Файл: Формы государственного устройства (ФОРМА ГОСУДАРСТВА ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой административно-территориальное образование имею статус государственного образования со своим политическим статусом, эти части принято именовать субъектами федерации.
Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Так к примеру, на территории Российской Федерации – крупнейшего федеративного государства на планете, в основном законе страны – Конституции разграничены предметы ведения федерации и ее субъектов.
Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации
Главное различие между обеими федерацией и унитаризмом, заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства — субъекты федерации.
Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти.
Конфедерация - особенная форма государственного устройства, при которой несколько суверенных государств объединяются для достижения определенной цели[18]. То есть по сути, конфедерация – это государственный союз государств. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе изучения данной темы и работы, поставленная цель была достигнута, через выполнения поставленных задач. Основной вывод, который можно сделать на основе изученной информации – это то, что форма государства сложная и многоэлементная категория права, которая включает в себя три составных элемента:
- Форма правления – категория, которая характеризует государства со стороны управления им, то есть о том кто правит в стране монарх или выборный глава, и как связаны органы государственной власти в стране и то каким образом они формируются;
- Форма территориального устройства - раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Устройство государства может быть трех видов: федерация, унитарное государство и конфедерация;
- Политический режим – характеризует способ осуществления государственной власти на территории определенного государства, правовое положение его народа и степень вовлеченности его в управление страной.
Таким образом, форма государства чрезвычайно важная часть изучения права и политологии, которая помогает охарактеризовать и понять место и роль конкретного государства в политическом мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/
- Р.Т. Мухаев. Политология. Учебное пособие. Проспект, 2010
- А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010.
- А.В.Мелехин. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). СПС КонсультантПлюс, 2009.
- В. Н. Хропанюк. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. Учебное пособие. Издательство "Интерстиль", "Омега-Л", 2008.
- Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства.Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях.Учебное пособие. Питер, 2005.
- Официальный сайт конституции Российской Федерации - http://www.constitution.ru/
-
Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства.Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.25-36. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С. 12-14. ↑
-
Р.Т. Мухаев. Политология. Учебное пособие. Проспект, 2010. С.36. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010.С. 15. ↑
-
Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства.Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.41-44. ↑
-
Р.Т. Мухаев. Политология. Учебное пособие. Проспект, 2010. С. 55-57. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С. 15-16. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С.15-17. ↑
-
А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях.Учебное пособие. Питер, 2005. С. 89-93. ↑
-
Р.Т. Мухаев. Политология. Учебное пособие. Проспект, 2010. С 98-101. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С.17-19. ↑
-
А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях.Учебное пособие. Питер, 2005. С.115-117. ↑
-
В. Н. Хропанюк. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. Учебное пособие. Издательство "Интерстиль", "Омега-Л", 2008. С.69. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С.19-22. ↑
-
В. Н. Хропанюк. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. Учебное пособие. Издательство "Интерстиль", "Омега-Л", 2008. С.156. ↑
-
А.В.Мелехин. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). СПС КонсультантПлюс, 2009. С. 88-91. ↑
-
А.В. Малько. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. Проспект, 2010. С. 23-27. ↑
-
А.В.Мелехин. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). СПС КонсультантПлюс, 2009. С.89-96. ↑