Файл: Методические рекомендации для образовательных организаций Чеченской Республики по психопрофилактике профессионального выгорания педагогических работников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фаза «Резистенция»
Симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»
Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающиеся явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельством) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности.
Во втором случае профессионал неадекватно «экономит» на эмоции, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов.
Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация»
Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию.
Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственное чувства.
Симптом «расширения сферы экономии эмоций»
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области -в общении с родными, приятелями и знакомыми. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».
Симптом «редукция профессиональных обязанностей»
В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция (упрощение) проявляется попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Фаза «Истощение»
Симптом «эмоциональный дефицит»
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Он не в состоянии войти их положении, соучаствовать и сопереживать, отзывается на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.
Симптом «Эмоциональная отстраненность»
Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
Симптом «Личностная отстраненность, или деперсонализация»
Проявляется в широко диапазоне умонастроении и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций: с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Симптом «Психосоматические и психовегетативные нарушения»
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется условно – рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонение в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака.
Бланк опросника
1 | самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | самочувствие плохое |
2 | активный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пассивный |
3 | рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | внимательный |
4 | радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | грустный |
5 | усталый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | отдохнувший |
6 | беззаботный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | озабоченный |
7 | медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | быстрый |
8 | сосредоточенный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | отвлекающийся |
9 | плохое настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | хорошее настроение |
10 | бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | вялый |
11 | спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | раздраженный |
12 | желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | желание работать |
13 | полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | обессиленный |
14 | соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | соображать легко |
15 | безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | увлеченный |
16 | напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | расслабленный |
17 | выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | утомленный |
18 | равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | взволнованный |
19 | возбужденный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сонливый |
20 | довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | недовольный |
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов проводится с помощью ключей для оценки конкретных психических состояний. В ключах в первой колонке находится номер признака (порядковый номер состояния в бланке), далее – рейтинговая шкала из бланка и присуждаемое за каждый ответ количество баллов. Например, признак
№ 5 – это состояния «усталый – отдохнувший». Если испытуемый оценил свое состояние в 3 балла ближе к полюсу «усталый», то получает оценку в 7 баллов, если в 2 балла – то 6 и т. д. Если он, напротив, оценил свое состояние ближе к полюсу «отдохнувший» в 3 балла, то ответу присуждается 1 балл, если в 2 балла –
то 2 и т. д.
Ключи:
Оценка психической активации:
№ признака | Баллы, присуждаемые за ответы в бланке | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
5 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка интереса:
№ признака | Баллы, присуждаемые за ответы в бланке | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
3 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
15 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка эмоционального тонуса:
№ признака | Баллы, присуждаемые за ответы в бланке | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка напряжения:
№ признака | Баллы, присуждаемые за ответы в бланке | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оценка комфортности:
№ признака | Баллы, присуждаемые за ответы в бланке | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Баллы, набранные испытуемым, суммируются по каждой шкале.
Полученные таким образом данные заносятся в протокол исследования:
Бланк протокола
Психическое состояние | Оценка, баллы | Степень выраженности |
Психическая активация | | |
Интерес | | |
Эмоциональный тонус | | |
Напряжение | | |
Комфортность | | |
Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как
«высокая», «средняя» и «низкая». Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла.
При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов, низкая − от 16 до 21 балла.
Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой − при 3-8 баллах.
Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления пяти состояний между собой, а также сопоставления результатов с данными других исследований (анамнестических, психофизиологических, экспериментально- психологических и др.). Это сопоставление имеет конечной целью выяснить структурно-динамические, пространственные и временные, системные и другие характеристики и закономерности психических состояний человека в соответствии с конкретными задачами обследования.
-
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева, А.В. Шашков
Сочинский государственный университет
ул. Советская, 26а, Сочи, Россия, 354000
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Россия, 450000
Цель методики: диагностика социально-перцептивной установки человека по отношению к другим людям.
Процедура опроса. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом тестировании.
Стимульный материал. В качестве стимульного материала предлагаемой диагностической методики выступили пословицы народов мира. Данная форма народного творчества всегда содержит в себе определенную мысль, вывод, а также носит поучительный характер. Отражая обобщенный человеческий опыт, пословицы формируют культуру поведения и стиль жизни (например: «не красна изба углами, а красна пирогами»; «без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «цыплят по осени считают»; «шило в мешке не утаишь»), помогают человеку понять и объяснить поведение других людей, в том числе и такое, которое не всегда является конструктивным и позитивным в глазах окружающих (например: «яблоко от яблони не далеко падает»; «на воре и шапка горит»), а также формируют определенные убеждения, взгляды, которые могут помочь избежать неожиданных неприятностей (например, «от добра добра не ищут»).
При этом не со всеми пословицами можно согласиться. В ряде случаев они
носят оттенок негативизма и злорадства («человек человеку волк», «добро должно быть с кулаками», «красно говорит, а сам зло творит»).
Знакомство человека с пословицей либо актуализирует у него соответствующий жизненный опыт и тогда он соглашается с пословицей, либо противоречит его жизненному опыту, внутренним убеждениям и тогда человек не соглашается с ней. Тем самым, согласие с одними пословицами и несогласие с другими позволяет выявить присущие человеку внутренние установки, которые предопределяют его поведение в определенных ситуациях.
В ходе разработки предлагаемой методики использовались пословицы, в которых представлены особенности человеческих взаимоотношений. В качестве литературных источников использовались электронно-справочные материалы, размещенные в информационной сети Интернет (Пословицы и поговорки народов мира; Пословицы: толкование пословиц) и содержащие тематические подборки пословиц и поговорок народов разных стран.
Первоначальный вариант методики включал 31 пословицу. После проведения психометрической проверки было исключено 15 пословиц, имевших однотипные ответы, а также отрицательную корреляцию. Итоговая версия методики состоит из 16 пословиц (табл. 1).
Инструкция. Вам предлагается перечень пословиц, по-разному характеризующих людей. Внимательно прочтите каждую пословицу и выразите свое «согласие» или «не согласие» с ней, поставив напротив знак, соответствующий вашему мнению:
+ — согласен, соответствует моему мнению;
-
— не согласен, не соответствует моему мнению;
? — трудно сказать.
Таблица 1
№ п/п | Пословицы | Степень согласия |
1 | Есть люди, а есть людишки | |
2 | Своя рубаха дороже чужой шкуры | |
3 | Любовь к людям — лучшее богатство | |
4 | Много в людях милости, а больше лихости | |
5 | Не верь брату родному — верь своему глазу кривому | |
6 | Горбатого исправит могила, а упрямого дубина | |
7 | Сам себя не хаю, да и людей не хвалю | |
8 | Глядит лисой, а пахнет волком | |
9 | Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты | |
10 | От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно | |
11 | К людям ближе — счастье крепче | |
12 | К хорошему человеку плохое слово не пристанет | |
13 | Кто людей любит, тот долго живет | |
14 | Посмотришь — человек, всмотришься — сатана | |
15 | Тихий человек крепко кусает | |
16 | Позаботишься о человеке — голова будет в крови, позаботишься о скотине — во рту будет масло | |