Файл: Реферат Тема Этапы развития экономической науки и используемые ею принципы и методы анализа экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Alikhan Bokeikhan University
Реферат
Тема 1. Этапы развития экономической науки и используемые ею принципы и методы анализа экономики.
Выполнила: студент группы Юр-202
Шейкина Д.В.
Проверила : Сагындыкова Р.Е.
Содержание.
Введение
1. Экономическая деятельность людей и экономическая наука.
2.Возникновение и развитие классического этапа экономической науки и некоторые ее принципы и методы.
3. Неоклассический этап развития экономической теории.
4. Кейнсианство как теоретическая основа активизации государственного регулирования экономики.
5. Современные направления экономической теории
Заключение
Список литературы
Введение.
С древнейших времен люди пытались найти законы, по которым развивается экономика, найти и определить от чего зависят экономические понятия. Но чаще всего в результате этой деятельности формулировались субъективные принципы развития еще далеких от совершенства экономических систем, верные только для определенного времени. С накоплением опыта появляются и экономические теории, все более полезные с практической точки зрения.
Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы понимать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы.
Таким образом, современная экономическая наука - это результат наслоений разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории.
С выделением экономики в отдельную отрасль знания со своими учебниками, кафедрами, журналами, исследовательскими центрами и научными обществами, иными словами, по мере профессионализации и институционализации этого вида деятельности в дело вступает еще один важный фактор развития экономической мысли - фактор научного сообщества.
Экономическая теория особенно необходима тем. кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микро-уровне - уровне отдельного предприятия или на макроуровне - уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.
1. Экономическая деятельность людей и экономическая наука.
Экономическая наука играет важную роль в функционировании и развитии общества. В процессе становления и эволюции экономика прошла достаточно много периодов, для того, чтобы выделиться в отдельную отрасль науки.
С давних времен люди пытались определить, от чего зависит развитие человеческого общества и выяснить законы развития экономики. На сегодняшний день знание и понимание предмета, а также методов познания экономической сферы общественных отношений являются необходимым условием успешного функционирования экономических систем. Корни представления о предмете экономической науки с одной стороны, берут свое начало в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической науки связано с экономическим учением древнего мира, определявшего экономику как науку о богатстве, об умении налаживать состояние и делать деньги. Мыслители средневековья связывали предмет экономической науки с обсуждением конкретных проблем и их решением, при этом основное внимание уделялось сфере обращения.Рождение экономики как науки связано с меркантилизмом (первой школой экономической теории), определяется школами меркантилистов, физиократов и классической английской школой. Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, таким образом, предметом их научных исследований было богатство, источником которого была торговля. Источник богатства связывался не со сферами производства и накопления капитала, а с излишком экспорта.Как науку о национальном богатстве экономику определила школа физиократов, а также перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства, по мнению сторонников этой школы, являлось сельское хозяйство. Промышленников они называли «бесплодным классом», который не производил новое богатство, а лишь преобразовывал сельскохозяйственный продукт в иную форму. Здесь предмет изучения экономической науки был связан с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами; при этом государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая наука.
2.Возникновение и развитие классического этапа экономической науки и некоторые ее принципы и методы.
Любая наука возникаеткак результат желания людей найти ответы на интересующие их вопросы. Первые экономические вопросы возникли в глубокой древности, и хотя они выглядели единичными, само название экономики пришло к нам из глубины веков. Представитель Древней Греции Ксенофонт среди прочих научных трудов оставил нам "Экономикос" (IV век до н.э.). Сложное греческое слово, составленное из двух: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (правило, закон) дало название новой науке. Однако становление экономической науки прошло длительный и сложный путь.
Первые ростки новой науки просматриваются в эпоху рабовладельческого строя в виде отдельных учений о ведении хозяйства. И насколько само хозяйство было раздробленным и обособленным, настолько и первые учения носили прикладной характер.
Рождение экономики как теоретической науки было вызвано объективными экономическими изменениями и формированием общественного хозяйства в рамках государства. Социально-экономические предпосылки формирования экономической науки: Великие географические открытия XV – XVII вв., бурное развитие торговли колониальными товарами; первоначальное накопление капитала (торговый, ростовщический, пиратский); скачок в развитии производства, рост мануфактур.
Фундаментальный вопрос для человечества – это источник богатства. С превращением разрозненного хозяйства в общественное вопрос оформился в определение источника общественного богатства. В разные времена, в зависимости от степени развития хозяйства, ученые находили разные ответы, но каждый следующий ответ был новой ступенью в развитии экономической науки.
3. Неоклассический этап развития экономической теории.
Неоклассическаяэкономическая теория возникла в 1870-е годы.
Представители: У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм).
Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной производительности
; теорию общего равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон); теорию рациональных ожиданий и др.
Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842—1924): профессор, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета, который обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде «Принципы экономической теории» (1890).
В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от англ. marginal «предельный, крайний») — течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).
4. Кейнсианство как теоретическая основа активизации государственного регулирования экономики.
Неоклассическое направление с его ограниченным государственным вмешательством в экономику господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX века. Мировой экономический кризис и Великая Депрессия в США показали, что свободная конкуренция не способна решать все социально-экономические проблемы общества. Возникло новое учение — «кейнсианство» по фамилии английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), который поставил в центр внимания проблемы макроанализа. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он изложил теорию и программу государственного регулирования экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы, созданием системы государственных закупок. Он показал, что с помощью такого регулирования можно:
-
- влиять на инфляцию, занятость; -
- устранять несоответствие спроса к предложению; -
- подавлять экономические кризисы; -
- обеспечивать меры бесперебойного функционирования экономики.
5. Современные направления экономической теории.
Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основными из них являются:
-
неоклассическое направление; -
кейнсианство; -
монетаризм; -
институционально-социологическое направление.
Эти направления различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
Заключение.
Современная экономическая теория отличается от других общественных наук (социологии, психологии) значительно большей однородностью, единством подхода. В ней господствует основное течение, ядром которого является неоклассический подход. Критерии принадлежности той или иной теории к основному течению скорее интуитивны: отражение в учебниках, наличие Нобелевских премий. Границы его постоянно изменяются, включая новые достижения экономического анализа: игровые модели, теорию поиска, гипотезу рациональных ожиданий и др. При этом сохраняются общие методологические принципы, характеризующие неоклассический подход.
Теоретические направления, использующие иные модели мира или человека (например, кейнсианская макроэкономика), имеют тенденцию со временем выпадать из основного течения и на их место приходят новейшие приложения неоклассической теории. В настоящее время основное течение включает неоклассическую микроэкономику (включая теорию общего равновесия), новую классическую макроэкономику, Чикагскую макроэкономическую школу и некоторые остатки кейнсианства, неокейнсианские теории и, все в большей мере, новый институционализм.
Важной чертой современной экономической теории является ее углубляющаяся специализация. В послевоенный период практически не встречаются экономические труды под популярнейшим в 19 веке и первой половине 20 века заглавием «Основы (начала, принципы) политической экономии» или «Общая теория денег (капитала, занятости и пр.)». Сам жанр теоретического трактата, дающего последовательное системное изложение всех основных проблем экономической науки, видимо, безвозвратно ушел в прошлое. Можно сказать, что структура современной экономической теории напоминает матрицу, строки которой образуют различные методологические подходы, а столбцы - различные экономические проблемы. Разумеется, многие элементы этой матрицы будут нулями - практически не существует методологических подходов, позволяющих объяснить все проблемы.