправление ошибок» в применении к ПО означает ликвидацию ущерба, нанесенного ошибкой, - исправить ошибку в ПО без участия чело­


века невозможно. Средства исправления ошибок довольно сложны и сами могут содержать ошибки. Для ликвидации ущерба от ошибок необходимо изолировать ошибки, например, исключая ссылки на другую программу или на данные в другой программе.

Вопросы к главе 7

1 Дайте объяснение понятиям «программно-методический комплекс», «программно-технический комплекс».

2.По каким признакам классифицируются САПР?

3.Что значит полная и частичная интеграция САПР?

4.Назовите основные подсистемы КИП (CIM).

5.Какие технические средства относятся к центральным, какие - к пе­ риферийным?

6.Назовите классы ЭВМ.

7.Как организовано объединение ЭВМ по архитектуре «клиент - сер­

вер»?

8.Что включает в себя математическое обеспечение САПР?

9.Охарактеризуйте структурные и функциональные модели.

1 (^Классификация программного обеспечения САПР.

11.Назовите этапы разработки ПО.

12.Какие способы применяются при организации информационного

фонда в САПР?

13.Состав лингвистического обеспечения.

14.Понятие ошибки и надежности в информационных системах.

15.Приведите макромодель и микромодель перевода.

16.Назовите основные методы обеспечения надежности.

Библиографический список

1.Автоматизация проектирования технологических процессов в ма­ шиностроении / В.С.Корсаков, Н.М.Капустин, К.Х.Темпельгоф, Х.Лихтенбер(; Под общ. ред. Н.М.Капустина. - М.: Машиностроение, 1985. - 305 с.

2.Быков В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении. - Л.: Машиностроение, 1989. - 255 с.

3.Вязгин В.А., Федоров В.В. Математические методы

автоматизированною проектирования: Учеб, пособие для втузов. - М.:

Высш. шк., 1989. —184 с.

4.Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуаль­ ных систем. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.

5.Гжиров Р.И., Серебреницкий П.П. Программирование обработки

на станках с ЧПУ: Справочник. - Л.: Машиностроение, 1990. - 588 с.

2 6 9


6. Грувер М., Зиммере Э. САПР и автоматизация производства. - М.:

Мир, 1987. 528 с.

7. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика: Учеб, для ву­ зов / Под ред. д-ра экон.наук, проф. В.В.Евдокимова. - СПб.: Питер, 1997. — 592 с.

8.Евсин Е.А., Зубаирова Л.Х. Информационные технологии в науч­ ных и инженерных разработках. Ч. И. Представление знаний на языке таблиц решений: Учеб, пособие / Псрм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 1999. —38 с.

9.Иващенко И.А., Иванов Г.В., Мартынов В.А. Автоматизированное проектирование технологических процессов изготовления деталей двигате­ лей летательных аппаратов: Учеб, пособие для вузов. —М.. Машиностроение,

1992.-336 с.

Ю.Ильичев А.В. Эффективность проектируемой техники: основы ана­ лиза. -М .: Машиностроение, 1991. - 336 с.

11 .Интеллектуальные САПР технологических процессов в радиоэлек­ тронике / А.С.Алиев, Л.С.Восков, В.Н.Ильин и др.; Под рсд. В.Н. Ильина. - М.: Радио и связь, 1991. - 264 с.

12.

Интеллектуальные системы принятия проектных решений А

Алексеев, А.Н. Борисов, Э.Р. Вилюмс и др. - Рига: Зинатне, 1997. - 320 с.

13.

Карданская И.Л., Чудаков А.Д. Системы управления производ

вом: анализ и проектирование: Учеб, пособие. - М.: Русская деловая литера­

тура, 1999. - 240 с.

М.Майерс

Г. Надежность программного обеспечения. - М.: Мир,

1980.-360 с.

 

15.Маталин А.А. Технология машиностроения. Учеб, для вузов. - Машиностроение, 1985. - 496 с.

16.Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирован САПР: Учеб, для спец. «Вычислительные маш., сист. и сети». - М.: Высш.

шк., 1990. - 335 с.

17.Норенков И.П. Разработка систем автоматизированного проек рования: Учеб, для вузов. - М.: Изд-во Ml ТУ им. Н.Э.Баумана, 1994. - 207 с.

18.Норенков И.П. САПР на выставке Comtek’2001 // Информационн технологии. - 2001. - № 8.

19.Погребинский А., Павлов А. Сравнительный анализ CAD/CA систем // Машиностроение. - 2000. - № 8.

20.Рыжов Э.В., Аверченков В.И. Оптимизация технологических п цессов механической обработки / Отв. ред. АЛ.Гавриш; АН УССР. Ин-т сверхтвердых материалов. - Киев: Наук, думка, 1989. - 192 с.

21.САПР в технологии машиностроения: Учеб, пособие. —Ярослав Яросл. гос. техн. ун-т, 1995. - 298 с.