ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского.
Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
Общественный строй Образование варн Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
» брахманы - члены жреческих родов;
» кшатрии - военная аристократия;
» вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
» шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых
Государственный строй
Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:
◊ паришад - совет царских сановников
◊ тайный совет;
◊ раджа-сабха, или царский совет.
Право древней Индии - Законы Ману
Право собственности и обязательства
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:
наследование;
получение в виде дара или находка;
покупка;
завоевание;
ростовщичество;
исполнение работы;
получение милостыни;
давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: займа, найма рабочей силы, аренды земли, купли-продажи и дарения.
Брачно-семейные отношения
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели".
Уголовное право и судебный процесс
Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:
• формы вины;
• рецидив;
• соучастие;
• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного
6. Основные черты права Древнего Египта.
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.
В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.
Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.
7. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник шумерского права.
Правление царя Хаммурапи(1792-1750 г до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов Хаммурапи.ЗХ изданные в 1775 г до н. э. были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем- покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.Главн источником ЗХ были судебные решения самого Хаммурапи и высш судов.Текст распадается на 3 части. 1-ая-обширное введение, в кот Х объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделения статей. Историки выделили 282 статьи. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Основные черты:1)тесная связь с религией(законы имели обяз силу),2)казуальный хар-р(случай конкр суд практики),3)нет деления на уголовн и гражд,4)формализм(формальн письм договоры),5)символизм(символьн наказ за преступл,например-отрезать пальцы у сына,ударившего отца).
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй
, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
8. Законы Ману, Артхашастра – важнейшие памятники древнеиндийского права.
Полное название -- Manavadharmasastra (sastra -- откровение; dharma -- разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману -- это памятник сакрального права.
В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в Законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).
В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
9. Основные черты права Древнего Китая.
Источниками права Древнего Китая выступали обычаи, писаные законы, распоряжения правителя. Для древнекитайского права характерно противоборство двух учений – конфуцианской религии и идеологии легистов. Только в период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства (считавшего главным регулятором поведения нормы морали, идеальные образцы отношений между людьми) и легизма (считавшего главным регулятором поведения закон, выражающий интересы государственной власти).
В древнекитайском обществе слабо была развита частная собственность. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров – договор мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли, личного найма.
В Древнем Китае брак заключался родителями жениха и невесты. Браки представителей разных сословий, родственников и лиц, носящих одну фамилию, запрещались вплоть до угрозы наказания. Отец мог безнаказанно продать или убить своих детей, что подтверждает его абсолютную власть в семье. Развод разрешался, но только если инициатором выступал мужчина, по причине бесплодия, распутства или болезни жены.
Среди видов преступлений, а их насчитывалось более 3000 тысяч, Древнего Китая выделяют: государственные (мятеж, заговор); религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота); воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусости др.).
Виды наказаний – смертная казнь в самых разнообразных видах; членовредительские наказания; штрафы, позволявшие откупиться от наказания; тюремное заключение, также предусматривались клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и другие виды наказаний.
Высшей же судебной инстанцией являлся император. Судебный процесс в периоды Инь и Чжоу носил обвинительно-состязательный характер, позднее он сменился розыскным. Расследование преступлений возбуждалось с момента подачи заявления. Доносительство на близких родственников было запрещено, равно как и доносительство рабов на своих хозяев. Представители местной администрации исполняли судебные функции на местах. Судебные функции не отделялись от управленческих. Решения выносились по аналогии. При разбирательстве дела в суде применялись пытки. Характерно наличие принципа презумпции виновности обвиняемого.