Файл: Доклад По дисциплине Социология Девиантное поведение личности показатели, состояние, основные причины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова»
Кафедра: «Социальные и гуманитарные науки»
Доклад
По дисциплине: Социология
«Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины»
Выполнил: студент группы Б-АИ-24
Яфаров Р.Н.
Проверил: к.ф.н. доцент
Ножкина И.А
Саратов, 2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. Содержание понятия «девиантное поведение» 3
Глава 2. Причины девиантного поведения 5
Глава 3. Меры социального воздействия 8
Глава 4. Позитивное девиантное поведение 10
Заключение 11
Список используемых источников 12
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, т. е. правила (писаные и неписаные), по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением, или девиацией. Девиантное поведение, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы ни хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, т. е. те, которые не могут и не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Девиантное, отклоняющееся поведение вызывает большой интерес у психологов, врачей, учителей, сотрудников правоохранительных органов, социологов и философов.
Подавляющее большинство социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. Полезными можно считать лишь несколько небольших отклонений. Одна из задач социологов - распознавать и выбирать полезные культурные паттерны девиантного поведения индивидов.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - следовательно, естественное условие развития человека, жизни всего общества. Другими словами, девиантное поведение было, есть и будет, и в этом актуальность его изучения.
Глава 1. Содержание понятия «девиантное поведение»
Девиантное поведение - это поведение
, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.
Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в обществе. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиации существенно возрастает при ослаблении нормативного контроля на уровне социума. В соответствии с теорией Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости
, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. [3]
Глава 2. Причины девиантного поведения
Девиантное поведение обычно проявляется с самого раннего возраста. Причины такого поведения, могут быть следующие: социальные, психологические, биологические и педагогические факторы.
Биологические включают в себя: низкий уровень интеллектуального развития; черепномозговая травма или мозговая инфекция; отклонения в активно-волевой сфере; физические дефекты: заячья губа, волчья пасть, различные дефекты носа, ушей.
Социальные факторы включают: неполные семьи, либо семьи с одним ребёнком; напряжённая обстановка в семье: драки, ссоры, пьянство.
Педагогические факторы: ошибки в семейном воспитании; ошибки в процессе обучения.
Психологические: эмоциональная неустойчивость; напряжённые отношения с учителями, родителями; проблемы с самооценкой; стремление подростка заниматься (ради интереса, самоутверждения), деятельностью асоциальной направленности.
Психологическая атмосфера в семье – важный фактор малолетней преступности. Родительская поддержка и контроль должны помогать предотвратить вовлечение детей в противоправную деятельность.
Ответственность за поведение и поступки, совершаемые детьми, несут конечно же родители. И если подростки совершают проступки, то естественно, первой причиной этого может оказаться отсутствие должного воспитания в семье. Неполные семьи, ссоры родителей, разводы, враждебные взаимоотношения в семье увеличивают риск возникновения отклоняющегося поведения ребенка.
Однако любое отклонение поведения подростка от нормы следует рассматривать индивидуально, учитывая его возрастные особенности и социальную ситуацию развития. Основой всех отклонений подросткового поведения, является неразвитость социально - культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но девиантное поведение, это есть слепок с социальных отношений в обществе.
Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, то понятия формируются уже под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они ещё не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и всё, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа. [6]
Следующие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.
Подросток начинает понимать, что существуют способы (запрещённые, неприемлемые), которые способны изменить его психологическое состояние. Давая возможность испытать чувство подъема, радости, экстаза, эйфории. Подростки думают, что наркотики и алкоголь благотворно влияют на настроение, поднимая самооценку, ослабляя беспокойство. Но здесь срабатывает эффект внушения.
При самом первом использовании алкоголя или наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, и частых применениях тех же веществ, смотря на более опытных потребителей, новичок учится извлекать положительный эффект из этих веществ. Вскоре начинает формироваться устойчивое потребление, прибегание к «веселящим» веществам. Сложные жизненные ситуации, проблемы, состояние психологического дискомфорта приводят к употреблению запрещённых веществ. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Формируется аддиктивное поведение личности, т.е. возникает совсем другая личность, которая вытесняет настоящую. Сам процесс сопровождается борьбой, при которой возникает чувство тревоги. Включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзии чувства психологического комфорта. [2]
К аддиктивным формам девиантного поведения также можно отнести проституцию. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова prostituere «выставлять публично». Под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. В нашем обществе проституция долгое время считалась «отсутствующей», и это длительное молчание привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало нездоровый интерес не только взрослого населения, но и подростков, подогреваемый к тому же средствами массовой информации.
Резкому омоложению подверглась и такая форма девиантного поведения как самоубийство. Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни или же это просто способ обратить на себя внимание
Подросткам характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды. [5]
Глава 3. Меры социального воздействия
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.
Основные механизмы социального контроля:
1) собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и иных санкций;
2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
4) "контроль", основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля: