Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания по выполнению лабораторной работы и подготовке отчёта

Лабораторную работу выполняет бригада в количестве двух человек. Пе- ред началом работы студенты должны получить у преподавателя индивидуаль- ное задание и соответствующие ему реактивы, подготовиться к записям (см. табл. 2.4).
Таблица2.4

Форма таблицы для записей результатов работы



Исследуемое вещество

Объем просасываемого воздуха

Цвет индикаторного порошка после

просасывания

Измеренная концентрация, мг/м3


ПДК,

мг/м3


Класс опасности




















Проведение анализа:

А) сиспользованиемуниверсальногогазоанализатораУГ-2:

  1. открыть крышку УГ-2, отвести стопор и вставить в направляющую втулку шток таким образом, чтобы конец стопора вошел в канавку штока, над которой на головке указан необходимый объем просасываемого воздуха;

  2. давлением руки на головку штока 6 (рис. 2.1) сжать сильфон до защел- кивания стопора в верхнем углублении канавки штока;

  3. приготовленную индикаторную трубку присоединить одним концом к резиновой трубке 8 прибора УГ-2;

  4. вынуть стеклянную пробку из конца фильтрующего патрона и через отрезок резиновой трубки соединить его с индикаторной трубкой;

  5. подсоединить свободный конец фильтрующего патрона 3 к гибкому шлангу 7 сосуда, в котором помещается загрязненный исследуемой примесью воздух;

  6. освободить гибкий шланг 7 от зажима 5;

  7. слегка надавить одной рукой на головку штока, другой отвести стопор; как только шток начнет идти вверх, стопор отпустить; отметить время продол- жительности хода штока до щелчка;

  8. выдержать общее время просасывания исследуемого воздуха и нало- жить зажим 5 на гибкий шланг 7. (Ход штока для просасывания нужного объема воздуха ограничен захождением стопора в нижнее углубление канавки. При этом слышен щелчок. После защелкивания движение штока прекращается, а просасывание воздуха продолжается вследствие остаточного вакуума в силь- фоне).

  9. снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию контролируемой примеси в исследуемом воздухе;

  10. записать полученный результат и сопоставить его с ПДКВРЗ контроли- руемого вещества (см. табл. 2.2).


Б) сиспользованиемаспиратораАМ-0059илиАМ-05:

  1. включить кнопку 6, при этом на табло индикатора 6 должна появиться цифра «0»;

  2. вскрыть индикаторную трубку с порошком;

  3. вставить индикаторную трубку по направлению стрелки в гнездо обтю- ратора 1;

  4. держа корпус 8 одной рукой, другой рукой сжать сильфон 3 до фикса- ции его рычагом 2, при этом на табло цифра «0» замигает;

  5. нажать указательным пальцем на рычаг 2, при этом начинается разжа- тие сильфона, и на табло индикатора 7 счетчика числа ходов вместо цифры «0» должна появиться цифра «1», что свидетельствует об окончании прокачивания 100 см3 исследуемого воздуха и о том, что аспиратор находится в состоянии го- товности к следующему прокачиванию;

  6. для прокачивания необходимого объема воздуха, не отсоединяя инди- каторную трубку от аспиратора, повторить действия по пп. 4 и 5. При этом

табло индикатора покажет произведенное количество прокачиваний. Прибор позволяет фиксировать до 19 циклов;

  1. после прокачивания необходимого объема воздуха отсоединить инди- каторную трубку от аспиратора и определить концентрацию вредного вещества в воздухе по длине изменившейся окраски слоя наполнителя, измеренной по отградуированной шкале на индикаторной трубке;

  2. для выключения аспиратора нажать кнопку 6, при этом цифры на табло должны погаснуть;

  3. снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию контролируемой примеси в исследуемом воздухе;

  4. записать полученный результат и сопоставить его с ПДКВРЗ контроли- руемого вещества (см. табл. 2.2).

Указания по подготовке отчета



  • запишите цель работы, зарисуйте схему лабораторной установки;

  • кратко изложите общий порядок выполнения эксперимента;

  • приготовьте таблицу для записи результатов измерений (табл. 2.4), укажите класс, к которому относятся исследуемые вещества по степени

опасности;

  • укажите периодичность контроля содержания исследованных вредных веществ в воздухе рабочей зоны.



    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   41

Меры безопасности

Неосторожность при обращении с лабораторным оборудованием может привести к повреждению стеклянных принадлежностей, что явится причиной порезов рук и загрязнения воздуха в лаборатории.

При неправильном обращении с газоанализатором можно травмировать руку штоком и повредить мембрану сильфона.

В связи с этим необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. Сосуд с анализируемым воздухом размещать не ближе 0,15 – 0,20 м от края стола; все операции с ним проводить аккуратно, избегая резких движений.

  2. При подготовке к работе газоанализатора строго руководствоваться указаниями, приведенными в настоящем подразделе 2.5.

  3. Всю работу проводить в вытяжном шкафу.


    1. Вопросы для программированного контроля готовности к вы- полнению работы

  1. Назовите четыре основных газа, составляющих сухой атмосферный воздух, расположите их по убыванию объемного содержания.

  2. Какой процент по объему занимает в сухом атмосферном воздухе кис- лород?

  3. Какой из газов, составляющих атмосферный воздух, занимает наиболь- ший объем в процентном отношении?

  4. Каково объемное содержание водяных паров в атмосферном воздухе?

  5. На сколько классов опасности разделяются вещества, загрязняющие воздух рабочей зоны?

  6. К какому классу опасности относятся вещества с ПДКВРЗ 10 мг/м3?

  7. В каких пределах лежит ПДКВРЗ для веществ первого класса опасности?

  8. Укажите правильную запись условия качества воздуха рабочей зоны, если примеси, в нем содержащиеся, не обладают эффектом суммации.

  9. Какова периодичность контроля качества воздуха рабочей зоны, если в нем присутствуют вещества первого класса опасности?

  10. Какая продолжительность рабочей недели заложена в определении ПДК веществ в воздухе рабочей зоны?




    1. Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы

  1. Назовите естественный состав атмосферного воздуха.

  2. Что понимается под загрязнением воздуха?

  3. Назовите типичные, многотоннажные примеси в атмосферном воздухе и расскажите, чем объясняется их наличие.


зоны.

  1. Дайте определение ПДК загрязняющего вещества для воздуха рабочей



  1. Объясните разницу между ПДК загрязняющего вещества для атмос-

ферного воздуха и воздуха рабочей зоной.

  1. С какой целью вводятся ПДК максимально разовые и ПДК среднесмен- ные (среднесуточные)?

  2. В чем заключается эффект суммации?

  3. Как записывается условие качества воздуха, если в нем присутствуют вещества, входящие в группу суммации?

  4. Как регламентируется периодичность контроля воздуха рабочей зоны в зависимости от класса опасности загрязняющих примесей?

  5. Объясните более жесткий характер ПДК для атмосферного воздуха в сравнении с ПДК для воздуха рабочей зоны.

  6. Что понимается под определениями «атмосферный воздух» и «воздух рабочей зоны»?