Файл: Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси Н. А. Некрасов в поэме Кому на Руси жить хорошо показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси? Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.


Что мешает человеку быть счастливым? Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №2 К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова. Кто счастлив на Руси? Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №3 Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения. Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.


Подробнее на: https://sochineniena5.ru/2021/09/09/komu-na-rusi-khorosho-itogovoe-2022/

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №5 Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №6 В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.

Подробнее на: https://sochineniena5.ru/2021/09/09/komu-na-rusi-khorosho-itogovoe-2022/

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.

  2. Проблемы народного счастья, долга и смысла жизни в поэме н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Влияние поэмы на русскую литературу.

  3. В центре поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – изображение жизни пореформенной России. Некрасов работал над поэмой в течение 20 лет, собирая материал для нее “по словечку”. Она необычайно широко охватывает народную жизнь тогдашней России. Некрасов стремился изобразить в поэме представителей всех социальных слоев – от крестьянина-бедняка до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена. Этому помешала смерть автора. Главный вопрос произведения ясно поставлен уже в названии поэмы – кому на Руси жить хорошо? Этот вопрос о счастье, благополучии, о человеческой доле, судьбе. Мысль о тягостной доле крестьянина, о крестьянском разорении проходит через всю поэму. Положение крестьянства отчетливо иллюстрируется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоикатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Задавшись вопросом найти счастливого, благополучного на Руси человека, крестьяне-правдоискатели отправляются впуть. Им встречаются разные люди. Самые запоминающиеся, самобытные личности – крестьянка Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Ермил Гирин, Агап Петров, Яким Нагой. Несмотря на преследовавшие их беды, они сохраняли душевное благородство, человечность, способность к добру и самопожертвованию. Произведение Некрасова полно картин народного горя. Очень волнует поэта судьба женщины-крестьянки. Ее доля показывается Некрасовым в судьбе Матрены Тимофеевны Корчагиной:

  4. Матрена Тимофеевна

  5. Осанистая женщина,

  6. Широкая и плотная,

  7. Лет тридцати осьми.

  8. Красива: волос с проседью,

  9. Глаза большие, строгие,

  10. Ресницы богатейшие,

  11. Сурова и смугла

  12. На ней рубаха белая,

  13. Да сарафан коротенький,

  14. Да серп через плечо…

  15. Многое приходится пережить Матрене Тимофеевне: и непосильный труд, и голод, и унижение родни мужа, и смерть первенца… Понятно, что все эти испытания изменили Матрену Тимофеевну. Она говорит и себе так: “Я потупленную голову, Сердце гневное ношу…”, а женскую судьбу сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного. Горьким выводом завершает она свои раздумья: “Не дело Вы затеяли – средь баб счастливую искать!” Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными душевными качествами русской женщины, ее волей, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелейшими условиями жизни.

  16. Особое место в поэме отведено и образу крестьянина Савелия, “богатыря святорусского”, “богатыря сермяжного”, который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа, побуждение в нем бунтарского духа. В эпизоде бунта, когда годами сдерживавшие ненависть крестьяне во главе с Савелием сталкивают в яму помещичьего управляющего Фогеля, с замечательной наглядностью показана не только сила народного гнева, но и долготерпение народа, неорганизованность его протеста. Савелий наделен чертами легендарных героев русских былин – богатырей. О Савелии Матрена Тимофеевна говорит странникам: “Счастливец тоже был”. Счастье Савелия – в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только путем активного сопротивления и действия может добиться “вольготной”, счастливой жизни.

  17. Исходя из нравственных идеалов народа, опираясь на опыт освободительной борьбы, поэт создает образы “новых людей” – выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье бедняков. Таков Ермил Гирин. Почет и любовь заслужил он строгой правдою, умом и добротой. Но судьба Ермила не всегда была благосклонна и добра к нему. Он попал в острог, когда бунтовала “Испуганной губернии, уезда Терпигорева, уезда Недыханьева деревня Столбняки”. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Но Гирин, будучи защитником крестьян, не призывает их к смирению, за что и наказывается.

  18. В своем произведении автор показывает не только волевых и сильных крестьян, но и тех, чьи сердца не устояли против растлевающего влияния рабства. В главе “Последыш” мы видим лакея Ипата, который и слышать не хочет о воле. Он вспоминает о своем “князюшке”, а себя называет “рабом последним”. Некрасов дает Ипату меткую и злую оценку: “холуй чувствительный”. Такого же раба мы видим и в образе Якова верного, холопа примерного:

  19. Только и было у Якова радости

  20. Барина холить, беречь, ублажать…

  21. Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника своего верного слуги, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину собственной смертью.

  22. Оказывается, даже нравственно изуродованные рабы, доведенные до крайности, способны протестовать. Вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели строя, основанного на рабской покорности.

  23. Особенно ясно приближение этой гибели чувствуется в последней части поэмы – “Пир на весь мир”. Надежды автора связываются с образом интеллигента из народа Григория Добросклонова. Некрасов не успел завершить эту часть, но все же образ Григория получился целостным и сильным. Гриша – типичный разночинец, сын батрачки и полунищего дьячка. Он выбирает путь сознательной революционной борьбы, который кажется ему единственно возможным для того, чтобы народ обрел свободу и счастье. Счастье Гриши – в борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб “каждому крестьянину жилось вольготно весело на всей святой Руси”. В образе Григория Добросклонова Некрасов представил читателям типические черты характера передового человека своего времени.

  24. В своей поэме-эпопее Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о совести, о правде, о долге, о счастье. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы. Что значит “жить хорошо”? В чем заключается подлинное счастье?

  25. Герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть. По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”. Но такое счастье поэт презирает. Не привлекает оно и героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье. Счастливая жизнь народа для поэта неотделима от мысли о свободном труде. Счастлив человек тогда, когда он не скован рабством.