ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеванцовская средняя общеобразовательная школа
Островского района Костромской области
Областной методический конкурс педагогов
образовательных учреждений Костромской области
Номинация: методические пособия для учителя
Оценочные средства
по математике
( 5 класс)
Автор: Смирнова Валентина Николаевна,
учитель математики
Клеванцово 2016
Содержание
№ | Раздел | страницы |
1. | Введение. Проблема и актуальность | 6 |
2. | Виды контроля | 7 |
3. | Формы оценочных средств | 7 |
4. | Структура контрольных измерительных материалов | 9 |
5. | Система оценивания | 10 |
6. | Кодификатор элементов обязательного минимума содержания по математике для 5-6 классов основной школы | 11 |
7. | Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся 5-6 классов | 13 |
8.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения стартовой диагностической контрольной работы | 16 |
8.2 | Спецификация КИМ для проведения входной (стартовой) диагностической контрольной работы | 18 |
8.3 | Лист самооценки | 21 |
8.4 | Входная диагностическая контрольная работа | 23 |
9.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме "Натуральные числа и школы" | 25 |
9.2 | Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме "Натуральные числа и шкалы" | 26 |
9.3 | Лист самооценки | 29 |
9.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Натуральные числа и школы" | 30 |
10.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | 32 |
10.2 | Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | 33 |
10.3 | Лист самооценки | 36 |
10.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | 37 |
11.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме "Числовые и буквенные выражения" | 39 |
11.2 | Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме"Числовые и буквенные выражения" | 40 |
11.3 | Лист самооценки | 43 |
11.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Числовые и буквенные выражения" | 44 |
12.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | 46 |
12.2 | Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме"Умножение и деление натуральных чисел" | 47 |
12.3 | Лист самооценки | 50 |
12.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | 51 |
13.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме "Упрощение выражений" | 53 |
13.2 | Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме"Упрощение выражений" | 54 |
13.3 | Лист самооценки | 57 |
13.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Упрощение выражений" | 58 |
14.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме "Площади и объемы" | 60 |
14.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме "Площади и объемы" | 61 |
14.3 | Лист самооценки | 64 |
14.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Площади и объемы" | 65 |
15.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы за первое полугодие | 67 |
15.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы за первое полугодие | 68 |
15.3 | Лист самооценки | 71 |
15.4 | Диагностическая контрольная работа за I полугодие | 72 |
16.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме "Обыкновенные дроби" | 74 |
16.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме "Обыкновенные дроби" | 75 |
16.3 | Лист самооценки | 78 |
16.4 | Диагностическая контрольная работа по теме "Обыкновенные дроби" | 79 |
17.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями " | 81 |
17.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями " | 82 |
17.3 | Лист самооценки | 85 |
17.4 | Диагностическая контрольная работа по теме " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями " | 86 |
18.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 88 |
18.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 89 |
18.3 | Лист самооценки | 92 |
18.4 | Диагностическая контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 93 |
19.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 95 |
19.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 96 |
19.3 | Лист самооценки | 99 |
19.4 | Диагностическая контрольная работа по теме«Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 100 |
20.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 102 |
20.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 103 |
20.3 | Лист самооценки | 106 |
20.4 | Диагностическая контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 107 |
21.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме «Проценты» | 109 |
212 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме «Проценты» | 110 |
21.3 | Лист самооценки | 113 |
21.4 | Диагностическая контрольная работа по теме «Проценты» | 114 |
22.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения диагностической контрольной работы по теме «Инструменты для вычислений и измерений» | 116 |
22.2 | Спецификация КИМ для проведения диагностической контрольной работы по теме «Инструменты для вычислений и измерений» | 117 |
22.3 | Лист самооценки | 120 |
22.4 | Диагностическая контрольная работа по теме «Инструменты для вычислений и измерений» | 121 |
23.1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой диагностической контрольной работы | 123 |
23.2 | Спецификация КИМ для проведения итоговой диагностической контрольной работы | 125 |
23.3 | Лист самооценки | 128 |
23.4 | Итоговая диагностическая контрольная работа | 129 |
24. | Инструкция для проведения диагностических контрольных работ | 131 |
25. | Образец бланка для оформления решения диагностической контрольной работы. | 132 |
26. | Литература | 134 |
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у обучающихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены»
(Л.М. Фридман)
Введение. Проблема и актуальность
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные в 2010 году, определяют совершенно новые задачи перед школьным образованием в целом, и перед основным общим образованием, в частности. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Изменения в содержании современного образования влечет изменения системы оценивания, поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации и индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении, помогли бы ребенку научиться самому оценивать свои возможности.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения. Оценочные средства для оценивания результатов освоения обучающимися всего объема учебного предмета являются неотъемлемой частью нормативного методического обеспечения образовательной деятельности. В условиях реализации ФГОС одной из актуальных задач для образовательных учреждений является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Система оценки должна быть прописана в разделе Основной общеобразовательной программы школы, а также в рабочих программах учителей по предметам. Создание и разработка контрольно-измерительных материалов является в настоящее время обязательным требованием для реализации образовательной программы. Разработка контрольно-диагностического материала по разделам математики 5 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход обучающихся 5 классов на обучение по новым стандартам и ощущается недостача диагностических материалов нового поколения.
Виды контроля
№ п/п | Наименование этапа | Период | Основные задачи | Использование результатов |
1 | Входной контроль | В начале изучения предмета | Выявление в подготовке обучающихся несоответствия требованиям к результатам освоения содержания пройденного (изученного) курса | Определение индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня обученности обучающихся |
2 | Текущий контроль | В ходе изучения предмета | Стимулирование обучающихся к обучению и своевременная корректировка возникающих затруднений | Разработка мер, направленных на устранение затруднений обучающихся |
3 | Промежуточный контроль | По окончании 1 полугодия учебного года | Контроль качества освоения основной образовательной программы на данном рубеже | Коррекция системы обучения на 2 полугодие |
4 | Итоговый контроль | По окончании изучения предмета | Выявление уровня обученности обучающихся | Коррекция деятельности учителя в учебном процессе |
Формы оценочных средств
Наименование оценочного средства | Примеры использования оценочных средств | Краткая характеристика оценочного средства |
Контрольная работа | Создать банк контрольных работ по математике, алгебре, геометрии Цель: определение качества усвоения обучающимися учебного материала | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу |
Рабочая тетрадь | Рабочая тетрадь по математике 5 класс, Рудницкая В.Н. | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. |
Тест | Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками обучающимися | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. |
Программы компьютерного тестирования. Тренажёры . | CD-диски Электронное пособие к учебнику «Математика» 5 класс Виленкин Н.Я. | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных учеником навыков и умений. |
Проект | Примеры тем: 1. Возникновение чисел. 2. В мире процентов. 3. Древние меры длины. 4.Моя малая родина в числах | Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем. |
Разноуровневые задания | Цель: - обнаружение достижений и успехов обучающихся | а) репродуктивный уровень позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия б) реконструктивный уровень позволяют оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня позволяют оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. |
Доклад, сообщение | Примеры тем: 1. Математика в живописи 2. Старинные русские меры. 3. Цифры у разных народов мира. 4. История обыкновенных дробей. | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно -исследовательской темы |
Дискуссия | | Позволяет оценить умение обучающихся аргументировать собственную точку зрения. |
Структура контрольных измерительных материалов
Я предлагаю оценочные средства для проведения стартовой, текущей и промежуточной аттестации обучающихся 5 класса. Диагностические контрольные работы составлены с использованием тестовой технологии, используемой на ГИА. Поскольку значение таких технологий в образовательном процессе неуклонно растет, актуальным является внедрение тестовых методов оценки качества знаний уже с 5 класса. Это позволяет более качественно подготовить обучающихся к будущей итоговой аттестации в 9 классе в новой форме.
Оценочные средства представлены в виде следующих документов:
1. Кодификатор элементов обязательного минимума содержания по математике для 5-6 классов основной школы.
2. Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся 5-6 классов.
3. Спецификации КИМ для проведения промежуточной аттестации и осуществления стартового и текущего контроля успеваемости.
4.Контрольные измерительные задания для промежуточной аттестации и осуществления стартового и текущего контроля успеваемости.
5.Перечень форм оценочных средств
Контрольные измерительные задания составлены в соответствии с перечнем требований к уровню подготовки обучающихся, достижений, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в 5-х классах образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО и применимы к учебно-методическому комплекту "Математика" авторов: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и др.
В структуру оценочных материалов входят 16 диагностических контрольных работ. Отслеживание уровня усвоения учебного материала осуществляется в течение года: входящая (стартовая) контрольная работа (проводится в середине сентября), текущие контрольные работы, полугодовая контрольная работа (середина декабря) и итоговая (годовая) контрольная работа (середина мая).
Каждая контрольная работа содержит 2 варианта. Текущие и полугодовая контрольные работы содержат по 8,10 заданий, они рассчитаны на один урок (40–45 мин.). В стартовой и итоговой контрольной работе 14, 15 заданий, рассчитаны на 2 урока. Стартовая работа проводится в начале сентября, позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика.
Большинство комплектов таковы, что тесты в них равнозначны по сложности. Контрольные работы состоят из трех частей: базовый уровень, повышенный уровень и высокий (творческий) уровень. На базовом уровне обучающиеся выполняют задания с выбором ответа, задания позволяют выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. На повышенном уровне обучающиеся выполняют задания с оформлением решения и записью ответа. Эти задания позволяют судить об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Следующий уровень высокий. Задания носят творческий характер. Они позволяет определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.