ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология.Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Введение в профессию (направление "Психология" |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_5__
по учебному курсу Психология развития и возрастная психология 1
37.03.01 Психология.Психология |
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Анна Викторовна Недопекина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2002а | |
| Ирина Владимировна | |
Преподаватель | Голубева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 5.
Задания. Познакомьтесь с учебным материалом по литературным источникам. Составьте таблицу «Факторы, влияющие на процесс учебной деятельности в младшем школьном возрасте».
Факторы
Учебная деятельность
Структурные компоненты учебной деятельности мотив учебная задача учебные действия контроль оценка Социальный,
уровень развития основных познавательных процессов, мотивация
• учебная деятельность специально направлена на овладение определенным учебным материалом и решение учебных задач;
• в учебной деятельности происходит освоение общих способов действий и
научных понятий;
• в процессе овладения учебным материалом общие способы действия предваряют решение учебных;
• учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта деятельности, те. школьника под влиянием собственных учебных действий и их
Мотива ция учения может пониматься как система факторов,
детерминирующих учебную деятельность (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.).
Типы отношения к учению, заложенных вне учебной деятельности (поЭлькони ну).
1.
Эмоционально-неблагоучебная задача представляет собой определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокуп ностью которых представлен учебный процесс.
Компоненты учебной задачи: исходное состояние предмет а задачи и модель требуемого состояния предмета задачи.
Кроме того,
учебную. Учебные действия представляют собой способы действия учащегося (а также связанные сними навыки учебной работы),
обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений,
включая организацию этого процесса.
Общеучебные универсальные действия:
•
самостоятельное выделение и формулирование познавате
Контроль за действиями осуществляется механизмом обратной связи или
обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы.
Структура контроля субъекта деятельности включает три звена) модель, образ потребного, желаемого
результата действия;
2)
сравнение этого образа и реального
Оценка определяет степень усвоения способа решения учебно й
задачи и
соответствия результата учебных действий их конечной цели.
Оценка не тождественна отметке
,
которая является результатом оценив ания,
выраже нным в баллах
результатов происходят изменения психических свойств и
поведения школьника.
Учебная деятельность способствует развитию аналитических способностей младших школьников:
•
способности выделять главные,
существенные свойства предметов и
явлений,
абстрагируясь при этом от второстепенных признаков;
•
способности выделять среди всех условий учебной задачи существенные условия,
от которых зависит успешное решение не только данной учебной задачи,
но исходных с ней;
•
способности анализировать собственные действия.
Планирование во внутреннем плане и
аналитические способности получное:
–
осознание неудобств и
неприятностей,
которые могут возникнуть,
если не будешь учиться
(укоры со стороны родителей,
насмешки сверстников и
пр.).
2.
Эмоцио нально- благопо лучное:
–
осознание ответственности (я должен идти в
школу учиться,
потому что так
«надо»);
–
желание узнавать новое.
задачу могут характеризовать цель,
объекты,
входящие
в состав условия задачи,
отношения между ними, их функции
,
способы и
средства решения
(в явном или скрытом виде).
Среди особенностей учебной задачи выделяют ее направленность в первую очередь на
изменение самого субъекта деятельн ости,
неоднозначность ее трактовки разными участниками льной цели поиски выделение необходимой информации применение методов информационного поискав том числе с
помощью компьютерных средств;
•
структурирование знаний;
•
осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
•
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретндействия и
3)
принятие решения о
продолжении или коррекции контроля и оценки учителя постепенно переходят во внутренний план,
интериоризуются в действия самоконтроля и
самооценки ученика.
П.П.
Блонский выделил четыре стадии проявления самоконтроля применительно к
усвоению материала
Первая стадия отсутствие усвоения школьником материала
Оценка учителя может быть представлена в развернутой форме с
обоснованием отметки или в свернутой форме в виде прямого выставления отметки.
Оценка является очень сильным мотивационным
фактором,
влияющим на познавательную деятельность школьника,
стимулируя или затормаживая ее,
на самооценку лежат в основе еще одного важнейшего психологического младшего школьного возраста,
формирующегося под влиянием учебной деятельности
–
рефлексии.
3.
Нейтральное,
которое характеризуется отсутствием ярко выраженного стремления идти в
школу,
желания учиться,
но вместе стем не проявляется негативизм в
отношении школьного обучения.
Л.И.
Божови ч
выделяет
следующие виды учебных мотивов
:
познава тельные мотивы
(связанные с
содержанием учебной образовательного процесса (учителе ми школьником),
полинаправленность как возможность достижения различных целей учебной деятельности с
помощью одной задачи и комплексность как необходимость решения не одной задачи, а комплекса задач для достижения определенной учебной цели.
Особую специфику приобретают учебные задачи в проблемной ситуаци ых условий;
•
рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результат ов деятельности смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
•
извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
•
определение основной и
второстепенной и
самоконтроля.
Вторая стадия полный самоконтроль проверка учащимся полноты и правильности репродукции усвоенного стадия выборочный самоконтроль контроль и
проверка учащимся только главных,
основных вопросов.
Четвертая стадия отсутствие видимого самоконтроля, его осуществление на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных ребенка в
целом.
В ряде случаев может наблюдаться фетишизация отметок
со стороны
значимых для младшего школьника людей,
в связи с
чем низкая отметка может стать сильным психотравмирующим фактором.
В связи с этим безотметочное обучение было введено в
первых классах массовых школ.
При этом обучен
деятельности и процессом ее выполнения)
и социальные мотивы
(связанные с
различными социальными взаимодействиями ребенка с
другими людьми)
H.В. Нижегородцева В.Д.Шадриков,
проанализировав особенности формирования учебной деятельности,
выделил и некоторые особенности влияния доминирующих мотивов на ее и.
Высший уровень проблемности учебной задачи наблюдается в
такой учебной ситуаци ив которой учащийся самостоятельно формулирует проблему (задачу),сам ее решает и сам контролирует правильность решения
Проблем ность учебной задачи выражена в минимальной степени,
если учащийся осуществляет только ее решение информации свободная ориентация и
восприятие текстов художественного,
научного,
публицистического и
официально-делово го стилей;
•
понимание
и адекватная оценка языка средств массовой информации постановка и
формулирование проблемы
,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового
деталей и признаков
Развитие самоконтроля у
младших школьников начинается с того,
что первоначально он представляет собой отдельную форму деятельности (полный самоконтроль).
Постепенно самоконтроль преобразуется в
обязательный элемент выполнения основного учебного задания
(выборочный самоконтроль).
При полностью сформированном самоконтроле его видимые признаки могут ие без отметок не отменяет содержательной и обоснованной оценки,
при отсутствии которой невозможно формирование полноценной учебной деятель ности.
Аналогично самоконтролю происходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности.
При этом выделяют важный процесс постепенный переход
успешность.
1.
При доминировании социального мотива для детей характерно положительное отношение к
школе,
ответственное отношение к
занятиям.
2.
Для детей с положительным отношением к школе при доминирующем познавательном мотиве характерна высокая учебная активность.
3.
Для детей с нейтральным типом отношения к
характера отсутствовать.
самооценивания в
самооценку как свойство личности учащегося школе при доминировании игрового мотива,неадекватно переносимого в учебную деятельность,
свойственны большие затруднения в
процессе
учения.
В начале обучения младших школьников, который характеризуется переходом с игровой деятельности к учебной деятельности как к основной,
ведущей деятельности,
формируются основные психические новообразования. И таким образом, фундаментальными проблемами и задачами психологии младшего школьника являются такие, как