Файл: Контрольная работа по дисциплине Политология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Институт открытого и дистанционного образования

Кафедра управления и права

контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: Политология как научная дисциплина: объект, предмет, методы и функции.

Преподаватель

Т.В. Блинникова
Автор работы

студент группы ИОДО – 299

М.В. Свичкарь
«10» мая 2019 г.





Челябинск

2019
План:

  1. Введение…………………………………………………………….……….2

  2. 1. История политологии………………………………………….…………3

  3. 2. Объект и предмет политической науки………………………………....5

  4. 3. Методы политологии……………………………………………………..6

  5. 4. Функции политологии…………………………………………………….8

  6. Жан-Жак Руссо………………………………………………..…………….10

  7. Список использованных источников………………………………………12

Введение

В современных условиях развития российского государства овладение основами политической науки является важнейшим условием успешного реформирования его общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демократии, сформировать статус самодеятельного субъекта, способного принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей.

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Появление на свет новой самостоятельной науки «Политология» обусловлено несколькими факторами. Во-первых, возрастанием значения политической сферы жизни общества, а также настоятельной общественной потребностью не в интуитивном понимании, а в научном познании политики. Во-вторых, возникновение политической науки это не только научный процесс, но и значительное культурное достижение. В-третьих, развитие политического знания происходило в процессе разрушения исходной синкретичности философского, научного и эмпирического знания о политике, дифференциации единой политической мысли на ряд специализированных дисциплин. В-четвертых, общим бурным развитием социальных наук и наук о человеке. В-пятых, развернувшимися демократическими процессами нового времени: усложнение политических и социальных структур; новые интеграционные масштабы отношений между государствами; повышение роли СМИ (свобода слова, печати) в политических процессах; возросшая политическая ответственность за судьбы своей страны; более широкое участие в политике масс и т.п. [1].

1. История политологии

Термин «политология» образуется из двух греческих слов: «politike»  – искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos»  –понятие, суждение, знание. Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, где политика предстает как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом.

В начале своего зарождения политические исследования проводились на основе традиционных отраслей политического знания – политической философии, истории и конституционного права. Затем преподавание политических дисциплин сосредоточилось на учрежденных для этой цели кафедрах и факультетах политической науки. Первенство в этом отношении оспаривается Германией и США.

Согласно первой точке зрения, формальным началом политологии является немецкая правовая школа, существовавшая еще в первой половине XIX в. Вторая точка зрения связывает официальное оформление политической науки с 1857 г., когда американец Френсис Лейбер, открыл в Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) кафедру политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры была создана Школа политических наук, которая начала готовить научные и преподавательские кадры. В дальнейшем учебные и исследовательские политологические центры стали появляться в Йельском, Гарвардском, Принстонском и других американских университетах. А в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки (АППН).

В этот же период процесс институционализации политической науки происходил и в Западной Европе. Здесь также были образованы первые политологические учреждения: 1871 – Свободная школа политической науки во Франции; 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки; 1920 – Берлинская высшая школа политической науки.

В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки с участием ведущих политологов Европы и Америки. На этом мероприятии была достигнута договоренность – употреблять термин «политическая наука» в единственном числе, и уточнен предмет политической науки. Кроме того, странам – членам ООН было рекомендовано включить политическую науку в число дисциплин, обязательных для изучения в системе высшего образования. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была образована Международная ассоциация политической науки (МАПН).

Политология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • гражданское образование или обучение гражданственности, т.е. обеспечение обучаемых такими знаниями о политических процессах в обществе, которые позволят им быть компетентными наблюдателями и полноценными участниками политических отношений;

  • профессиональную подготовку управленческих кадров для государственных учреждений и негосударственных организаций;

  • подготовку исследователей в сфере политики [1].

2. Объект и предмет политической науки

Важнейшим элементом обоснования научного статуса политологии является определение ее объекта и предмета. Объект познания – это все то, на что направлена деятельность представителей данной науки, что противостоит им в качестве объективной реальности и имеет отношение к сфере их научных изысканий. Когда же речь идет о предмете исследования данной научной дисциплины и конкретного исследователя, то эта часть объективной реальности (например, власть или свойства политики) рассматривается не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данного исследования. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук и исследователей друг от друга состоит в том, что они, имея один объект изучения, исследуют различные предметы.

Объектом политологии является политическая реальность. Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет политического познания не может быть тождественен объекту, именно это и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос определения предмета политологии все еще остается дискуссионным.

Политология, как вытекает из буквального перевода этого термина, означает науку о политике. Следовательно, предметом ее изучения является политика. Политика как важнейший элемент социального существования является объектом для теоретических и практических исследований всех социальных наук, но только для политологии – он единственный. [2].

3. Методы политологии

Специфика понимания предмета политологии во многом обусловливает особенности методов изучения мира политики. Как известно, методы науки – это способы получения или приращения новых знаний. В исследовании мира политики политология широко использует как традиционные, так и современные методы: историзма и диалектики, сравнительный, системный и структурно-функциональный методы, а также совокупность социологических методов (анкетирование, интервьюирование, изучение документов), математическое моделирование, методы теории игр и др. Особенности предмета политологии, сложность, многомерность и динамичность мира политики требуют от исследователя применения комплексной методологии, всего многообразия методов и подходов современных социально-политических наук. Так, применение структурно-функционального метода позволяет, например, исследовать структуры и функции политических систем и власти. Однако сравнительный метод при анализе одних и тех же элементов различных политических систем показывает, что существенные различия в функционировании сходных элементов разных политических организмов обусловлены культурными факторами, что приводит к необходимости подключения цивилизационного подхода к арсеналу методологических оснований исследования. Структурно-функциональный подход вне культурно-цивилизационной методологии приводит к упрощенным и ошибочным результатам и выводам. Поэтому при анализе политического процесса методологически более эффективно учитывать, прежде всего, специфику и природу самого политического процесса, который «представляет собой сочетание различных „логик“, одна из которых означает отнесение к интересам, другая – к ценностям, третья – к причинам (предшествующим состояниям), четвертая – к ожиданиям желаемого будущего и т.п.»

Сторонники системного подхода в политологии оперируют, как правило, моделями жестко упорядоченного мира и всеми теми элементами политики, которые порождают стабильность, организуемость, предсказуемость. Сторонники функционализма в противовес представителям аксиологической методологии также извлекают из мира политики только то, что работает на упорядоченность и эффективность, и отвлекаются от этических проблем власти, от вопросов, касающихся высших целей и смыслов в политическом мире.

Теснейшая связь политологических проблем с практикой требует использовать социоинженерный подход к анализу политических процессов. Этот подход получил научное обоснование в работах К. Поппера, А. Лейпхарта, П. Бергера, Т. Лукмана и других западных исследователей. Как отмечал К. Поппер, в отличие «от историцистов, полагающих, что возможность разумных политических действий зависит от степени понимания нами хода истории, сторонники социальной инженерии считают, что научная основа политики покоится на совершенно иных принципах – она состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствии с нашими целями или желаниями». Воспринимая методологию политической инженерии, современные исследователи не отбрасывают принципов исторического анализа, как это делает К. Поппер, и считают необходимым при исследовании политики использовать как возможности социоинженерии, так и требования исторического подхода, категории культуры. Современные исследователи отмечают, что «ни один вид мышления не может сегодня реально претендовать на общезначимую истину». Следует подчеркнуть эти теоретические основания, учитывая, что традиционная методология социального исследования, стремящаяся к одномерным, линейным и безальтернативным результатам, в современном сверхдинамичном мире обнаруживает свою узость. Сама политическая реальность, развертывающаяся как стохастическая (вероятностная), неопределенная и нелинейная, поливариантная, все больше требует синергетических подходов к ее анализу. В связи с этим при анализе политических процессов важно обратить внимание на синергетическую картину мира и соответствующий стиль научного мышления, согласно которым развитие мира рассматривается как спонтанное, нелинейное, многовероятностное, хотя и не лишенное определенности. Идеи синергетики (от гр. «совместно») играют в современной политологии важное методологическое значение. [3].

4. Функции политологии
Политология призвана выполнять в обществе ряд важных функций: Выполняя теоретико-познавательную функцию, она вырабатывает фундаментальное знание о природе политических явлений, необходимое для рационализации деятельности основных институтов власти и управления, отдельных субъектов политического процесса. Прогностическая функция позволяет политологии разрабатывать желательные и возможные сценарии развития политических событий, учитывающие действия различных экономических, социальных, социокультурных, внешних и внутренних факторов. Диагностическая функция дает политологии возможность определять соответствие политических программ и лозунгов существующим общественным условиям. Функция политической социализации вытекает из того, что политология призвана формировать демократическую политическую культуру, гражданские ориентации, способствующие интеграции индивидов на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения. Регулятивная функция определяет способность политологии воздействовать на функционирование политических институтов и оказывать влияние на политическое поведение. Политология выполняет методологическую функцию по отношению к другим общественным наукам, исследующим политическую сферу. Методологическая функция политологии проявляется в использовании знаний, накопленных этой наукой для дальнейших исследований мира политики; применении политологических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками (например, электоральной политологией, сравнительной политологией) [4].

Задание 2. Охарактеризуйте вклад исследователя в развитие политической мысли.
Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений.

Жан Жак Руссо (1712–1778) – французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 года он связывает свою жизнь с Парижем, здесь появляются и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки важными являются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Руссо жил в период бурного развития науки и промышленности в Европе. Однако подавляющая часть населения новой Европы не имела доступа к благам цивилизации, не имела возможности противостоять давлению власти, а тем более контролировать или ограничивать власть. Власть все более явно выступала тормозом социального прогресса, источником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эту ситуацию, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет – вот формула функционирования государства по Руссо.

И в этом проявляется демократизм политической теории Руссо. Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк обращается к воле народа в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа – константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях Средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. «Родился новый Бог» – так оценил идею Руссо французский писатель ХХ в. Альбер Камю. Видимо, Камю хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Бога.

Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы – групповые, отдельного человека – из сферы влияния на государство, и этот аспект концепции, на первый взгляд столь привлекательной (когда воля большинства является основой политики), вскоре был подвергнут резкой критике.

Можно подчеркнуть, что в концепции Руссо сфера политики ограничивается до минимума, поскольку исчезает проблема согласования интересов. Принцип властвования большинства выступает как безраздельно господствующее начало в отношениях «общество – власть» и как принцип управления в отношениях «власть – общество». Если в теории Гоббса абсолютизм власти исходит из воли монарха (суверена), то у Руссо – из воли большинства.

Концепция Руссо не вполне вписывалась в формирующуюся в Европе систему социально-экономического и политического развития.

Однако с именем Руссо связана разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства. [5].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Зеленков, М.Ю. Политология учебник / М.Ю. Зеленков. –Электрон. дан. –Москва : Дашков и К, 2017. — 340 с.

  2. Зуляр Ю. А. Политология: Базовый курс: учеб. пособие : в 2 т. Т. 1 / Ю. А. Зуляр ; Иркут. гос. унт. – Иркутск: ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2015. – 592 с.

  3. Буренко В.И.. Политология: учебник / коллектив авторов ; под ред.–2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. –392 с. – (Бакалавриат).

  4. Ланцов С. А. Политология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 544 с.

  5. Тавадов. Г.Т. Политология: учебник /– 2-е изд. стер. – М.: Издательство «ОмегаЛ», 2016. – 371 с. – (Университетский учебник).