Файл: Конспект урока по русскому языку 10 класс. Тема Части речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по русскому языку 10 класс. Тема: «Части речи»

Цели: образовательная:систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки;

развивающая: способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная: способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

Ход урока.

I. Вводная часть

1. Организационный момент

2. Мотивация и целеполагание

II. Основная часть

3. Проверь себя. (Задание № 4 ЕГЭ, повторение раздела орфоэпия)

Задание: Правильно расставить ударение в словах.

оптовый

наживший

углубить

шарфы

отозвалась

диспансер

квартал

заняли

осведомиться

красивее



оптОвый

нажИвший

углубИть

шАрфы

отозвалАсь

диспансЕр

квартАл

зАняли

освЕдомиться

красИвее

4. Ответы на вопросы по материалу, изученному в 5-8 классах.

– Какие разделяя науки о языке изучают слово?(Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
 
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)

А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

Необходимо распределить слова по группам самостоятельные части речи, служебные и междометия.

Человек, любимый, от, ты, птица, к, добрый, пять, до, я, смелый, а, ой, улыбаться, семеро, но, дружно, три, и, его, бежать, да, весело, эх, они, думать, не, сегодня, вчера, ни,мне, У!

(Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи).

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Части речи

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол (причастие, деепричастие)

наречие

категория состояния

  1. Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;

  2. Могут быть членами предложений.

Служебные:

предлог

союз

частица

  1. Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;

  2. Не бывают членами предложения.

Междометие

  1. Выражает различные чувства и побуждения;

  2. Не бывают членом предложения


5.Практическая работа. Работа в группах.

1) Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Практическая работа. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется

«Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? Прогнозы детей.

Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.П. Чехов)

(Карточки с текстом выдаются по одному на парту)

Задание:

Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст. Какие языковые средства выразительности использует Чехов? (Задание 26 ЕГЭ, повторение темы «Изобразительно-выразительные средства языка»)

Работа в группах:

1 группа.Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные. (Подготовка к выполнению задания 8 ЕГЭ)

2 группа. Выписать из текста союзы, распределить их по группам: сочинительные и подчинительные. (Подготовка к выполнению задания 20 ЕГЭ)

2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)


Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)

(Подготовка к выполнению задания 17 ЕГЭ)

6. Самостоятельная работа

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

(После выполнения задания тетради сдаются)

III. Заключительная часть

7.Подведение итогов урока (рефлексия)

1) Что было важным для вас сегодня на уроке?

2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)

3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.

8.Оценивание. (Выставляются в журнал две оценки: за предыдущее задание на самоподготовку и самостоятельную работу на уроке после проверки тетрадей)

9. Домашнее задание.

Морфологический разбор слов из предложения: Её3 зовут3 – лень3.