Файл: Конспект урока географии 5 класс Тема урока Движения Земли Цель познакомить с видами движения Земли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ 5 класс

Тема урока:«Движения Земли »
Цель:познакомить с видами движения Земли;рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.
Задачи урока:

Узнают:

  • Какими бывают виды движения Земли;

  • Чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;

  • Каковы последствия разных видов движения Земли для жизни людей;

  • Что такое глобус и теллурий.

Умения объяснять:

  • Географические следствия движений Земли;

  • Влияние движения Земли на развитие географических знаний.

Умения определять:

  • Местоположение Солнца в разное время года;

  • Освещенность полушарий Земли;

  • Дни равноденствия и солнцестояния.


Универсальные Учебные Действия:

Предметные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие ответы, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
Ход урока


  1. Организационный этап.  

  • Проверка домашнего задания


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Методический прием «Стихотворное настроение»

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)
- Итак, тема урока «Движение Земли».

- Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?


- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)
III. Актуализация знаний.  Первичное усвоение новых знаний.
- Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать — геоид. Земля — небольшая планета Солнечной системы.
Земля вращается вокруг Солнца и делает полный оборот за 365 дней 6 часов и 9 минут. «Лишние» часы и минуты образуют дополнительный день — 29 февраля, поэтому существует високосный год (год, кратный 4). Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со скоростью 30 км/с.
Географические следствия движения Земли - явления, вызванные разными видами движения Земли и оказывающие влияние на форму Земли, природные процессы и жизнь человека: смена дня и ночи, смена времен года, отклонение движения тел под воздействием ускорения Кориолиса, приливы, отливы и др.


  • Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- Что это такое? (глобус).

Глобусэто уменьшенная модель Земли.

-Ав каком направлении вращается Земля?

Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки)

земная ось
- Так что же такое земная ось? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)


23,5°
-Угол наклона земной оси = 23,5 °

= Запись/ рисунок в тетради:



экватор


- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (

При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).
- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)
- Чему равны одни сутки? (24 часа)
- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).
- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси? (Смена времени суток или смена дня и ночи)
-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля?- Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.
- Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)

= Запись в тетради:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:


Осевое





Следствия:

1. Смена дня и ночи.

2. Отклонение воздушных потоков,

морских течений от их первоначального направления:

в Северном полушарии – вправо,

а в Южном полушарии – влево.

3. Приплюснутость Земли у полюсов.



- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца? (Смена времен года)

- В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.

= Запись в тетради продолжить:
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:





Орбитальное / годовое




Следствия:



1. Вращение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года, благодаря постоянному наклону земной оси 23,5°.

2. Сезонная ритмика географических процессов и явлений.



- В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и  наглядно продемонстрировать годовое движение  Земли  вокруг  Солнца  и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.

В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси).

Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).

IV. Первичная проверка понимания  
= Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:



Дата

Название

Положение Солнца в зените

Характеристика сезонов года

21 марта

День весеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном.

22 июня

День летнего солнцестояния

на северном тропике

Лето в Северном полушарии,

зима – в южном.

23 сентября

День осеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна - в южном

22 декабря

День зимнего солнцестояния

на южном тропике

Зима в Северном полушарии, лето– в южном.


Значение астрономического положения Земли для ее природы:

1. Вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.


2. Температурный режим Земли благоприятный.

3. Спутник Земли – Луна вызывает приливы и отливы.
V. Подведение итогов урока

  • Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)

А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +

Б) День зимнего солнцестояния -22 января-

В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-

Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +

Д) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов -

Е) 22 июня – это день летнего солнцестояния +

Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +
VI. Рефлексия

  • Домашнее задание