Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лабораторной работе


U, В

Переменный ток

Однополупериодный выпрямленный ток

Постоянный ток

I, мА

R = U/I,

Ом

I р, мА

ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ

I, мА

R = U/I, Ом

ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ

I, мА

R = U/I, Ом

ХАРАКТЕР ОЩУЩЕНИЙ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10































15































20































25































30































35































40































45































50































55































60































65































70































75

































Примечание. Ток Iр определяется по формуле (6.2).

      1. Последовательность выполнения работы

  1. Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «» – пере- менный ток. Движок 6 передвиньте в крайнее нижнее положение, а переключа- тель диапазонов 7 – в положение «0 50».

  2. Сообщите преподавателю о готовности к работе и получите его разре- шение на ее выполнение.

  3. Один из студентов бригады (испытуемый) садится за лабораторную установку и включает тумблер 2; о подаче питания на прибор укажет загорев- шаяся сигнальная лампа 1, затем нужно нажать кнопку 8 «Пуск», при этом за- горается лампа 9 и на контакты 4 подается напряжение. Другие студенты гото- вятся к записям.

  4. Испытуемый два пальца левой руки прижимает к контактам 4, а боль- шим пальцем той же руки нажимает на кнопку безопасности 5. Правой рукой испытуемый управляет движком 6.

  5. Подвиньте движок вверх так, чтобы стрелка вольтметра показывала 10 В. Сообщите показания амперметра и свои ощущения студенту, выполняю- щему записи. Помните, что показания микроамперметра нужно умножать на 0,035. Например, показанию микроамперметра 50 будет соответствовать ток 50 × 0,035 = 1,75 мА.

Увеличивая напряжение с помощью движков через каждые 5 В, запишите свои ощущения и показания амперметра.

  1. Если при крайне верхнем положении движка у испытуемого нет доста- точно выраженных ощущений, то переключите тумблер 7 в положение

«50–100 В» и, передвигая движок 6 вниз, сообщите свои ощущения и показания амперметра при последующих значениях напряжений. При появлении первых выраженных признаков действия тока опыт прекратите. Наименьшее значение ощутимого тока является вашим пороговым ощутимым током.

  1. Переключатель 7 поставьте на диапазон «0–50» В, движок 6 опустите вниз до конца.

  2. Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «» (однопо- лупериодный выпрямленный ток) и повторите опыт, пп. 4 7.

  3. Поставьте переключатель «РОД ТОКА» 3 в положение «=» (постоян- ный ток) и вновь повторите опыт, пп. 4 – 7.

  4. Верните все тумблеры и переключатели в исходное положение. Роль испытуемого принимает на себя следующий студент из бригады и повторяет опыт по пп. 3 – 10


      1. Указания по подготовке отчета

  1. Отчет готовится индивидуально каждым студентом и должен содержать:

  • цель работы;

  • заполненную таблицу результатов опыта, форма которой должна соот- ветствовать табл. 6.4;

  • кривые зависимости сопротивления тела человека R, Ом, от приложен- ного напряжения U, B, для каждого рода тока. Все зависимости приведите на одном графике; кривые зависимости I и Ip от U на другом графике.

  1. Укажите ваши пороговые ощутимые токи для каждого рода тока и со- ответствующие им напряжения прикосновения.

  2. Принимая t = 2 с, рассчитайте по формуле (6.1) значение порогового фибрилляционного тока. Используйте в расчете массу m своего тела. Резуль- таты расчета приведите в отчете.

  3. Изложите основные выводы по проделанной работе, а именно:

  • справедлива ли табл. 6.1?

  • какова ваша чувствительность к электрическому току?

  • справедлива ли формула П.А. Долина (6.2)?

  1. Подготовленный отчет дайте на подпись преподавателю.


    1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   41

Меры безопасности

  1. Будьте внимательны и дисциплинированы при выполнении работы. Строго следуйте настоящим указаниям при проведении опытов.

  2. Помните, что в ходе опытов на установку может быть подано напряже- ние до 100 В, представляющее опасный производственный фактор. Следите за положением тумблера 11 и движка 6.

  3. Не передвигайте резко движок потенциометра – это ведет к быстрому увеличению напряжения и возможному возникновению болевого ощущения.

  4. Увеличивая движком напряжение, не отпускайте пальцы от контактов 4 и кнопки безопасности 5. Это позволяет своевременно ощутить действие тока при промежуточных положениях движка потенциометра.

  5. Поскольку прибор не заземлен, во время опытов нельзя прикасаться друг к другу и заземляющему оборудованию.

  6. В случае неисправности выключите стенд тумблером 2 и поставьте в известность преподавателя или инженера.



    1. Вопросы для программированного контроля готовности к вы- полнению работы

  1. Какая величина силы тока считается порогово-ощутимым током?

  2. В каком диапазоне находится величина порогово-неотпускающего тока (для постоянного тока)?

  3. При какой величине переменного тока возможно наступление фибрил- ляции сердца?

  4. На какую величину необходимо умножать показания микроамперметра?

  5. Во сколько раз пороговые значения однополупериодного тока по по- стоянной составляющей ниже, чем для постоянного тока?

  6. С каким интервалом нужно изменять величину напряжения при прове- дении испытаний?

  7. Какую величину сопротивления тела человека принимают при расчетах напряжения прикосновения 50 В и выше?

  8. Какой должна быть относительная влажность воздуха в помещении, если условия считаются особо опасными?

  9. Какое значение напряжения считается малым?

  10. Какие ощущения должны возникнуть у испытуемого при воздействии постоянного и переменного тока?

    1. Вопросы для самопроверки готовности к защите лабораторной работы

  1. С какой целью изучается действие электрического тока на организм че- ловека?

  2. Какое действие оказывает ток на организм человека? В чем оно прояв- ляется?

  3. Какие виды поражений вызываются электрическим током? Перечис- лите степени электрического удара.

  4. Какие факторы влияют на исход поражения электротоком?

  5. При какой силе тока возможны первые ощущения электрического тока?

  6. Назовите основные критерии воздействия электрического тока на человека.

  7. При какой силе переменного тока человек не в состоянии самостоя- тельно освободиться от токоведущих частей?

  8. В чем сущность фибрилляции сердца? Каковы величины пороговых фибрилляционных токов?

  9. Как влияет приложенное напряжение на величину тока, проходящего через тело человека?

  10. При каких условиях переменный ток опаснее постоянного? Чем это вызвано?

  11. Назовите наиболее опасные пути прохождения тока в теле человека.

  12. От чего зависит сопротивление тела человека?

  13. Перечислите категории людей по чувствительности к электротоку.

  14. Изложите классификацию помещений и условий работ по степени опасности поражения током.

  15. Как осуществляется нормирование предельно допустимых напряже- ний прикосновения и токов?

  16. Изложите порядок оказания первой помощи при несчастных случаях от электротока.

  17. Назовите основные способы и средства обеспечения электробезопас- ности.