Файл: Методическая разработка урока истории в 6 классе Повседневная жизнь населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«Повседневная жизнь населения»

Урсулика Т.Г.

Санкт-Петербург

2017 год
Повседневная жизнь населения

Цельурока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с повседневной жизнью земледельцев и горожан, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Коррекционная:

  • развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;

Воспитательная:

  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Ход урока

  1. Проверка д/з

А) Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка (-)

2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай (+)

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя (+)

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси (-)

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-)

Б) Работа над терминами.

Удел

Простые свободные жители Руси

Бояре

Свободные крестьяне на Руси

Смерды

Владение младших членов княжеского рода

Вотчина

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Смерд

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования


2. Изучение нового материала

Каким другим словом можно обозначить повседневную жизнь? Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.

Что относится к повседневной жизни человека?

Какие «следы» может оставить потомкам повседневная жизнь человека?

На какие большие группы делилось население Древнерусского государства?

Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

Работа в группах. Составление коллажа

Можем ли мы определить представителям каких сословий принадлежат жилища? (слайд)


Наклейте картинки домов, принадлежащих вашему сословию

Чем питалось население Древней Руси?

Есть ли среди предложенных овощей лишние? Какие?

А все ли сословия питались одинаково?

Работа с коллажем.

А теперь поработайте самостоятельно.

Работа учащихся в группах над составлением коллажей о повседневной жизни различных сословий Древней Руси. Составление рассказа с помощью дополнительного текста с пропущенными буквами

Защита групповых работ.

Защита своих коллажей группами учащихся

4. Подведение итогов урока

Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения

3. Рефлексия

Заполнение листа самооценки. Выставление оценок.

4. Д/з §11, Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»
Приложение 1.

Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка

2. Столицей Золотой Орды стал Киев

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород




Удел




Простые свободные жители Руси

Бояре

Свободные крестьяне на Руси

Люди

Владение младших членов княжеского рода

Вотчина

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Смерд

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования


2
Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).
Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.
Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы

, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.
Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.
Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.
Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.


3
Повседневная жизнь бояр и дворян

Жилища князей и бояр — ­­­­­­­­­­____________________ — состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился _____________ — высокое деревянное здание-башня.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ­­­­­­­­___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. Также в пище использовали __________ и ________.Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________. В домах знати пили ________ и ________.

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в __________ года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку _____________ (то есть воспитателю). Богатые семьи обучали грамоте как _________________, так и ___________________.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на ________________, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или _____________. Порты шились из ___________ и __________. Верхней одеждой были ______________. На ногах красовались кожаные _______________ с загнутыми кверху носами, расшитые _____________ и _____________. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — _______________________, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом ____________________. Обувь делалась из _________________ и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал ________________.

Развлечением знати были ____________ и богатые дружинные ___________. Гостей на пирах развлекали ________________ и _________________. Любимыми забавами богатых людей была _______________, __________________, _____________ охота.

Повседневная жизнь горожан

Зажиточные горожане жили в ______________. В комнатах стояли _____________________, _______________, __________, __________________. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых домах освещались _______________.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ­­­­­­­­___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в семьях горожан было _______________. Дети горожан обучались _________________________, ___________________ и учились __________________, если была возможность. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.
Повседневная жизнь крестьян

Крестьяне жили в небольших домах. Это были _________________ с ___________________ полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились ______________________. Окна были маленькими. Они обтягивались ______________________________ или __________________________________________. Жилища освещались ___________________ — тонкими щепками сухого дерева.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ­­­­­­­­___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.


Воспитание детей в крестьянских семьях было трудовым. Лет с _________ мальчика брали _______________________________, начинали приучать к какому-нибудь делу. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Приложение 4.

Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________


Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я справился(лась) с домашним заданием










2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы










3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников










4. Я активно работал(а) весь урок











Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________


Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я справился(лась) с домашним заданием










2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы










3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников










4. Я активно работал(а) весь урок