ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рады Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический НСНК колледж» РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ И ДРУГИМИ ВИДАМИ МАТЕРИАЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Цель: познакомить с видами природных материалов, познакомить с методикой организации работы с природными материалами на уроках технологии в начальной школе и во внеурочной деятельности, охарактеризовать различные виды работ с природным материалом. Природный — материал широко — используется — для изготовления поделок в начальной школе. Его нам в кубышке дает сама природа, перечень его довольно обширен. Ценным материалом к «аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок. Очень специфична аппликация из семян клена. Работа с кленовыми семенами требует болышой фантазии, творчества, выдумки. Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен. Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с учащимися начальных классов на уроках трудового обучения: 1. Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для кукол и т.д. Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность - иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке. 2. Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков, ЖИВОТНЫХ. Лесные орехи следует собирать зрелые в августе месяце вместе со шляпой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать в работе. Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков, лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются. Скорлупа грецких орехов используется для поделок лодочек, тележки, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа. Раскалывать орехи можно только учителю, дети в работе используют готовые половинки. Земляные орехи очень удобны в работе - легко прокалываются, режутся, скорлупка у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных. хранить орехи нужно в сухом помещении, т. к. их скорлупа не твердеет при высыхании. 3. Желуди. Плоды дуба - желуди - бывают разной формы и величины. Желуди созревают осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки, на 3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ которых они держаться. Плюски - очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличии от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте. 4. Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза животным или человека. 5. Ветки. При изготовлении игрушек из
объемного природного материала - шишек, желудей, каштанов - отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных образов. Ветки обладают передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т.д. и все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, длина отрезается пропорционально величине поделки. В работе можно использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток - работа, требующая времени, терпения и аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для поделок нужно собирать ветки, лежащие на земле, со спиленных деревьев, в местах обрезки деревьев. 6. Корки. Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 7. Листья. Они являются интересным и нужным дополнением при изготовлении поделок, из них можно выполнить красивые аппликации. Листья очень разнообразны по своей форме и расцветки. Листья можно использовать от разных деревьев, кустарников, цветов. Из листьев можно сделать крылья бабочки, плавники рыбы, всевозможные узоры. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготавливать, засушить. Засушивание листьев производят закладывая их между листами пористой сухой бумаги. На ней аккуратно в расправленном виде раскладывают в один слой растения; каждый слой сверху также закрывают бумагой. Стопку подготовленного таким образом природного растительного материала можно уложить в специальный пресс или просто придавить сверху тяжелым предметом. Можно листья через газету прогладить горячим утюгом. Чтобы засушиваемые листья не почернели и сохранили цвет, листы газеты следует менять ежедневно. Обычно для полного высыхания листьев требуется от трех до семи дней. Хранить засушенный материал лучше всего в специальной папке, в которой отдельные экземпляры тоже имеет смысл переложить листами бумаги. Сухие листья очень хрупкие, ломкие. 8. Соломка. Как поделочный материал солому используют давно. Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Используют солому ржи, пшеницы, овса, ячменя, дикорастущих растений. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стели у нее поломаны или смяты. Лучше использовать свежую ровную, не смятую комбайном, не подгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке. Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок. 9. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого размера. Перед работой перья промывают, сушат, и расчесывают для возвращения им естественного вида. 10. Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно найти ракушки-домики, которые интересны по внешнему виду, оригинальны по форме. Сбор ракушек можно производить с детьми во время экскурсий. Ракушки после сбора моются, после раскладываются и сушатся. Из ракушек можно сделать фигурки животных, или как дополнительный материал. Особенности работы с природным материалом на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Природный материал сам по себе - кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Уроки технологии и кружковые занятия — не

просто трудовой процесс, 6 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание. Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел - необычное, в обычном, возможное в невозможном. В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В.А.Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок. Поиск творческой идеи, замысла - исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке. Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Большую радость детям доставляют морские и речные камешки. Дети ищут и находят в них много удивительного. Многие дети дома с родителями продолжают работать с природным материалом, размечают детали для рамочек, затем склеивают их и т.д. У них появляется потребность в самопознании и самоутверждении. Дети принимают активное участие в школьных и городских выставках, награждаются грамотами. Учебная демонстрация — обязательно — сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы). Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий. Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным — результатам наблюдений,
нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний. Работа с наглядными пособиями носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. 8 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В трудовом обучении широко применяется инструктаж. Он представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной — школе — состоит в — необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач. Виды работ из природного материала (по образцу и преставлению). Последовательность составления эскиза и выполнения работ из природного материала Основные задачи при работе с природным материалом 1. Формирование деловых навыков при отборе природных материалов для будущей работы. 2. Формирование навыков предварительной подготовки материала и использования в работе (удаление лишних частей, размещение в пространстве, объединение, сохранение прочности и т.д.). 3. Формирование навыков передачи образа изготавливаемого предмета. 4. Формирование умения самостоятельно определять и использовать особенности природных материалов. Организация работы с природными материалами Работа с природным материалом обычно состоит из трех этапов: Первый этап - выбор и изучение природного материала (веток, сухих листьев, еловых шишек, древесной коры), 9 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ приведение в определенное состояние путем удаления лишних частей. Второй этап - объединение отдельных деталей предмета в общую композицию. Необходимо обратить внимание на качество и прочность природных материалов. Гретий этап — изготовление изделия в соответствии с темой работы. Последовательность изготовления поделок из природного материала примерна такова: 1. Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала. Детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет. 2.Сообщение темы и показ образца игрушки, поделки. 3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно анализировать образец, побуждать к высказыванию — предположений © — последовательности выполнения задания. Руководитель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом. 4. Изготовление игрушки, поделки. В процессе труда руководитель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает — затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий. 5. Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 10 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам. Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, а затем учить работать с природным материалом. Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им — предлагают, — во-первых, проанализировать готовую поделку. В ходе анализа рассматривают — части, детали — поделки, — характерные особенности её формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Сначала анализируют — образец-поделку, а — затем, приблизительно после шестого занятия, ее заменяют образцом- рисунком. Анализировать образец необходимо по следующей схеме: - рассматривание объекта в целом; - установление его практического назначения; - выделение основных частей; - определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом; - установление пространственного расположения этих частей; - выделение деталей, соответствующих основным частям; - установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу. Во-вторых, проанализировать последовательность изготовления игрушки, т.е. дети выясняют, какую часть игрушки делают вначале, почему, каким способом соединяют ее 11 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
части и детали и что с чем надо соединить, какой материал нужен для работы и, если его нет, можно ли заменить другим. При организации творческой работы детей с природными материалами необходимо учитывать следующие правила: о обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями; ° ВНОВЬ полученные знания сразу закрепляют практическими умениями; ‚ повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе материалов и т.д.). Работу с природными материалами необходимо разделить на два этапа: подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности и творческий, дающий возможность применить знания и умения, полученные на первом этапе в других условиях, обоснованно использование таких форм организации обучения, как конструирование по образцам, конструирование по условиям, — конструирование по собственному — замыслу, конструирование по — заданной теме. Исходя из предложенных форм следует, что на занятиях по рукоделию из природных материалов — необходимо сформировать такие навыки, приемы конструирования, как достроить образ, изменить пространственное положение, убрать лишнее, скомбинировать и т.п. В процессе кружкового занятия педагогам рекомендуется использовать практические и словесные методы. Вначале занятий преподаватель проводит беседу, где под его 12 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ руководством — дети осмысливают — новый — материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятий проводится объяснение последовательности выполнения изделия. Так как целью педагога является развить творческий потенциал ребят, то в практической части делается акцент на следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый и исследовательский. Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий (технологических и инструкционных карт, схем, чертежей, рисунков, образцов и т.п.) педагог сопровождает объяснением, что делает обучение более доходчивым, пробуждает в детях творческую инициативу. На занятиях по знакомству с материалами, инструментами И приёмами работы рекомендуется использовать демонстрационные таблицы. Эффективно использование следующего метода: работа детей с технологическими картами без подробнейшего описания какой-нибудь операции или приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упускаются некоторые этапы, позволяющие включить воображение, фантазию, творчество. Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу 1. Рассматривание и анализ образца игрушки. 2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы. 3. Выбор способа соединения частей игрушки. 4. Под бор материала и инструментов. 5. Изготовление игрушки. 13 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 6. Анализ и оценка поделок. Работу по изготовлению игрушек из природного материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам. Свойства и особенности природных материалов Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при обработке и поведение в готовой поделке. Может оказаться, что интересный по форме природный материал плохо поддается обработке: либо очень тверд, либо крошится и ломается. Рассмотрим, какие наблюдения, опыты и демонстрации с природными материалами можно организовать. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с желудями. В процессе наблюдений можно дать задание внимательно рассмотреть различные виды желудей и ответить на вопросы: какой формы и величины бывают желуди? Какого они цвета? Из каких частей состоит желудь? Что можно изготовить из желудей? Рассматривая рисунки различных поделок из желудей, демонстрируемые через эпидиаскоп, в