Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лабораторной работе
Примечание. Ток Iр определяется по формуле (6.2).
Увеличивая напряжение с помощью движков через каждые 5 В, запишите свои ощущения и показания амперметра.
«50–100 В» и, передвигая движок 6 вниз, сообщите свои ощущения и показания амперметра при последующих значениях напряжений. При появлении первых выраженных признаков действия тока опыт прекратите. Наименьшее значение ощутимого тока является вашим пороговым ощутимым током.
U, В | Переменный ток | Однополупериодный выпрямленный ток | Постоянный ток | ||||||||
I, мА | R = U/I, Ом | I р, мА | ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ | I, мА | R = U/I, Ом | ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ | I, мА | R = U/I, Ом | ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
10 | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | |
30 | | | | | | | | | | | |
35 | | | | | | | | | | | |
40 | | | | | | | | | | | |
45 | | | | | | | | | | | |
50 | | | | | | | | | | | |
55 | | | | | | | | | | | |
60 | | | | | | | | | | | |
65 | | | | | | | | | | | |
70 | | | | | | | | | | | |
75 | | | | | | | | | | |
Примечание. Ток Iр определяется по формуле (6.2).
-
Последовательность выполнения работы
-
Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «» – пере- менный ток. Движок 6 передвиньте в крайнее нижнее положение, а переключа- тель диапазонов 7 – в положение «0 – 50». -
Сообщите преподавателю о готовности к работе и получите его разре- шение на ее выполнение. -
Один из студентов бригады (испытуемый) садится за лабораторную установку и включает тумблер 2; о подаче питания на прибор укажет загорев- шаяся сигнальная лампа 1, затем нужно нажать кнопку 8 «Пуск», при этом за- горается лампа 9 и на контакты 4 подается напряжение. Другие студенты гото- вятся к записям. -
Испытуемый два пальца левой руки прижимает к контактам 4, а боль- шим пальцем той же руки нажимает на кнопку безопасности 5. Правой рукой испытуемый управляет движком 6. -
Подвиньте движок вверх так, чтобы стрелка вольтметра показывала 10 В. Сообщите показания амперметра и свои ощущения студенту, выполняю- щему записи. Помните, что показания микроамперметра нужно умножать на 0,035. Например, показанию микроамперметра 50 будет соответствовать ток 50 × 0,035 = 1,75 мА.
Увеличивая напряжение с помощью движков через каждые 5 В, запишите свои ощущения и показания амперметра.
-
Если при крайне верхнем положении движка у испытуемого нет доста- точно выраженных ощущений, то переключите тумблер 7 в положение
«50–100 В» и, передвигая движок 6 вниз, сообщите свои ощущения и показания амперметра при последующих значениях напряжений. При появлении первых выраженных признаков действия тока опыт прекратите. Наименьшее значение ощутимого тока является вашим пороговым ощутимым током.
-
Переключатель 7 поставьте на диапазон «0–50» В, движок 6 опустите вниз до конца. -
Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «» (однопо- лупериодный выпрямленный ток) и повторите опыт, пп. 4 – 7. -
Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «=» (постоян- ный ток) и вновь повторите опыт, пп. 4 – 7. -
Верните все тумблеры и переключатели в исходное положение. Роль испытуемого принимает на себя следующий студент из бригады и повторяет опыт по пп. 3 – 10
-
Указания по подготовке отчета
-
Отчет готовится индивидуально каждым студентом и должен содержать:
-
цель работы; -
заполненную таблицу результатов опыта, форма которой должна соот- ветствовать табл. 6.4; -
кривые зависимости сопротивления тела человека R, Ом, от приложен- ного напряжения U, B, для каждого рода тока. Все зависимости приведите на одном графике; кривые зависимости I и Ip от U – на другом графике.
-
Укажите ваши пороговые ощутимые токи для каждого рода тока и со- ответствующие им напряжения прикосновения. -
Принимая t = 2 с, рассчитайте по формуле (6.1) значение порогового фибрилляционного тока. Используйте в расчете массу m своего тела. Резуль- таты расчета приведите в отчете. -
Изложите основные выводы по проделанной работе, а именно:
-
справедлива ли табл. 6.1? -
какова ваша чувствительность к электрическому току? -
справедлива ли формула П.А. Долина (6.2)?
-
Подготовленный отчет дайте на подпись преподавателю.
- 1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 41
Меры безопасности
-
Будьте внимательны и дисциплинированы при выполнении работы. Строго следуйте настоящим указаниям при проведении опытов. -
Помните, что в ходе опытов на установку может быть подано напряже- ние до 100 В, представляющее опасный производственный фактор. Следите за положением тумблера 11 и движка 6. -
Не передвигайте резко движок потенциометра – это ведет к быстрому увеличению напряжения и возможному возникновению болевого ощущения. -
Увеличивая движком напряжение, не отпускайте пальцы от контактов 4 и кнопки безопасности 5. Это позволяет своевременно ощутить действие тока при промежуточных положениях движка потенциометра. -
Поскольку прибор не заземлен, во время опытов нельзя прикасаться друг к другу и заземляющему оборудованию. -
В случае неисправности выключите стенд тумблером 2 и поставьте в известность преподавателя или инженера.
-
Вопросы для программированного контроля готовности к вы- полнению работы
-
Какая величина силы тока считается порогово-ощутимым током? -
В каком диапазоне находится величина порогово-неотпускающего тока (для постоянного тока)? -
При какой величине переменного тока возможно наступление фибрил- ляции сердца? -
На какую величину необходимо умножать показания микроамперметра? -
Во сколько раз пороговые значения однополупериодного тока по по- стоянной составляющей ниже, чем для постоянного тока? -
С каким интервалом нужно изменять величину напряжения при прове- дении испытаний? -
Какую величину сопротивления тела человека принимают при расчетах напряжения прикосновения 50 В и выше? -
Какой должна быть относительная влажность воздуха в помещении, если условия считаются особо опасными? -
Какое значение напряжения считается малым? -
Какие ощущения должны возникнуть у испытуемого при воздействии постоянного и переменного тока?
-
Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы
-
С какой целью изучается действие электрического тока на организм че- ловека? -
Какое действие оказывает ток на организм человека? В чем оно прояв- ляется? -
Какие виды поражений вызываются электрическим током? Перечис- лите степени электрического удара. -
Какие факторы влияют на исход поражения электротоком? -
При какой силе тока возможны первые ощущения электрического тока? -
Назовите основные критерии воздействия электрического тока на человека. -
При какой силе переменного тока человек не в состоянии самостоя- тельно освободиться от токоведущих частей? -
В чем сущность фибрилляции сердца? Каковы величины пороговых фибрилляционных токов? -
Как влияет приложенное напряжение на величину тока, проходящего через тело человека? -
При каких условиях переменный ток опаснее постоянного? Чем это вызвано? -
Назовите наиболее опасные пути прохождения тока в теле человека. -
От чего зависит сопротивление тела человека? -
Перечислите категории людей по чувствительности к электротоку. -
Изложите классификацию помещений и условий работ по степени опасности поражения током. -
Как осуществляется нормирование предельно допустимых напряже- ний прикосновения и токов? -
Изложите порядок оказания первой помощи при несчастных случаях от электротока. -
Назовите основные способы и средства обеспечения электробезопас- ности.