Файл: Опасные явления природного характера. Лесные пожары (открытое занятие) для обучающихся 1314 лет по дополнительной общеразвивающей программе Лесная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное учреждение дополнительного образования

Иркутской области

«Центр развития дополнительного образования детей»

«Опасные явления природного характера. Лесные пожары»

(открытое занятие)
для обучающихся 13-14 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Лесная школа»

Разработал: Полей Марина Александровна, педагог дополнительного образования ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», с/п «Большелугский Эко-Центр»

Иркутск, 2022 г.

«Опасные явления природного характера. Лесные пожары»

(открытое занятие)

Данное мероприятие предназначено для обучающихся среднего школьного возраста объединений дополнительного образования.

Цель мероприятия:

Расширить знания учащихся об опасных явлениях природного характера: познакомить с причинами лесных пожаров их видами и мерами профилактики.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть понятие «лесной пожар», виды лесных пожаров, меры профилактики.

  • Развивающие: развить навыки обработки информации, памяти и логического мышления, формировать навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде, развить у обучающихся интерес к предмету.

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения обучающихся между собой, воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра, «мозговой штурм».

Формы проведения: внеклассное занятие.

Оборудование: проектор, компьютер, листы ватмана размером А3, цветные карандаши, ранцевый лесной огнетушитель – 3 шт., игра «Загаси всех» (карточки).

План занятия:

  1. Вступительное слово, диалог с детьми (3 минуты)

  2. Повторение пройденного материала - интерактивная игра (17 мин.)

  3. Объяснение новой темы (25 мин.):

    1. Причины лесных пожаров

    2. Последствия лесных пожаров

    3. Профилактика лесных пожаров

  4. Перерыв (5 мин. перемена)

  5. Практическая работа (25 мин.)

  6. Закрепление материала – представление листовок (15 мин.)

  7. Рефлексия - подведение итогов (5 минут)


Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Педагог:

Ребята, значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения хода природных процессов. Стихийные природные явления могут принимать катастрофический характер. Сегодня мы вспомним тему прошлого занятия. С этой целью вы станете участниками интерактивной игры «Опасные природные явления»

2. Проведение интерактивной игры на тему «Опасные природные явления».

2. Объяснение темы.

Сегодня затронем очень важную тему, которая ежегодно наносит огромный ущерб окружающей среде — тему лесных пожаров.

Как вы думаете – кто является виновником лесных пожаров? Проверим, насколько вы правы (приложение 1)

Дети подсчитывают процент пожаров по вине человека и по естественным причинам.

Вывод: основным виновником лесных пожаров является человек! Большинство пожаров возникает в результате сельскохозяйственных палов, сжигания мусора, в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий.

Все это относится к антропогенному воздействию человека на природу. Запишите термин «антропогенный» - связанный с человеком, происходящий от человека, возникший в результате его деятельности. 

Сегодня на тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые «горячие» месяцы практически все организации лесной сферы страны переключаются на борьбу с пожарами.

Виды лесных пожаров:

- низовые;

- верховые;

- торфяные (почвенные).

- На экране вы видите определение пожара, к какому виду относится данное определение? (дети отвечают)

- Соотнесите последствия с видом пожара по иллюстрациям (дети отвечают).

В нашем лесу есть просека, просека – это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов, при производстве топографической съёмки, различных изысканий, прокладке линий электропередачи, трубопроводов, для продвижения войск и боевой техники, для защиты леса от повреждений пожарами.

При лесоустройстве проводят прорубку и расчистку квартальных просек на ширину 0,5 метра, а расширение их до 4 метров осуществляется в последующие годы работниками лесхоза.

Обычно ширина просеки 2—6 метров, но иногда противопожарные просеки и просеки, служащие дорогами, имеют ширину до 10 метров и больше (дети записывают).

С какой целью лесники производят эту работу? С какой целью делается противопожарный разрыв?

Дети отвечают: для защиты ….

Какие профилактические меры должны применять люди для защиты лесов от пожаров?

Противопожарная минерализованная полоса – это искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Назначение – это защитная противопожарная полоса, создающая барьер от распространения огня по поверхности земли в условиях низового пожара.

Что НЕ нужно делать в лесу во время отдыха:

- бросать в лесу горящие спичи, окурки, тлеющие тряпки;

- разводить костёр в густых зарослях и хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;

- оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом или бензином, стеклянную тару и посуду;

- выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями;

- поджигать камыш;

- разводить костёр с помощью легковоспламеняющихся жидкостей или в ветреную погоду;

- оставлять костёр без присмотра или непотушенным после покидания стоянки.
Пожары каждый год уничтожают огромную площадь лесов, нанося ущерб экологии и уничтожая места обитания многих видов животных. В наших силах сократить число возгораний и помочь в восстановлении лесного массива: для этого достаточно соблюдать правила поведения в лесу, которые мы указали выше. Помочь восстановить лес можно, высадив деревья, сделать это можно в рамках акции 
«Сохраним лес» и «Сад памяти».

Педагог: - В данный момент мы сейчас сможем поучаствовать в профилактическом противопожарном мероприятии?

- Да, можем - нарисовать листовку, для защиты леса.

Дети тянут листки с темой противопожарной листовки:

1 группа. Восстановление леса после пожара

Используя дополнительную информацию, опишите подробно как восстанавливается лес после пожара. 
2 группа. Влияние пожара на животных

Используя дополнительную информацию, опишите подробно, какое влияние оказывают пожары на животных. 
3 группа. Опасность пала травы

Используя дополнительную информацию, опишите опасность пала травы. 



3. Переменка-физкультминутка

Нейрогимнастика для пальцев (улучшение восприятия и запоминания новой информации. Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание). Раскрытие скрытых способностей мозга. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга. Улучшение настроения.)

4. Закрепление материала

15 апреля 2022 года официально стало датой открытия пожароопасного сезона в Прибайкальском национальном парке и в лесничестве Берег Бурых медведей Байкало-Ленского государственного заповедника. Соответствующий приказ подписан директором ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Снег на этих территориях практически весь сошёл, а высохшая прошлогодняя растительность опасна, как порох. До появления свежего травяного покрова пройдут недели и до этого момента риск возникновения природных пожаров (в том числе по вине человека!) чрезвычайно высок.

В пожароопасный сезон посетителям Прибайкальского национального парка стоит помнить:

- разведение костров возможно только в отведённых для этого местах. Предпочтительно использование газовой горелки.

- ЗАПРЕЩЕНО: бросать горящие спички и окурки; оставлять промасленный или пропитанный бензином и иными горючими веществами обтирочный материал; оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла; выжигать траву и стерню на полях.

- свидетелям лесных, степных природных пожаров стоит незамедлительно обращаться по номерам телефонов: 112, 66 - 22 - 92.

Командам дается 1 минута на представление своих листовок.

5. Рефлексия.

Педагог: - наше занятие подходит к завершению. Подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня? Какая информация была интересна и полезна? - Что вызвало у вас трудности? Заслушиваются ответы учащихся. (Мы сегодня узнали, что такое пожар, какие типы пожаров бывают, как классифицируются природные пожары, какой урон наносят природные пожары человеку. Познакомились с правилами противопожарного поведения в лесу.)

- Действительно, пожар легче предотвратить, чем потушить. На занятии мы познакомились с профилактическими мерами по предупреждению лесных пожаров и поговорили о способах их тушения.

Берегите себя и природу Байкала!

Список литературы:

  1. Байкальский сундучок. Учебное пособие / канд. Геогр. Наук, доц. Владимир Бабиков, д-р пед. Наук, проф. Нина Дагбаева, канд. Пед. Наук, доц. Ринчин Дылыкова, канд. Пед. Наук Анжелика Кушнарёва, канд. Филол. Наук, доц. Эльвира Нархинова, канд. Пед. Наук, доц. Зоя Пазникова, канд. Пед. Наук, доц. Марина Портнягина, ст. преп. Надежда Содномова, канд. Пед. Наук, доц. Зоригма Чимбеева. – Бурятский госуниверситет, 2012.

  2. Лесоведение. Дидактический материал к курсу «Школьное лесничество»/ составитель: Хлиманкова Е.С. – Иркутск: ГОУ ДОД «Областная станция юных натуралистов», 2006. – 43 с.: ил.

  3. Е.Н. Кузеванова, В.Н. Сергеева, Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. - Иркутск, 2014.


Приложение 1

Статистика лесных пожаров в России за 2018 г.

Причина возникновения пожара

Количество пожаров, ед.

Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. шалость детей

37195

Грозовые разряды

480

Неустановленные причины

1555

Прочие причины, не относящиеся к одной из групп

1958

Итого за 2018 год общее количество пожаров составило 41 188 единиц.