ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
« Русские самодержцы изначала сами владеют своим царством, а не бояре и вельможи. Жаловать своих холопов мы вольны, и казнить их вольны же».
Боярская дума и духовенство требовали от Ивана 4 восстановления прежнего порядка управления страной. Царь ответил на эти требования неожиданно. Как?
(Сообщение обучающегося) – опережающее задание.
2. ВВЕДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ,
П. Так в 1565 году началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная диктатура Ивана Грозного, целью которой стала окончательная централизация страны, ликвидация уделов, искоренение боярского самовластия, а также всяческого инакомыслия, несогласия с царём и его идеями самодержавной власти. Одновременно царь и его новые помощники расправлялись с неугодными лицами, наживались на конфискации их имений. Уничтожению подлежали все, кто когда-либо выступал против Ивана 4. Интересы государственной централизации и укрепления царской власти соединились с личной местью царя, сведением личных счётов его новых соратников, обогащением одних за счёт других.
Для этих целей и ввёл Иван 4 опричнину, разделения всех земель государства на 2 части. Одну он забрал под своё личное руководство и учредил там собственную Боярскую думу, приказы, войско. Назвал эту часть опричной, его особой территорией. Слово «опричнина» происходит от древнего русского слова «опричь», что означает «кроме».
Слайд 13 «Опричнина» и слайд 14 « Цели опричнины»,
Другая часть была названа земщина, что означало остальную землю. Там сохранялось старое управление во главе со старой Боярской думой.
Слайд 15 «Русское государство»
В опричнину царь забрал наиболее богатые и стратегически важные части страны. Сюда попали новгородские территории, земли по Волге, ключевые торговые пути, районы, богатые соледобычей, центральные уезды с обширными вотчинными и поместными землями, а также центральные земли на западе.
Слайд 16 « Карта « Россия при Иване Грозном»»
Был образован корпус личной гвардии (телохранителей) Ивана 4.
Что же он собой представлял? Чем занимались опричники?
Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 298.
3 ОПРИЧНЫЙ ТЕРРОР.
П. В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос о продолжении Ливонской войны. Большинство его участников высказалось за войну. На этом Соборе группа дворян обратилась к царю с просьбой о ликвидации опричнины. Результат Собора был закономерным. В 1567 году русская рать отправилась в Ливонию. Но одновременно царь начал новые репрессии против противников опричнины.
Против опричнины выступил митрополит Филипп.
Просмотр отрывка из художественного фильма « Иван Грозный» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»(слайд 18)
Вопросы к фильму.
( жестоким; самоуверенным; злым; грубым человеком, которому всё позволено)
П. Что же произошло в дальнейшем с митрополитом Филиппом?
Сообщение обучающегося (опережающее задание)
Слайд 19 « Митрополит Филипп»
П. Особое место в истории опричнины занял поход опричного войска во главе
с царём в Новгород в 1570 году.
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
Слайд 22 « Иван Грозный и юродивый Никола»
П. Возвратившись в Москву, Иван Грозный предпринял ещё более устрашающие казни. Какие?
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
П. Опричнина свирепствовала всё более люто. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовали не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы, те, кто спешил свести счёты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике. По существу, одна часть населения при поддержке царя встала против другой. Опричники доносили друг на друга, обвиняли друг друга в измене государю, боролись за почётное место около царя, за земли, доходы, привилегии.
В России опричнина приняла варварские формы борьбы с соперниками истинными и мнимыми. Это было влияние жестокого, дикого, необузданного нрава Грозного, его болезненной подозрительности и мстительности. Жестокость и большие масштабы репрессий объяснялись тем, что в условиях постоянных войн, военизированного государства и роста самодержавной власти личность человека ценилась всё меньше и меньше.
4.ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ
П. К 1572 году опричные казни стали затухать. С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию и очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, но и всех тех, кто протестовал против его методов управления страной или хотя бы сомневался в их правомерности.
Стало очевидно, что опричнина начала себя изживать. Опричники больше боролись между собой, чем блюли интересы царя. В схватках с крымскими татарами под Москвой опричная рать показала себя с самой дурной стороны. Опричники хорошо воевали со своим народом, но трусили там, где надо было жертвовать жизнями ради государства. Крымский хан Девлет Гирей в 1571 году даже сжёг Москву. Татар победило земское войско.
В 1572 году царь запретил употреблять даже слово « опричнина». Опричное войско было распущено. Но расправы царя с народом продолжались. До конца жизни Ивана 4 оставался и его обособленный двор - отдельная организация управления, которая очень напоминала опричные порядки.
Слайд 23 « В 1572 году Иван Грозный ……»
П. Каковы же были последствия опричнины?
Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 301
Слайд 24 « Последствия опричнины».
5. КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ.
П. В конце 1570-х – начале 1580-х гг. Иван Грозный много болел. Как же царь выглядел?
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
П. В конце жизни у Ивана 4 оставалось трое сыновей………………(Страница 303 учебника)
Слайд 25 « Иван Грозный и сын его Иван»
Иван Грозный умирает в 1584 году за игрой в шахматы.
Слайд 26 « Смерть Ивана Грозного»
После смерти Ивана 4 в 1584 году царский престол перешёл к 27 летнему сыну Фёдору.
Слайд 27 « Окончание правления Ивана Грозного»
Слайд 28 « Утверждая модель централизации…………….»
IV.Закрепление.
П. Ребята, чем же была вызвана опричнина? Какими методами она проводилась?
Слайд 29
П. Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока.
Слайд 30
Прав ли был русский историк Н. М. Карамзин, говоря об Иване Грозном, что он был « герой в первый период своего правления и тиран во второй»?
О. Конечно прав. В первый период своего правления Иван Грозный многое сделал для укрепления своего государства, для его дальнейшей централизации, расширил границы Русского Государства.
Второй период правления Ивана Грозного характеризовался опричным террором, ухудшением положения народа, оскудением и запустением многих областей государства.
V. Итог урока, выставление оценок.
Рефлексия:
1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
VI. Домашнее задание. Слайд 31
Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения:
Иван Грозный – герой – добродетель (Н. М. Карамзин).
Иван Грозный - неистовый кровопийца (Н. М. Карамзин).
Иван Грозный – тиран своего народа (С. М. Соловьев).
Иван Грозный – жертва борьбы за власть (С. М. Соловьев).
Литература.
Боярская дума и духовенство требовали от Ивана 4 восстановления прежнего порядка управления страной. Царь ответил на эти требования неожиданно. Как?
(Сообщение обучающегося) – опережающее задание.
2. ВВЕДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ,
П. Так в 1565 году началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная диктатура Ивана Грозного, целью которой стала окончательная централизация страны, ликвидация уделов, искоренение боярского самовластия, а также всяческого инакомыслия, несогласия с царём и его идеями самодержавной власти. Одновременно царь и его новые помощники расправлялись с неугодными лицами, наживались на конфискации их имений. Уничтожению подлежали все, кто когда-либо выступал против Ивана 4. Интересы государственной централизации и укрепления царской власти соединились с личной местью царя, сведением личных счётов его новых соратников, обогащением одних за счёт других.
Для этих целей и ввёл Иван 4 опричнину, разделения всех земель государства на 2 части. Одну он забрал под своё личное руководство и учредил там собственную Боярскую думу, приказы, войско. Назвал эту часть опричной, его особой территорией. Слово «опричнина» происходит от древнего русского слова «опричь», что означает «кроме».
Слайд 13 «Опричнина» и слайд 14 « Цели опричнины»,
Другая часть была названа земщина, что означало остальную землю. Там сохранялось старое управление во главе со старой Боярской думой.
Слайд 15 «Русское государство»
В опричнину царь забрал наиболее богатые и стратегически важные части страны. Сюда попали новгородские территории, земли по Волге, ключевые торговые пути, районы, богатые соледобычей, центральные уезды с обширными вотчинными и поместными землями, а также центральные земли на западе.
Слайд 16 « Карта « Россия при Иване Грозном»»
Был образован корпус личной гвардии (телохранителей) Ивана 4.
Что же он собой представлял? Чем занимались опричники?
Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 298.
Слайд 17 « Иван Грозный с опричниками»
3 ОПРИЧНЫЙ ТЕРРОР.
П. В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос о продолжении Ливонской войны. Большинство его участников высказалось за войну. На этом Соборе группа дворян обратилась к царю с просьбой о ликвидации опричнины. Результат Собора был закономерным. В 1567 году русская рать отправилась в Ливонию. Но одновременно царь начал новые репрессии против противников опричнины.
Против опричнины выступил митрополит Филипп.
Просмотр отрывка из художественного фильма « Иван Грозный» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»(слайд 18)
Вопросы к фильму.
-
О чём просит Иван 4 митрополита Филиппа? -
Как митрополит относится к введению опричнины Иваном Грозным? -
Каким человеком в этом отрывке предстаёт перед нами Иван Грозный?
( жестоким; самоуверенным; злым; грубым человеком, которому всё позволено)
П. Что же произошло в дальнейшем с митрополитом Филиппом?
Сообщение обучающегося (опережающее задание)
Слайд 19 « Митрополит Филипп»
П. Особое место в истории опричнины занял поход опричного войска во главе
с царём в Новгород в 1570 году.
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
Слайд 20 « Сокрушительный удар…»
Слайд 21 «Страшная участь постигла и Псков»
Слайд 22 « Иван Грозный и юродивый Никола»
П. Возвратившись в Москву, Иван Грозный предпринял ещё более устрашающие казни. Какие?
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
П. Опричнина свирепствовала всё более люто. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовали не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы, те, кто спешил свести счёты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике. По существу, одна часть населения при поддержке царя встала против другой. Опричники доносили друг на друга, обвиняли друг друга в измене государю, боролись за почётное место около царя, за земли, доходы, привилегии.
В России опричнина приняла варварские формы борьбы с соперниками истинными и мнимыми. Это было влияние жестокого, дикого, необузданного нрава Грозного, его болезненной подозрительности и мстительности. Жестокость и большие масштабы репрессий объяснялись тем, что в условиях постоянных войн, военизированного государства и роста самодержавной власти личность человека ценилась всё меньше и меньше.
4.ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ
П. К 1572 году опричные казни стали затухать. С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию и очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, но и всех тех, кто протестовал против его методов управления страной или хотя бы сомневался в их правомерности.
Стало очевидно, что опричнина начала себя изживать. Опричники больше боролись между собой, чем блюли интересы царя. В схватках с крымскими татарами под Москвой опричная рать показала себя с самой дурной стороны. Опричники хорошо воевали со своим народом, но трусили там, где надо было жертвовать жизнями ради государства. Крымский хан Девлет Гирей в 1571 году даже сжёг Москву. Татар победило земское войско.
В 1572 году царь запретил употреблять даже слово « опричнина». Опричное войско было распущено. Но расправы царя с народом продолжались. До конца жизни Ивана 4 оставался и его обособленный двор - отдельная организация управления, которая очень напоминала опричные порядки.
Слайд 23 « В 1572 году Иван Грозный ……»
П. Каковы же были последствия опричнины?
Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 301
Слайд 24 « Последствия опричнины».
5. КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ.
П. В конце 1570-х – начале 1580-х гг. Иван Грозный много болел. Как же царь выглядел?
Сообщение обучающегося (опережающее задание).
П. В конце жизни у Ивана 4 оставалось трое сыновей………………(Страница 303 учебника)
Слайд 25 « Иван Грозный и сын его Иван»
Иван Грозный умирает в 1584 году за игрой в шахматы.
Слайд 26 « Смерть Ивана Грозного»
После смерти Ивана 4 в 1584 году царский престол перешёл к 27 летнему сыну Фёдору.
Слайд 27 « Окончание правления Ивана Грозного»
Слайд 28 « Утверждая модель централизации…………….»
IV.Закрепление.
П. Ребята, чем же была вызвана опричнина? Какими методами она проводилась?
Слайд 29
П. Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока.
Слайд 30
Прав ли был русский историк Н. М. Карамзин, говоря об Иване Грозном, что он был « герой в первый период своего правления и тиран во второй»?
О. Конечно прав. В первый период своего правления Иван Грозный многое сделал для укрепления своего государства, для его дальнейшей централизации, расширил границы Русского Государства.
Второй период правления Ивана Грозного характеризовался опричным террором, ухудшением положения народа, оскудением и запустением многих областей государства.
V. Итог урока, выставление оценок.
Рефлексия:
1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
VI. Домашнее задание. Слайд 31
Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения:
Иван Грозный – герой – добродетель (Н. М. Карамзин).
Иван Грозный - неистовый кровопийца (Н. М. Карамзин).
Иван Грозный – тиран своего народа (С. М. Соловьев).
Иван Грозный – жертва борьбы за власть (С. М. Соловьев).
Литература.
-
Артёмов В.В., Лубченков Ю. Н. « История» - М. Академия , 2012 -
А. Н. Сахаров. История России с древнейших времён до конца XVI века. Москва «Русское слово» , 2012. -
А. К. Толстой « Князь Серебряный» -
Ключевский В.О. «О русской истории».- М., 1993. -
Интернет ресурсы.