Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Меры безопасности

  1. Не касайтесь электрических проводов лабораторного стенда, освети- тельной арматуры.

  2. В связи с изложенным в предыдущем пункте, при выполнении работы нужно соблюдать меры электробезопасности. Запрещается выворачивать источ- ники света из исследуемых светильников.

  3. Соблюдайте осторожность при считывании информации с исследуе- мых светильников, при подвешивании светильников внутри стенда.



    1. Вопросы для программированного контроля готовности к вы- полнению работы

  1. В каких единицах измеряется величина светового потока?

  2. Каков правильный вариант записи формулы для расчета коэффициента естественной освещенности помещений (КЕО)?

  3. Что указывает последняя группа цифр (после тире) в обозначении типа лампы накаливания?

  4. Как определяется уровень аварийной освещенности рабочих

мест?

  1. Каково минимальное значение эвакуационного освещения внутри по-

мещения?

  1. При каком методе расчета искусственного освещения необходимы графики пространственных изолюкс светильников?

  2. Какие графики должны быть построены по итогам замеров освещен- ности?

  3. Что необходимо получить в результате расчетов по данной лаборатор- ной работе?

  4. При какой общей мощности, потребляемой системами освещения, предприятию рекомендуется иметь техника по освещению?

  5. Через какое расстояние по горизонтали и вертикали должна измерять- ся освещенность при выполнении лабораторной работы.

    1. Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы

  1. Назовите основные светотехнические величины и единицы их измере-

ния.

  1. Перечислите основные требования к системам производственного ос-

вещения.

  1. Дайте определение коэффициента естественной освещенности. В каких нормативных документах содержатся требования к численным значениям этого коэффициента?

  2. Каковы основные светотехнические характеристики светильников?

  3. Какие факторы принимаются во внимание при назначении норм осве- щенности?

  4. В каких документах содержатся нормы искусственной освещенности производственных помещений судов и береговых предприятий?

  5. Какие требования предъявляются к уровню аварийной и эвакуацион- ной освещенности?

  6. Назовите методы расчета искусственного освещения и определите об- ласти их применения.

  7. При каком методе расчета искусственного освещения используются графики пространственных изолюкс светильников?

  8. Назовите приборы для измерения освещенности и расскажите об их устройстве?

  9. От чего зависит коэффициент использования светового потока?

  10. Что понимается под коэффициентом полезного действия светильника?




Литература




  1. СП 52.13330.2016. СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение.

  2. МУ 2.2.4.706-98/МУ. Физические факторы производственной среды. Оценка освещения рабочих мест. Методические указания.
Лабораторная работа 5

«Исследование производственного шума и звукоизолирующей способности некоторых конструкций»


    1. Цель работы: формирование умений и навыков работы с шумомет- рической аппаратурой, изучение методик замеров уровней шума, ознакомление с порядком нормирования производственных шумов. Определение эксперимен- тальным и расчетным путем звукоизолирующих свойств некоторых материалов и конструкций.



    1. Задание по лабораторной работе:

  1. изучить шумометрическую аппаратуру;

  2. изучить методику измерений нормируемых характеристик шума;

  3. произвести необходимые измерения и определить звукоизолирующие свойства заданной конструкции.



    1. Теоретический материал

Промышленный шум это совокупность звуков разной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени, возникающих в произ- водственных условиях и вызывающих у работающих неприятные субъек- тивные ощущения. Органы слуха человека воспринимают звуки, имеющие диапазон частот от 20 Гц до 20 кГц, звуковое давление – от 2  10-5 до 2  102 Па, интенсивность – от 10-12 до 1 Вт/м2 на частоте 1000 Гц. Таким образом, от- ношение верхних и нижних значений звуковых давлений и интенсивностей составляет, соответственно, 107 и 1012. Использование таких изменяющихся в больших пределах величин на практике неудобно
, поэтому в акустике для количественной оценки шумов принято пользоваться относительной логарифмической шкалой уровней, согласно которой уровень интенсивнос- ти звуков рассчитывается как

LJ  lg

I , Б или L Io

10 lg

I , дБ,

Io
(5.1)


J
а уровень звукового давления

P2 P


P
LP  lg 2 , Б или LP o
20 lg

Po
, дБ,

(5.2)

где Б – бел, дБ децибел; 1Б = 10 дБ;

Io, Po пороговые значения интенсивности звука и звукового давления.

На частоте 1000 Гц Io = 10-12 Вт/м2, Ро = 2 10-5 Па;

I, P интенсивность звука и звуковое давление в исследуемой точке.

Надо помнить, что интенсивность и звуковое давление связаны формулой


P
2

I ρ c ,
(5.3)

где   с – удельное акустическое сопротивление среды, которое для воз- духа равно 410 Нс/м3.

Зная Р, всегда можно по формуле (5.3) рассчитать интенсивность звука и наоборот.

Шкала децибел очень удобна для оценки шумов, поскольку весь слыши- мый диапазон звуков укладывается в пределах от 0 до 140 дБ. Кроме того, 1 дБ это минимальный прирост силы звука, различаемый ухом человека.

Звуковое давление и интенсивность звука характеризуют звуковое поле в определенной точке пространства, но не сам источник шума. Характеристикой непосредственно источника шума является его звуковая мощность, определяю- щая полную излучаемую энергию за единицу времени. Уровень звуковой мощ- ности LN в децибелах определяют как



N
LN  10 lg N ,

(5.4)

o
где N звуковая мощность источника, Вт;

No пороговое значение звуковой мощности, равное 10-12 Вт.

По спектральному составу шумы разделяются как низкочастотные (до 400 Гц), среднечастотные (от 400 до 1000 Гц), высокочастотные (свыше 1000 Гц).

По характеру спектра шумы можно классифицировать как широкополос- ные с непрерывным спектром более одной октавы и тональные, в спектре кото- рых имеются выраженные дискретные тона.

По временным характеристикам шумы могут быть постоянными – уровни шума за 8-часовой рабочий день (смену) меняются не более чем на 5 дБА4 и не- постоянными – уровни шума за рабочий день меняются более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера [1]. Непос- тоянные шумы подразделяют на непрерывно колеблющиеся во времени, преры- вистые и импульсные.

Повышенный уровень шума является вредным производственным факто- ром. Звуки с уровнем выше 130 дБ вызывают болевое ощущение. При воздейст- вии шумов с уровнем 100–120 дБ на начальном этапе возникают обратимые формы слухового утомления, проявляющиеся во временном смещении порога слышимости. Длительное воздействие избыточных шумов вызывает постоян- ную потерю слуха. Запрещается даже кратковременное пребывание людей в зо- нах с октавными уровнями звукового давления свыше 135 дБ в любой октавной полосе.

Ультра- и инфразвук, хотя и выходят за пределы восприятия органами слуха человека, но также вредны, вызывая ощущения тошноты, усталости. Ин- тенсивный инфразвук при длительном воздействии может привести к внутрен- нему кровотечению.


Высокие уровни шумов вызывают увеличение количества всевозможных ошибок персонала, ускоряют наступление умственной усталости, ухудшают общее психическое