Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания по выполнению лабораторной работы и подготовке отчёта
Лабораторную работу выполняет бригада в количестве двух человек. Пе- ред началом работы студенты должны получить у преподавателя индивидуаль- ное задание и соответствующие ему реактивы, подготовиться к записям (см. табл. 2.4).
Таблица2.4
Форма таблицы для записей результатов работы
Исследуемое вещество | Объем просасываемого воздуха | Цвет индикаторного порошка после просасывания | Измеренная концентрация, мг/м3 | ПДК, мг/м3 | Класс опасности |
| | | | | |
Проведение анализа:
А) сиспользованиемуниверсальногогазоанализатораУГ-2:
-
открыть крышку УГ-2, отвести стопор и вставить в направляющую втулку шток таким образом, чтобы конец стопора вошел в канавку штока, над которой на головке указан необходимый объем просасываемого воздуха; -
давлением руки на головку штока 6 (рис. 2.1) сжать сильфон до защел- кивания стопора в верхнем углублении канавки штока; -
приготовленную индикаторную трубку присоединить одним концом к резиновой трубке 8 прибора УГ-2; -
вынуть стеклянную пробку из конца фильтрующего патрона и через отрезок резиновой трубки соединить его с индикаторной трубкой; -
подсоединить свободный конец фильтрующего патрона 3 к гибкому шлангу 7 сосуда, в котором помещается загрязненный исследуемой примесью воздух; -
освободить гибкий шланг 7 от зажима 5; -
слегка надавить одной рукой на головку штока, другой отвести стопор; как только шток начнет идти вверх, стопор отпустить; отметить время продол- жительности хода штока до щелчка; -
выдержать общее время просасывания исследуемого воздуха и нало- жить зажим 5 на гибкий шланг 7. (Ход штока для просасывания нужного объема воздуха ограничен захождением стопора в нижнее углубление канавки. При этом слышен щелчок. После защелкивания движение штока прекращается, а просасывание воздуха продолжается вследствие остаточного вакуума в силь- фоне). -
снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию контролируемой примеси в исследуемом воздухе; -
записать полученный результат и сопоставить его с ПДКВРЗ контроли- руемого вещества (см. табл. 2.2).
Б) сиспользованиемаспиратораАМ-0059илиАМ-05:
-
включить кнопку 6, при этом на табло индикатора 6 должна появиться цифра «0»; -
вскрыть индикаторную трубку с порошком; -
вставить индикаторную трубку по направлению стрелки в гнездо обтю- ратора 1; -
держа корпус 8 одной рукой, другой рукой сжать сильфон 3 до фикса- ции его рычагом 2, при этом на табло цифра «0» замигает; -
нажать указательным пальцем на рычаг 2, при этом начинается разжа- тие сильфона, и на табло индикатора 7 счетчика числа ходов вместо цифры «0» должна появиться цифра «1», что свидетельствует об окончании прокачивания 100 см3 исследуемого воздуха и о том, что аспиратор находится в состоянии го- товности к следующему прокачиванию; -
для прокачивания необходимого объема воздуха, не отсоединяя инди- каторную трубку от аспиратора, повторить действия по пп. 4 и 5. При этом
табло индикатора покажет произведенное количество прокачиваний. Прибор позволяет фиксировать до 19 циклов;
-
после прокачивания необходимого объема воздуха отсоединить инди- каторную трубку от аспиратора и определить концентрацию вредного вещества в воздухе по длине изменившейся окраски слоя наполнителя, измеренной по отградуированной шкале на индикаторной трубке; -
для выключения аспиратора нажать кнопку 6, при этом цифры на табло должны погаснуть; -
снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию контролируемой примеси в исследуемом воздухе; -
записать полученный результат и сопоставить его с ПДКВРЗ контроли- руемого вещества (см. табл. 2.2).
Указания по подготовке отчета
-
запишите цель работы, зарисуйте схему лабораторной установки; -
кратко изложите общий порядок выполнения эксперимента; -
приготовьте таблицу для записи результатов измерений (табл. 2.4), укажите класс, к которому относятся исследуемые вещества по степени
опасности;
-
укажите периодичность контроля содержания исследованных вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 41
Меры безопасности
Неосторожность при обращении с лабораторным оборудованием может привести к повреждению стеклянных принадлежностей, что явится причиной порезов рук и загрязнения воздуха в лаборатории.
При неправильном обращении с газоанализатором можно травмировать руку штоком и повредить мембрану сильфона.
В связи с этим необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
-
Сосуд с анализируемым воздухом размещать не ближе 0,15 – 0,20 м от края стола; все операции с ним проводить аккуратно, избегая резких движений. -
При подготовке к работе газоанализатора строго руководствоваться указаниями, приведенными в настоящем подразделе 2.5. -
Всю работу проводить в вытяжном шкафу.
-
Вопросы для программированного контроля готовности к вы- полнению работы
-
Назовите четыре основных газа, составляющих сухой атмосферный воздух, расположите их по убыванию объемного содержания. -
Какой процент по объему занимает в сухом атмосферном воздухе кис- лород? -
Какой из газов, составляющих атмосферный воздух, занимает наиболь- ший объем в процентном отношении? -
Каково объемное содержание водяных паров в атмосферном воздухе? -
На сколько классов опасности разделяются вещества, загрязняющие воздух рабочей зоны? -
К какому классу опасности относятся вещества с ПДКВРЗ 10 мг/м3? -
В каких пределах лежит ПДКВРЗ для веществ первого класса опасности? -
Укажите правильную запись условия качества воздуха рабочей зоны, если примеси, в нем содержащиеся, не обладают эффектом суммации. -
Какова периодичность контроля качества воздуха рабочей зоны, если в нем присутствуют вещества первого класса опасности? -
Какая продолжительность рабочей недели заложена в определении ПДК веществ в воздухе рабочей зоны?
-
Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы
-
Назовите естественный состав атмосферного воздуха. -
Что понимается под загрязнением воздуха? -
Назовите типичные, многотоннажные примеси в атмосферном воздухе и расскажите, чем объясняется их наличие.
зоны.
-
Дайте определение ПДК загрязняющего вещества для воздуха рабочей
-
Объясните разницу между ПДК загрязняющего вещества для атмос-
ферного воздуха и воздуха рабочей зоной.
-
С какой целью вводятся ПДК максимально разовые и ПДК среднесмен- ные (среднесуточные)? -
В чем заключается эффект суммации? -
Как записывается условие качества воздуха, если в нем присутствуют вещества, входящие в группу суммации? -
Как регламентируется периодичность контроля воздуха рабочей зоны в зависимости от класса опасности загрязняющих примесей? -
Объясните более жесткий характер ПДК для атмосферного воздуха в сравнении с ПДК для воздуха рабочей зоны. -
Что понимается под определениями «атмосферный воздух» и «воздух рабочей зоны»?