Файл: 1. 1 Коррекционная работа как раздел аооп (аоп).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дисциплина: Методика разработки и проведения коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Семерная Юлия Васильевна

Преподаватель:

Музафарова Екатерина Александровна

Задание 1. На основании изученного теоретического материала, рекомендованных литературных источников и информационных ресурсов сети Интернет подберите комплекс методик (для двух выбранных нозологий).

Поиск методик осуществляется согласно представленным коррекционным задачам (теоретический материал по теме 1.1 Коррекционная работа как раздел АООП (АОП).

Ответ:

К началу школьного обучения глухой ребенок может достичь уровня развития, который позволит ему получать образование на основе АООП НОО (вариант 2.2). В случае готовности глухого ребенка к получению образования на основе АООП НОО (вариант 2.2). ПМПК может рекомендовать обучение по данной образовательной программе. Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с 12 этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями: • специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития; • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно – коррекционного процесса; • требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; • необходимо обеспечение непрерывности коррекционноразвивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно – развивающей области; • необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; • необходима индивидуализация обучения глухих детей с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей; • необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации; • следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно – коррекционных задач, специальную психолого – педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка .


Адаптированной программой предусмотрена система мониторинга динамики развития слепых детей, их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:-педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; - детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; - карты развития слепых детей; - различные шкалы индивидуального развития слепого ребенка. Адаптированная программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе ее динамики. В соответствии с ФГОС ДО и принципами адаптированной программы оценка качества образовательной деятельности по адаптированной программе: 1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации слепого ребенка 32 раннего и дошкольного возраста; 2) учитывает факт разнообразия путей развития слепого ребенка в условиях современного постиндустриального общества; 3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования слепых детей; 4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценки для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии с: - разнообразием вариантов развития слепого ребенка в дошкольном детстве, - разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды, - разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации; 5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования слепых детей на уровне Организации, учредителя, региона, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны. Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования слепых детей на уровне Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта ДО. Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества: - диагностика развития слепого ребенка раннего и дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы со слепыми детьми по Программе; - внутренняя оценка, самооценка Организации; - внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная. На уровне образовательной организации система оценки качества реализации адаптированной программы решает задачи: - повышения качества реализации программы дошкольного образования; - реализации требований Стандарта ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам адаптированной основной образовательной программы дошкольной 33 организации; - обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества адаптированной программы дошкольного образования слепых детей; - задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации; - создания оснований для преемственности между дошкольным и начальным общим образованием слепых обучающихся. Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной образовательной программы. И именно психологопедагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации адаптированной программы. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвуют слепой ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации. Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей

деятельности и для серьезной работы над ПрАООП, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Задание 2. На основании изученного теоретического материала, рекомендованных литературных источников и информационных ресурсов сети Интернет разработайте конспект коррекционного занятия и технологическую карту коррекционного занятия для детей с ОВЗ (по одной выбранной нозологии).

Ответ:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия


Форма занятия

Групповое занятие

Класс

2-а класс. Дети, обучающиеся по ФГОС НОО обучающихся ЗПР, вариант 7.2.

Тема занятия

В мире профессий

Тип занятия

Коррекционно-развивающее занятие


Цель занятия

Развитие учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Профессия»

Задачи занятия

Образовательные:

-совершенствование навыка осмысленного чтения;

- развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие:

-коррекция нарушений в развитии психических процессов;

-развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, воображения);

-развитие пространственной ориентировки;

-развитие коммуникативных навыков детей;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие элементарных навыков самооценки.

Воспитательные:

-воспитание умение взаимодействовать в паре;

-воспитание уважения к людям труда.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия

Учебно-познавательная, коммуникативная

Межпредметные связи

Чтение, русский язык, внеурочное занятие по профориентации

Формируемые УУД

Предметные: совершенствование навыка осмысленного чтения, развитие связной речи.

Личностные:

- проявлять интерес к учебному материалу, положительное отношение к процессу познания;

-стремиться к успешной деятельности;

-способность адекватно понимать причины своего успеха или неуспеха в выполнении заданий, связывая их с усилиями и трудолюбием;

-проявлять уважение к людям труда.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- мотивация к учебной и познавательной деятельности, развитие целенаправленной деятельности;

- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Общеучебные:

-овладение умениями понимать учебную задачу урока;

- ориентироваться в заданиях, определять умения, которые будут сформированы по итогам выполнения заданий;

-воспроизведение по памяти информацию , необходимую для решения учебной задачи;

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания, отвечать на вопросы.

Логические:

-умение сравнивать предметы;

-умение обобщать, анализировать;

-установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные:

- слушать собеседника и вести диалог;

-правильно выражать свои мысли;

-оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемный, практический

Формы: парная, индивидуальная работа, совместное решение учебных задач.


Используемые педагогические технологии

Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие (кинезотерапия, гимнастика для глаз, игротерапия) технологии

Образовательные ресурсы и средства обучения:

  • компьютер, презентация к уроку

  • карточки с коррекционно-развивающими заданиями





Пермь - 2023