Файл: Практика создания и функционирования картелей (Теоретические аспекты картеля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Из предложенных тем для написания работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» я выбрала тему «Практика создания и функционирования картелей».

По роду своей профессиональной деятельности мне приходится регулярно прибегать к изучению периодических, аналитических изданий и литературы на экономическую тематику. В кредитной организации, в которой я работаю, в конце 2014 года создан новый Департамент, работающий по развитию оказания услуг субъектам среднего и малого предпринимательства, к 2016 году Департамент вырос на столько, что кредитная организация претерпела переименование, предприняты административные меры по перепрофилированию всего спектра банковских услуг, направленных на оказание услуг среднему и малому бизнесу. За полтора года количество клиентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей достигло с 1,8 тысяч расчетных счетов до 41,6 тысяч расчетных счетов. Такой интерес акционеров - владельцев кредитной организации к развитию предпринимательства вызвал желание более глубоко разобраться в исследуемом экономическим термине и явлении «картель». Так же выбор темы обусловлен её актуальностью, поскольку, картель в современной экономике играет значительную роль, поскольку различные картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, что позволяет данным предприятиям удержаться в конкурентной борьбе с крупными предприятиями, также картель оказывает поддержку и помогает выйти малым и средним предприятиям на внешний рынок, это так называемые экспортные картели. Напрашивается вывод, что с помощью картелей можно регулировать развитие различных отраслей экономики.

     В настоящее время все меньше картелей стремятся установить абсолютный контроль над рынком. Скорее, речь идет о завоевании определенной доли рынка, о ее расширении. Что касается способов создания картелей, то здесь можно выделить тенденцию к отклонению от традиционной практики объединения на производственном уровне, когда, например, объединение устанавливает производственные квоты для своих участников. Современные картели все чаше концентрируются на таких актуальных моментах, как эффективный выход на новые рынки, координирование стратегий развития участников объединения, выработка и реализация единой маркетинговой политики.

Объектом курсовой работы является форма монополистического объединения – картель.


 Предмет – роль картелей в современной экономике, его влияние на отрасли.

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов деятельности картеля, а также анализ их влияния на отраслевом и международном уровне.

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

 -изучить сущность картелей и их виды

-рассмотреть роль картелей в истории экономики

-обозначить государственное регулирование картелей

-выявить влияние Опек на экономику в 1973 году и в период с 2008 по 2014 год.

- сформулировать проблемы зависимости ценообразования нефти от решения ОПЕК.

Степень разработанности проблемы: отечественные экономисты стали активно исследовать картели в период развития и роста рыночных отношений. Часто в связи с изучением вопроса конкуренции. В этой связи необходимо назвать работы С.Б. Авдашевой, Г.Л. Азоева, В.П. Горева, Акимова А.Д., Кирушенко И.Л.

В процессе работы над изучением, обобщением имеющегося материала, была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации.

При написании данной курсовой работы были использованы научные труды, монографии, учебные пособия исследователей в области монополии, статистические данные, приводимые в различных источниках, а также научная и периодическая литература, приведенная ниже в библиографическом списке.

Глава 1. Теоретические аспекты картеля

1.1. Сущность картелей и их виды

В современном мире в тенденцию вошел факт объединения ряда предприятий или организаций деятельности одной отрасли в картели. При образовании картеля его участники не утрачивают своей суверенности или самостоятельности, между участниками картеля заключается соглашение по ряду вопросов: цены на товары, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Участники картеля продают товары или продукцию самостоятельно, но в определенных рамках договоренностей: о продаже[1][1]по ценам, не ниже цен по предусмотренных договором; о выпуске продукции и продаже продукции по определенным нормам — квотам каждого участника в производстве или продаже определенного вида товара; о разделение рынка сбыта. Нарушение соглашения в виде выхода за рамки квоты или вторжения на рынки сбыта другого участника картеля влечет за собой санкции в виде штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также положения об условиях найма рабочих. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали вносить патентные соглашения, договоры о взаимной разработке научной и технической информации.


Картели возникли в результате уплотнения и концентрации производства и централизации денежных капиталов в середине 19 века. Сплочению в картели промышленности поспособствовали протекционистская политика правительств, ведущая к минимизации иностранной конкуренции, и стремление предпринимателей к объединению сил с целью захвата внутренних и внешних рынков.

Как правило, картель создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Цель образования подобных объединений тщательно скрывается и, в общем случае, большинство картелей носит тайный характер. Однако картельные соглашения обычно рассматриваются как мягкая форма монополии, и при общем запрете картеля в антимонопольных законодательствах развитых стран обычно делаются исключения для некоторых фирм. Соглашение об образовании картеля оформляется договором. Зачастую картель образуется негласно, без документарного оформления. Признаки картеля: договорный характер образования, юридическая самостоятельность членов-участников, совместная деятельность на рынке.

Выделяют несколько разновидностей картелей;

  Квотовый картель – предоставляет (выделяет) каждому участнику картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена.

Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. 

Можно выделить много классификаций картелей, в зависимости от цели создания. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю. 

1.2. Роль картелей в истории экономики

Появившиеся производственные машины дали возможность производства большего количества товаров. Их производители конкурировали между собой в условиях свободной конкуренции, используя новейшие достижения современной техники. Рынки заполнялись товарами и впоследствии переполнялись ими. Предложение товаров намного превышало спрос на них.

В этой ситуации положение производителей товаров усугублялось тем, что у них постоянные капиталы преобладали над оборотными. Весь фабричный и заводской имущественный комплекс, состоящий из зданий, оборудования иного имущества, при кризисах перепроизводства становился мёртвым, что влекло за собой большие потери на процентах. И производителям ничего не оставалось делать, кроме как снижать цены практически до уровня себестоимости товара или даже существенно ниже её, что, в свою очередь, увеличивало период экономической депрессии.


Экономике было необходимо какое-либо средство против такого положения дел.

Создались экономические предпосылки зарождения картелей. Производители начали договариваться между собой[2] [2]о ценах и рынках сбыта того или иного товара. Всё это происходило спонтанно, без участия государства: рынок лечил себя сам.

     Первые картельные соглашения были заключены в Англии среди английских владельцев каменноугольных копей в 18-м веке, и после этого картели стали медленно «расползаться» по континенту. Измождённые экономическими войнами конкуренты готовы были к «добровольно – принудительному» заключению мира, чтобы остаться хотя бы на плаву.  Но любой картельный союз ограничивает у своих членов их экономические свободы. И предприниматели идут на такое ограничение в силу [3]указанных выше обстоятельств.

В следствии ограничения конкуренции был достигнул баланс соотношения оптимального спроса и предложения. По такому сценарию изменялась ситуация в Европе на этапах зарождения первых форм картелей. В этот момент времени, картели имели немаловажную роль в продвижения мировой экономики.

В Америки первые картели появились в середине 19 века, по факту только через век после зарождения картелей в Европе. Американский аналог картеля назывался пулом, который не получил здесь такого распространения, как в Европе. Значение пулов в экономической истории США проявилось в том, что они за короткий период своего существования подготовили экономическую базу для образования трестов, по числу и величине которых с США до сих пор не может сравниться ни одно государство мира.

     В России первые формы картелей появились уже в конце 19 века и именовались синдикатами. Толчком к их быстрому росту стал кризисный период мировой экономики 1900-1903 гг. Наиболее могущественными российскими картелями были «Продамет», «Продуголь», «Продвагон». К 1909 году синдикаты сплотили большую долю предприятий на рынке во всех ведущих отраслях промышленности. Образованию синдикатов в  России способствовали, с одной стороны, покровительственные пошлины, которыми был защищён российский рынок от импортных товаров, с другой стороны, казённые заказы, распределяемые на конкурсах. Эти конкурсы были чистой фикцией, так как их участники – промышленные предприятия договаривались между собой[3] [4]для того, чтобы не сбивать друг другу цены.


     Поскольку картели имеют возможность влиять на цены и, соответственно, регулировать свои прибыли, на определённой стадии своего развития картели начинают превращаться из средства выживания в период тяжёлых экономических депрессий в одно из средств монополизации рынка. У участников картелей возникает естественное предпринимательское желание максимизировать свои прибыли. Ценовая политика картелей уже не отражает справедливого соответствия получаемой прибыли затрачиваемым усилиям и риску. Картели начинают обогащаться за счёт потребителей. И задача государства в такой ситуации состоит не только в том, чтобы нейтрализовать отрицательные свойства картелей, не дать им проявиться, но при этом постараться ещё и поставить картели на службу обществу, используя их положительный экономический потенциал. 

1.3. Государственное регулирование картелей

     Правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. (далее — Закон). В частности, ст. 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ст. 11 Закона).

При этом Закон рассматривает следующие действия как направленные на злоупотребление на рынке:

    1. установление, поддержание монопольно высокой цены;
    2. навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него;
    3. создание условий, при которых одна из сторон будет ущемлена в чем-либо;
    4. установление, поддержание монопольно низкой цены;
    5. создание препятствий и закрытия доступа на товарный рынок и пр.

     Законом запрещены соглашения, которые приводят к разделу рынка:

    1. по территориальному признаку;
    2. объему продажи;
    3. ассортименту и разнообразию товаров и продукции;
    4. установлению или поддержанию цен (тарифов);
    5. предоставления условий членства в профессиональных союзах, если эти условия неизбежно приводят к ограничению конкуренции и пр.[1]1

     Как правило, антимонопольному органу[4][5] достаточно трудно доказать факт наличия между компаниями или организациями картельного соглашения, например, об установлении определенной цены на реализуемую продукцию. Данные соглашения в виде одного юридического документа не существуют, не заключаются. Даже если бы они были, то не имели бы возможности находиться в правомерной правовой базе и расценивались бы как юридически недействительные в силу несоответствия и прямой несовместимости с законодательством.