Файл: Методическая разработка урока истории в 6 классе Повседневная жизнь населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока истории в 6 классе
«Повседневная жизнь населения»
Урсулика Т.Г.
Санкт-Петербург
2017 год
Повседневная жизнь населения
Цельурока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.
Задачи:
Образовательная:
-
познакомить с повседневной жизнью земледельцев и горожан, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Коррекционная:
-
развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;
Воспитательная:
-
В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.
Ход урока
-
Проверка д/з
А) Игра «Верю-не верю»
1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка (-)
2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай (+)
3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя (+)
4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси (-)
5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-)
Б) Работа над терминами.
Удел | Простые свободные жители Руси |
Бояре | Свободные крестьяне на Руси |
Смерды | Владение младших членов княжеского рода |
Вотчина | Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин |
Смерд | Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования |
2. Изучение нового материала
Каким другим словом можно обозначить повседневную жизнь? Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.
Что относится к повседневной жизни человека?
Какие «следы» может оставить потомкам повседневная жизнь человека?
На какие большие группы делилось население Древнерусского государства?
Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?
Работа в группах. Составление коллажа
Можем ли мы определить представителям каких сословий принадлежат жилища? (слайд)
Наклейте картинки домов, принадлежащих вашему сословию
Чем питалось население Древней Руси?
Есть ли среди предложенных овощей лишние? Какие?
А все ли сословия питались одинаково?
Работа с коллажем.
А теперь поработайте самостоятельно.
Работа учащихся в группах над составлением коллажей о повседневной жизни различных сословий Древней Руси. Составление рассказа с помощью дополнительного текста с пропущенными буквами
Защита групповых работ.
Защита своих коллажей группами учащихся
4. Подведение итогов урока
Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения
3. Рефлексия
Заполнение листа самооценки. Выставление оценок.
4. Д/з §11, Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»
Приложение 1.
Игра «Верю-не верю» 1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка 2. Столицей Золотой Орды стал Киев 3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя 4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси 5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород |
Удел | | Простые свободные жители Руси |
Бояре | Свободные крестьяне на Руси | |
Люди | Владение младших членов княжеского рода | |
Вотчина | Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин | |
Смерд | Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования |
2
Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).
Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.
Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы
, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.
Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.
Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.
Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.
3
Повседневная жизнь бояр и дворян
Жилища князей и бояр — ____________________ — состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился _____________ — высокое деревянное здание-башня.
Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. Также в пище использовали __________ и ________.Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________. В домах знати пили ________ и ________.
Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в __________ года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку _____________ (то есть воспитателю). Богатые семьи обучали грамоте как _________________, так и ___________________.
По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на ________________, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или _____________. Порты шились из ___________ и __________. Верхней одеждой были ______________. На ногах красовались кожаные _______________ с загнутыми кверху носами, расшитые _____________ и _____________. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — _______________________, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом ____________________. Обувь делалась из _________________ и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал ________________.
Развлечением знати были ____________ и богатые дружинные ___________. Гостей на пирах развлекали ________________ и _________________. Любимыми забавами богатых людей была _______________, __________________, _____________ охота.
Повседневная жизнь горожан
Зажиточные горожане жили в ______________. В комнатах стояли _____________________, _______________, __________, __________________. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых домах освещались _______________.
Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.
Воспитание детей в семьях горожан было _______________. Дети горожан обучались _________________________, ___________________ и учились __________________, если была возможность. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.
Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.
Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.
Повседневная жизнь крестьян
Крестьяне жили в небольших домах. Это были _________________ с ___________________ полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились ______________________. Окна были маленькими. Они обтягивались ______________________________ или __________________________________________. Жилища освещались ___________________ — тонкими щепками сухого дерева.
Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.
Воспитание детей в крестьянских семьях было трудовым. Лет с _________ мальчика брали _______________________________, начинали приучать к какому-нибудь делу. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.
Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.
Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.
Приложение 4.
Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________
Критерии | Отлично | Хорошо | Могло быть и лучше |
1. Я справился(лась) с домашним заданием | | | |
2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы | | | |
3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников | | | |
4. Я активно работал(а) весь урок | | | |
Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________
Критерии | Отлично | Хорошо | Могло быть и лучше |
1. Я справился(лась) с домашним заданием | | | |
2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы | | | |
3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников | | | |
4. Я активно работал(а) весь урок | | | |