ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБОУ СПО « Унечский индустриальный техникум имени Героя России А. В. Рассказы»
Методическая разработка урока-презентации
на тему: « Опричнина. Последние годы Грозного царя».
Унеча 2014 год.
Автор:
Головатюк Людмила Михайловна, преподаватель общественныхдисциплин ГБОУ СПО « Унечский индустриальный техникум имени Героя России А. В. Рассказы»
Краткая аннотация:
Методическая разработка урока-презентации на тему « Опричнина. Последние годы Грозного царя» может служить практическим пособием для преподавателей истории при подготовке и проведении урока истории по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ.
Для понимания истории важен учет влияния на нее личностей. Люди, лидеры, видные деятели приводят в действие географические, природные, экономические, внешнеполитические и другие условия. Поэтому очень важно понять формирование характера таких лидеров, их человеческие пристрастия, их сильные и слабые стороны, потому что личностные качества лидеров отражаются в их деятельности, влияют на историю народа.
Деятельность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его личность необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и отталкивающие черты.
Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Оценивая политического деятеля, прежде всего, нужно исходить из результатов его деятельности.
Данный урок является продолжением изучения деятельности Ивана Грозного, проблемы окончательного оформления традиционного русского общества и окончательного складывания системы самодержавной власти. Урок продолжает раздел «История России с древнейших времён до конца XVII века», основываясь на рабочей программе в группах НПО.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное объяснение преподавателя с использованием литературного материала, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, выступления обучающихся с опережающими заданиями, самостоятельная работа обучающихся с учебником, фронтальная беседа, словарная работа, работа по хронологии событий, рефлексия и т.д.
В процессе урока обучающиеся вовлекались в различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, систематизацию.
Принципы, соблюдаемые во взаимодействии преподавателя и обучающихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность, научность.
Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Структура урока соответствует логике изучения темы с использованием исторической информации и построена на основе системы развивающего обучения обучающихся, что предполагает такие элементы, как: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера. Этапы урока логично связаны друг с другом.
Элемент новизны - использование ИКТ. У обучающихся формируется опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет и СМИ.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем. Разнообразие видов деятельности и, в конечном итоге, их результативность способствовали активизации познавательного интереса обучающихся, поддержанию их постоянного внимания к содержанию темы. Достаточно высокая работоспособность обучающихся обеспечивалась также хорошим психологическим климатом в коллективе группы, динамичностью урока и соответствием содержания тематического материала возрасту обучающихся.
Урок носил ярко выраженный творческий характер. Цели и задачи реализованы в полном объёме. Предполагаю, что конечным результатом будет прочное усвоение знаний по теме, что поможет изучению исторических процессов дальнейшего периода.
Основная часть.
Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.
Цели урока:
Образовательные:
Показать особенности второго этапа правления Ивана Грозного, объяснить
сущность опричнины, её цели и последствия для дальнейшего развития
государства;
сравнить первый этап правления Ивана Грозного со вторым этапом правления;
изучить понятия, связанные с опричной политикой Ивана Грозного;
отрабатывать навыки работы с различными источниками исторической
информации;
формировать практические умения устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
Развивать у учащихся картографические умения и навыки, творческое мышление, внимательность, логику суждений и умозаключений, кругозор, память; развивать умения и навыки сопоставлять, анализировать, делать соответствующие выводы, систематизировать изученный материал.
Воспитывающие:
Содействовать воспитанию любви к своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому России.
Форма организации урока: урок – исследование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оснащение урока:
компьютер,
мультимедийное оборудование,
мультимедийная презентация к уроку по теме « Опричнина. Последние годы Грозного царя»,
выставка литературных произведений по теме,
отрывок из художественного фильма « Иван Грозный» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Термины: террор, репрессии, опричнина, тиран.
Даты: 1565-1572 гг. – опричнина
Межпредметные связи: литература.
Уровень усвоения: 2
Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.
Цели урока:
Образовательные:
Показать особенности второго этапа правления Ивана Грозного, объяснить
сущность опричнины, её цели и последствия для дальнейшего развития
государства;
сравнить первый этап правления Ивана Грозного со вторым этапом правления;
изучить понятия, связанные с опричной политикой Ивана Грозного;
отрабатывать навыки работы с различными источниками исторической
информации;
формировать практические умения устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
Развивать у обучающихся картографические умения и навыки, творческое мышление, внимательность, логику суждений и умозаключений, кругозор, память; развивать умения и навыки сопоставлять, анализировать, делать соответствующие выводы, систематизировать изученный материал.
Воспитывающие:
Содействовать воспитанию любви к своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому России.
Форма организации урока: урок – исследование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, фильм « Иван Грозный», выставка книг, дополнительная литература.
Термины: террор, репрессии, опричнина, тиран.
Даты: 1565-1572 гг. – опричнина.
План урока.
I. Оргмомент.
II. Фронтальная беседа с обучающимися по итогам первого
этапа правления Ивана Грозного.
III. Объяснение нового материала по плану.
А) Перемены в облике царя.
Б) Введение опричнины.
В) Опричный террор.
Г) Последствия опричнины.
Д) Конец династии Рюриковичей.
IV. Закрепление.
V. Итог урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент.
-
Фронтальная беседа с обучающимися по итогам первого периода
правления Ивана Грозного.
П. Ребята, к изучению какой эпохи мы приступили на прошлом уроке?
О. На прошлом уроке мы приступили к изучению эпохи Ивана 4(Ивана Грозного). Слайд 2 « Портрет Ивана Грозного».
П. Ребята, эпоха правления Ивана Грозного интересна историкам, писателям, поэтам, художникам?
О. Время Ивана Грозного, его бурная деятельность интересна не только историкам, но и писателям, поэтам, художникам. Воспоминания о славных и страшных временах Ивана 4 мы можем найти у А. С. Пушкина в « Борисе Годунове». Бурное время Ивана Грозного описал М. Ю. Лермонтов в « Песне о купце Калашникове».
А. К. Толстой написал роман « Князь Серебряный», где описаны страшные опричные годы. А также им написана драма « Смерть Ивана Грозного». Илья Ефимович Репин нарисовал картину « Иван Грозный убивает своего сына», где мы видим Ивана Грозного, обезумевшего от содеянного. ( Демонстрация литературных произведений по эпохе правления Ивана Грозного.)
П. Ребята, давайте с вами вспомним основные итоги первого периода правления Ивана Грозного.
О. Иваном 4 были проведены реформы, которые способствовали дальнейшей централизации страны, усилению всей государственной системы и возвышению роли царя. Проведённые реформы укрепили царскую власть и дали возможность проводить активную внешнюю политику.
П. Каковы были итоги внешней политики Ивана 4?.
О. Иван 4 присоединил Казанское ханство, Астраханское ханство к России, что укрепило международное положение России, возвысило её престиж среди христианских государств Запада. Сибирское ханство также вошло в состав России. Восточные пределы России значительно расширились. В её состав входило всё больше и больше сибирских народов.
Слайд 3 Карта « Образование и расширение Российского государства в 14 –16 веках».( Работа обучающихся у карты)
П. Вступая в очередные войны, Иван 4 стремился ещё больше возвысить свою власть, значение своей личности не только в России, но и в Европе. Царь развязывает войну за овладение балтийскими берегами. Что это была за война?
О. Это была Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет (1558- 1583 г. г.). Для России заканчивается безрезультатно, так как против России в этой войне выступили Дания, Польша, Швеция. Не имея морского флота, Россия не могла справиться с этой задачей. Слайд 4 и слайд 5 карта « Ливонская война», « Старинная карта Ливонской войны». ( Работа обучающихся у карты)
П. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в противоречивости эпохи Ивана Грозного, остановившись на его дальнейшей политике - опричнине. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос.
Проблемный вопрос.
Прав ли был русский историк Николай Михайлович Карамзин, говоря об Иване Грозном, что «он был герой в первый период своего правления и тиран во второй»?
ОБЪЯВЛЯЮ ТЕМУ УРОКА, В ТЕТРАДЯХ ЗАПИСЫВАЕМ ЧИСЛО И ПЛАН ИУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слайд 6 « Тема урока»( записываем в тетради).
Слайд 7 « Цели урока»
III. Объяснение нового материала.
План изложения нового материала. Слайд 8(записываем в тетради)
-
Перемены в облике царя. -
Введение опричнины. -
Опричный террор. -
Последствия опричнины. -
Конец династии Рюриковичей.
Слайды 9- 10 « Словарь», слайд 11 « Даты», слайд 12 « Вопрос» (записываем в тетради)
1. ПЕРЕМЕНЫ В ОБЛИКЕ ЦАРЯ.
П. Неудачи в Ливонской войне объяснялись экономической отсталостью России от передовых европейских государств, введением опричнины, набегов крымских татар. В Ливонской войне Россия терпит поражение одно за другим. Царь начинает искать виновников. В поражениях он винит бояр. Начинаются казни. Ближайший сподвижник Ивана Грозного, герой взятия Казани, Андрей Михайлович Курбский летом 1564 года бежит за границу в Литву. Между царём и Курбским начинается переписка. Эта переписка - яркий литературный и публицистический памятник. Здесь Иван 4 предстаёт перед нами умнейшим человеком с литературным даром. Курбский обвиняет Ивана Грозного в терроре, репрессиях, в самодержавных устремлениях, в нежелании советоваться с боярами. Царь защищает свою позицию. Он защищает царскую власть, что царь может делать всё в государстве. Иван 4 пришел окончательно к идее неограниченного самодержавия.