Файл: Лекции по общей психологии. СанктПетербург Питер, 2012. С. 3561.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одновременно с формированием образного восприятия на высших этапах

эволюции позвоночных наблюдается возрастающая прочность образной памяти.

Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми

«отсроченными реакциями» животных.
- К каким выводам пришли ученые в экспериментах с отсроченными реакциями животных, направленных на изучение прочности образной памяти?

Эксперименты с отсроченными реакциями показали, что на последовательных

ступенях эволюционного развития позвоночных длительность сохранения

соответствующих образов возрастает

Крыса сохраняет след образа

до 10-20 с

Собака сохраняет след образа

до 10 мин

Обезьяна сохраняет след образа

до 16-48 ч

Естественно, что длительное сохранение образов памяти увеличивается по мере

усложнения мозговых структур и создает второе важное условие для возникновения

высших «интеллектуальных» форм поведения животного.
- Почему внешне наблюдаемое движение глаз шимпанзе в «зрительном поле» восприятия в опытах Кёллера, возникающее после фазы активных двигательных проб, можно назвать «интеллектуальным поведением»?

Характерным для всех этих экспериментов был тот факт, что решение задачи

перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего

попытке наблюдения, и движения обезьяны становились лишь исполнительным

актом для осуществления заранее выработанного «плана решения».

Именно это и дало основания В. Кёлеру рассматривать поведение обезьяны как

пример «интеллектуального» поведения.
- Как следует понимать механизм «замыкания», открытый В Кёллером при изучении интеллектуального поведения шимпанзе?

Сам В. Кёлер высказывает предположение, что в «интеллектуальном» поведении

обезьян анализ ситуации перемещается из сферы движений в план восприятия, и

обезьяна, рассматривая ситуацию, «сближает» входящие в нее предметы в

«зрительном поле», замыкая их в известные «зрительные структуры». Последующее

решение задачи есть, по мнению В. Кёлера, лишь осуществление «зрительных

структур в реальных движениях». Подтверждение этой гипотезы В. Кёлер видит в


том факте, что в случаях, когда палка и приманка (плод) или две палки, которые

обезьяна должна последовательно достать, расположены так, что они не попадают в

одно зрительное поле, задача становится неразрешимой для обезьяны.
- Почему К.Бюллер считает, что использование шимпанзе орудий следует считать проявлениями сложных видов памяти?

Свою гипотезу В. Кёлер пытается подтвердить экспериментами, в которых

обезьяна должна раньше приготовить орудие, которое она в дальнейшем использует,

чтобы достать приманку, обезьяна должна вставить одну бамбуковую палку в

другую, с тем чтобы, удлинив ее, достать плод. Эти действия оказываются для

обезьяны гораздо труднее и могут быть выполнены только в случае, если концы

обеих палок попадают в наглядное поле; такое совмещение обеих палок в одном

зрительном поле, по мнению В. Кёлера, и может привести к нужному решению

задачи.
- Почему И.П. Павлов считает, что использование шимпанзе орудий следует считать «ручным мышлением»?

Вопрос о механизмах, лежащих в основе возникновения «интеллектуального»

поведения обезьяны, нельзя считать окончательно решенным, и если одни

исследователи противопоставляют его более элементарным формам индивидуально

изменчивого поведения животных, то другие (как например, И. П. Павлов,

проводивший наблюдения над поведением обезьян) считают возможным не

противопоставлять его более простым формам поведения и рассматривают

«интеллектуальное» поведение обезьян как своего рода «ручное мышление»,

выполняемое в процессе проб и ошибок и приобретающее более богатый характер

лишь в силу того, что руки обезьян, освободившиеся от функции ходьбы, начинают

осуществлять наиболее сложные формы ориентировочной деятельности.
9. Границы индивидуально изменчивого поведения животных.

- Какой главный фактор определяет границы интеллектуального поведения животных?

Первую из них составляет тот факт, что всякое, даже наиболее сложное,

индивидуально изменчивое поведение животного сохраняет свою связь с

биологическими мотивами и не может перейти за их границы.


- Какую особенность иллюстрируют опыты Ф. Бойтендайка с последовательным перемещением приманки? Почему животное не может перенести алгоритм перемещений на зрительное поле вне зоны собственного опыта?

особенность, которая характеризует поведение всякого животного,

заключается в том, что оно всегда определяется непосредственно воспринимаемыми

стимулами («внешним полем») или следами прежнего опыта и не может протекать,

отвлекаясь от них или тем более вступая в конфликт с ними.
Поведение животного всегда направляется непосредственным или прошлым

опытом, и оно никогда не может затормозить реакцию на ранее подкрепляемое и

направиться к ранее не подкрепленному месту. Опыт Ф. Бойтендайка, проведенный

на животных разных групп, показывает, что животное, по выражению В. Кёлера,

является «рабом своего зрительного поля», или «рабом своего прошлого опыта», и

что его поведение никогда не освобождается от непосредственных влияний, не

направляется абстракцией от них, иначе говоря, не становится свободным.

- Можно ли считать «подражание» формой передачи усвоенного опыта от одной особи к другой?

Подражание. Существенную роль в формировании поведения высших животных играют явления подражания, которые в основном, хотя и не все, относятся к сфере научения. Мы здесь не будем рассматривать формы подражания, которые относятся к инстинктивному поведению. Это широко распространенная среди животных взаимная стимуляция — аллеломиметическое поведение .при котором выполнение видотипичных действий одними животными является побуждающим фактором для других. 

Внимание. Конспект выполняется по первоисточнику в электронной форме. Затем следует провести проверку на антиплагиат. Контрольной границы процента оригинальности для конспекта нет. Эти данные нужны для самопроверки способности к написанию авторских текстов, что очень важно при выполнении курсовых работ. Если данный процент ниже 30, рекомендуется поупражняться в видоизменении текстового содержания для повышения оригинальности текста.