Файл: Учебнометодическое пособие по лабораторным работам для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
низм работающих. Этим занимаются физиология и психология труда, гигиена труда. В настоящее время наиболее доступным оказался метод балльных оце- нок. Чем выше балл, тем существеннее отклонение состояния производствен- ной среды по тому или иному фактору от безопасного уровня. Применяются че- тырёхбалльные, шестибалльные, семибалльные и десятибалльные шкалы. Наи- более приемлемой считают шестибалльную шкалу, разработанную Научно-ис- следовательским институтом труда, выдержки из которой приведены в прило- жении к настоящей лабораторной работе.

Шестибалльная шкала соответствует шести категориям тяжести труда. В соответствии с методико-физиологической классификацией шесть категорий тяжести имеют следующий смысл.

К первой и второй категориям тяжести относятся работы, выполняемые в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Утомление в конце ра- бочего периода (смены, недели) незначительное.

К третьей категории тяжести – работы, выполняемые в не вполне бла- гоприятных условиях. У работников формируются реакции, близкие к погра- ничному состоянию (между нормой и патологией).

К четвёртой категории тяжести работы, выполняемые в неблагоп- риятных условиях. Возникает предпатологическое состояние организма у прак- тически здоровых людей. Большинство физиологических показателей, особен- но к концу рабочего периода, ухудшаются, появляются типичные производст- венно обусловленные «предзаболевания», увеличена вероятность производст- венных травм.

К пятой и шестой категориям тяжести труда относятся работы, выполняе- мые в весьма неблагоприятных и особо неблагоприятных (экстремальных) ус- ловиях. Характерно появление производственно обусловленной и профессио- нальной заболеваемости; возникновение внезапных перегрузок, стрессовых си- туаций, высока вероятность травм.

По методике НИИ труда номер категории тяжести труда совпадает коли- чественно с балльной оценкой, присваиваемой состоянию условий производст-
венной среды по тому или иному фактору. То есть балльные оценки, как и кате- гории тяжести, изменяются от единицы до шести.

Как уже отмечалось, состояние производственной среды формируется под влиянием одновременно ряда факторов. Поэтому произвести оценку уровня безопасности условий труда на рабочем месте возможно только с помощью обобщённого показателя, учитывающего уровни безопасности по отдельным формирующим факторам.

Показатель безопасности Si по i-му формирующему фактору производст- венной среды можно определить по выражению


i
S  0,2( Xmax

  • Xi),

(11.1)


где Xmax максимальная балльная оценка, принятая в той или иной си- стеме балльных оценок, примем Xmax = 6;

Xi балльная оценка i-го фактора в той же системе, балльные оценки определяются из приложения к данной лабораторной работе. Важно отметить,

что эти оценки могут быть получены и из результатов СОУТ: при классе 1 оценка риска в баллах также 1, при классе 2 оценка 2, при классе и подклассе

3.1 оценка 3, при 3.2 – 4, при 3.3 5, при 3.4 – 6 баллов.

Обобщённый показатель безопасности Sоб условий труда на рабочем мес- те, соответствующий времени работы t, будет:


Sоб

n



=


i1

0,2X


max


  • Xi

t




T ,




(11.2)

где i = 1, 2, ..., n количество факторов, формирующих состояние произ- водственной среды; T трудовой стаж, 25 лет; t продолжительность работы, лет.

Показатель S изменяется от ноля до единицы. Чем выше S, тем полнее условия труда соответствуют установленным требованиям.

Поскольку безопасность S и риск R представляют полную группу собы- тий, т. е. S + R = 1, то для расчета обобщенного риска Rоб, т. е. вероятности ка- ких-либо отклонений в состоянии здоровья работников, получаем для уровня рабочего места


Rоб

n



= 1-


i1

0,2X


max


  • Xi

t




T .




(11.3)

Формула (11.3) основана на механизме совместного действия факторов, соответствующего принципу аддитивности, или независимого действия факто- ров, т. е. каждый фактор вносит свой «вклад» в общее неблагоприятное дейст- вие, а взаимного усиления (принцип потенцирования) или ослабления (принцип антагонизма) действия факторов не предполагается.


m
На последующих хозяйственных уровнях (например, цех, участок, служба и т.п.) риск R можно оценить по следующей формуле:

Rоб Nj


m
R j1 ,

Njj1
(11.4)


где j = 1, ..., m – количество рабочих мест в исследуемом цехе (участке, службе);

Nj количество работников, занятых на j-м рабочем месте;

m

N j общее количество работников в цехе (на участке,

j = 1

в службе).


    1. Методические указания по выполнению лабораторной работы и подготовке отчета

  1. Лабораторную работу выполняет бригада в количестве не более двух человек.

  2. В содержание лабораторной работы входит выбор значимых факторов условий труда для одного из семи рабочих мест, перечисленных в табл. 11.2 (по указанию преподавателя), определение фактических значений этих факторов и их балльных оценок, расчёт обобщённого показателя риска, связанного с усло- виями труда. Выбор значимых факторов условий труда студент осуществляет самостоятельно, ориентируясь на приложение к лабораторной работе 11, табл. 11.2 и свои знания производственных процессов и охраны труда. Все отобранные факторы заносятся в табл. 11.1. Нормативные значения факторов в необходимых случаях нужно выбирать, пользуясь примечаниями к табл. 11.2. Фактические значения этих факторов определяются по данным выполняемых студентом замеров с учётом дополнительных указаний к табл. 11.2.

Условия труда на исследуемых рабочих местах имитируются с помощью стенда-задатчика условий труда, изображённого на рис. 11.1. Стенд включает источник шума, инфракрасных излучений
, системы искусственного освещения. Для измерений факторов условий труда используется цифровой шумомер testo, психрометр аспирационный МВ-4М, актинометр, люксметр Ю-116. Стенд включается в сеть выключателем 1, о подаче питания сигнализирует лампа 7. Изучите правила применения приборов – см. пп. 3–6.


Рис 11.1. Стенд-задатчик условий труда


  1. Измерение освещённости на рабочем месте

    1. Включите нужный Вам номер светильника 8. Светильник № 1 вклю- чается переключателем 3, № 2 – переключателем 4, № 3 – переключателем 5. Номер светильника определяется в зависимости от исследуемого Вами рабоче- го места – см. табл. 11.2.

    2. Включите правую клавишу 9 люксметра 11. Снимите показания по верхней шкале люксметра, умножьте их на 10 (фотоэлемент 12 люксметра снаб- жён десятикратным уменьшителем силы света). Запишите показания прибора. Лёгким нажатием на левую клавишу 10 люксметра выключите прибор. Выклю- чите светильники (переключатели 3, 4, 5).

При измерении освещенности люксметром «Аргус»-01 пользоваться ин- струкцией по эксплуатации прибора.

  1. Измерение интенсивности инфракрасных излучений (ИК)

    1. Включите кнопочным выключателем 2 источник ИК-излучений 13.

Поверните вниз на 3 – 4 см заднюю крышку актинометра 14. Запишите показания стрелки прибора. Верните заднюю крышку актинометра в исходное положение. Выключите источник ИК-излучений – вновь нажмите кнопочный выключатель.

    1. Переведите показания актинометра в Вт/м2 (система СИ), умножив показания актинометра на 698.

При измерении интенсивности ИК-радиометром «Аргус»-03 пользоваться инструкцией по эксплуатации прибора.

  1. Измерение параметров микроклимата

    1. Температуру воздуха в С определяйте по левому (сухому) термомет- ру 15 психрометра 17.

    2. Для измерения относительной влажности воздуха увлажните (снизу) правый термометр 16 психрометра 17. Используйте для этого пипетку с изогну- тым концом 18.

    3. Заведите пружину психрометра. Для этого поверните 5 – 6 раз по ча- совой стрелке ключ 19, имеющийся на головке психрометра 17 (верхняя часть прибора).

    4. Через 3 мин после заведения пружины определите показания смочен- ного (правого) термометра 16.

    5. По психрометрической таблице или графику, закреплённым на лабо- раторном стенде, определите относительную влажность воздуха.