Файл: Формы государственного устройства (ФОРМА ГОСУДАРСТВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ограниченная монархия – это форма монархического правления, когда власть монарха ограничена каким-либо документом или государственным органом. Так, существуют следующие виды ограниченной монархии:

  1. Конституционная монархия;
  2. Парламентская монархия;
  3. Дуалистическая монархия.

Итак, конституционная монархия – монархическая форма правления, при которой власть монарха ограниченна законом – конституцией, то есть писаным законом, в соответствии с которым монарх правит. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Так, под дуалистической монархией понимают конституционную монархию, при которой власть монарха ограничена конституция, но по факту он сохраняет властные полномочия во всех ветвях власти. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое.

Парламентская монархия – подвид конституционной монархии, при которой основная власть в стране принадлежит парламент, а монарх чаще всего выполняет представительскую функцию. Данный вид монархии, как правило,  существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность.

Республика – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Республика, как форма правления обладает рядом характерных для ее признаков, которые заключаются в следующем[10]:

  1. Органы государственной власти, которые избираются;
  2. Выборность власти на определенный срок;
  3. Руководство государством от имени его народа, то есть управление народом;
  4. Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения;
  5. Принцип разделения властей;
  6. Провозглашение гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В современном мире существуют три основные разновидности республики[11]:

Республиканская форма правления

Смешанная республика

Президентская республика


Парламентская республика

Отличительными чертами этих видов республиканского правления, является:

  1. Способ формирования правительства;
  2. Ответственная связь, то есть перед кем оно ответственно;
  3. Взаимоотношения различных ветвей власти.

Президентская республика – подвид республиканской формы правления, в соответствии с которой президент страны является и главой государства и главой правительства.

Отличительными чертами президентской республики является следующее[12]:

  1. Президент – глава государства и правительства;
  2. Избрание президента путем всенародного голосования, то есть внепарламентский способ;
  3. Наиболее последовательно проведен принцип разделения властей;
  4. Ответственность правительства перед главой государства;
  5. Широкий круг полномочий президента.

Законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств.

Парламентская республика – подвид республиканской формы правления, в соответствии с которой верховная власть стране принадлежит парламенту. Это означает, что правительство несет ответственность перед парламентом о результатах своей деятельности. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Смешанная республика – подвид республиканской формы правления, в соответствии с которой правительство несет ответственность за свою деятельность и перед парламентом и перед президентом. К примеру, многие политологи считают, что на современном этапе развития российского государства именно данный тип правления для него характерен[13].

Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им.


2.2 Политический режим

Политический режим – составная и неотъемлемая часть категории форма государства. Так, политический режим характеризуют как конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». Политический режим имеет различные виды, в основе отличия которых лежит возможность управления страной народом. Итак, исходя из данного критерия, выделяют следующие виды политических режимов[14]:

Виды политических режимов.

Антидемократические режимы

Демократические режимы

Итак, демократический режим – вид политического режима, в основе которого лежит принцип демократии. Понятие демократии возникло еще в Древней Греции и подразумевает народовластие, которое представляет собой одну из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. По сути, демократия - идеал общественного устройства, который выражается в:

  1. Свободе,
  2. Равенстве,
  3. Уважение человеческого достоинства,
  4. Солидарности.

Итак, демократический режим – политический режим, характеризующийся свободой человека, соблюдением его прав с возможностью осуществления и участия в управлении государством.

Отличительными особенностями демократического режима являются[15]:

  1. Суверенитет народа – право и возможность народа выбирать свои представительные органы и сменять их;
  2. Выборность государственных органов на определенный срок;
  3. Защита прав населения и его меньшинств;
  4. Недопустимость всякого рода дискриминаций;
  5. Равенство всех перед законом и равное вовлечение в управление страной;
  6. Правительство основано на согласии управляемых;
  7. Свободные и честные выборы;
  8. Социальный, экономический, идеологический и
  9. политический плюрализм;
  10. Справедливое судопроизводство;
  11. Строгое соблюдение прав и свобод.

Демократический режим также имеет несколько видов, имеющий некоторые различия между собой:

  1. Прямая демократия – в этом случае страной управляет непосредственно народ и участвует в подготовке и принятии политических решений;
  2. Плебисцитарная демократия - различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.;
  3. Представительная демократия - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

Следующий вид политического режима – недемократический, который в свою очередь имеет следующие подвиды:

  1. Тоталитарный режим;
  2. Авторитарный режим.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Отличительными чертами тоталитарного режима является[16]:

  1. Наличие крупной политической партии, которая врастает в механизм государственного управления;
  2. Сосредоточение государственной власти в «руках» одной политической партии;
  3. Власть сосредоточена вокруг лидера партии;
  4. Доминирование идеологии, которую определяет партия и ее лидер;
  5. Существование террористического полицейского контроля.

Поскольку, тоталитарный режим относится к идеологическим, следовательно в зависимости от господствующей идеологии существуют следующие виды тоталитарного режима:

  1. Коммунистический режим - выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности;
  2. Фашистский режим – крайне правый политический режим, отличительными чертами которого являлись: национализм, Антикоммунизм, ксенофобию, реваншизм, шовинизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм,расизм, и политику геноцида;
  3. Национал-социалистический режим.

Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Авторитарный политический режим – один из наиболее распространенных в истории типов политической системы. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Характерные черты:

  1. Автократия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного правителя;
  2. Неограниченная власть;
  3. Ориентация власти на применение силы;
  4. Возможность применение силы в случае неподчинения власти в нутрии государства;
  5. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции;
  6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

2.3 Форма территориального устройства

Последняя, но не менее значимая составная часть формы государства – это форма территориального устройства. Так, под формой территориального устройства понимают национальное и административно-территориальное устройство страны, которое характеризует отношения между его составными частями и органами государственной власти в центре и на местах.

Территориальное устройство государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства выражает[17]:

  1. Характер составных частей государства;
  2. Характер правового положения составных частей государства;
  3. Характер взаимоотношений органов государственной власти в центре и в составных частях государства;

Форма территориально устройства

Конфедерация

Федеративное государство

Унитарное государство

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой административно-территориальное образование не имеет статуса государственно образования.

У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для мононациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.