Файл: Практическая работа Дисциплина Русский язык и культура общения Выполнил(а) Кларк Диана Евгеньевна (Ф. И. О. студента).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
Практическая работа
Дисциплина: Русский язык и культура общения
Выполнил(а):
Кларк Диана Евгеньевна
(Ф.И.О. студента)
ЮСУПз-1122(2)
(группа)
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Омск, 2023
Письменные задания
-
Письменное задание «Функции языка»:
Заполните таблицу, проиллюстрировав базовые и второстепенные функции языка примерами из художественной, научной или публицистической литературы. Допускаются также примеры из кинематографа или анимации. Каждый случай реализации той или иной функции необходимо сопроводить собственным комментарием. Ссылка на источник и автора художественного произведения, научного издания, текста из периодической печати, кино- или мультипликационного фильма обязательна. Должны быть заполнены все графы таблицы.
НАЗВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ | РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ (ИСТОЧНИК) | КОММЕНТАРИЙ |
КОГНИТИВНАЯ | «Поскольку объектом механики являются простые системы, постольку с целью применения методов механики для управления социальными системами, являющимися сложными и динамическими, эти системы неизбежно упрощались. Такое механическое упрощение затронуло практически все сферы человеческой активности, включая даже духовную культуру» (С.Ф. Денисов. Сциентизм в метафизике:монография.Омск,2011) | Указанный пример из научной монографии (по истории и философии науки) демонстрирует реализацию когнитивной (познавательной) функции, так как: 1) язык здесь выступает как важнейшее средство получения новых знаний о действительности; 2) язык напрямую связан с мыслительной деятельностью человека: слова выступают как средства создания понятия. |
ФАТИЧЕСКАЯ | Я извинился перед ним и, желая его успокоить до некоторой степени, начал рассказывать о заграничных империях… - Ишь ты!.. Вот как!..Ну!...Так, так – вставлял он изредка; но я чувствовал, что интерес его к заграничным империям и ходу жизни в них невелик против обыкновения, - Емельян почти не слушал меня, упрямо глядя в даль перед собою. (М. Горький, рассказ «Емельян Пиляй») | Здесь замечания Емельяна являются примером реализации фатической функции языка. Они не несут никакой смысловой нагрузки. Емельян лишь поддерживает коммуникацию, ради приличия поощряя собеседника (хотя на самом деле Емельяну вряд ли интересны эти рассказы). Однако в другом контексте эти междометия могли бы быть примером реализации эмотивной функции |
ЭМОТИВНАЯ | Ну, что ты скалишь зубы-то?... Люди тоже! <…> Кикимора четырехглазая! (М. Горький, рассказ «Емельян Пиляй») | Здесь Емельян прямо выражает свои чувства, показывает свое негативное отношение к собеседнику, стремится оскорбить его.Таким образом, здесь реализуется эмотивная функция |
КОНАТИВНАЯ | - Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. (М.Горький «Старуха Изергиль») | Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений.В данном случае мы видим, как герой рассказа обращается к старухе, стремясь войти с ней в контакт и попросить рассказать историю |
АПЕЛЛЯТИВНАЯ | Муля не нервируй меня! (фильм 1940 Подкидыш) | Демонстрирует реализацию апеллятивной функции целью, которой является побуждение слушающего к совершению действия. |
АККУМУЛЯТИВНАЯ | «КПСС (коммунистическая партия Советского союза)» «Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова | Аккумулятивная функция – это функция накопления знаний о мире. Когда знания зафиксированы в языке и тексте, они становятся достоянием следующих поколений. Даже если некоторый предмет исчезает из мира, язык сохраняет его наименование, знак, а тексты – сведения о нем. В данном случае мы видим, как слово уже практически не используется (КПСС уже нет), однако зафиксировано в словаре. |
МЕТАЯЗЫКОВАЯ | Колотить – разг. наносить побои («Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова) | В данном случае язык используется для описания самого языка. Дается пояснение, что именно означает слово. Следовательно, здесь реализуется метаязыковая функция. |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. (Пастернак Б. «Февраль…») | Главное, что отличает эстетическую (поэтическую) функцию языка - это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное. В данном случае мы видим, как поэт, используя различные художественные приемы (например, метафоры) стремится вызвать у читателя эстетическое наслаждение. |
-
Письменное задание «Литературный язык и внелитературные формы национального языка»:
Подберите неменеепятислов любых частей речи, которые могут быть представлены: 1) литературным (нормативным, закрепленным) вариантом; 2) просторечной формой; 3) диалектными аналогами: (a) территориальным и b) социальным). Впишите все случаи употребления найденных вами словоформ в соответствующие ячейки таблицы. Обязательно используйте авторитетные толковые словари (под ред. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и др.), а также справочники по различным социолектам (школьному, студенческому, военному, спортивному и т.д.) и русским говор.
№ п/п | Литературный вариант | Просторечная форма | Диалектные аналоги | |
территориальный | социальный | |||
1 | Еда | Харчи | Артиль (вологодск.) | Хавчик (студенческ.) |
2 | Комнатное растение | Цветок | Садинка (курганск.) | Горшечка (флористы) |
3 | Картофель | Картошка | Картопля (оренбургск.) | Катофан (молодежное) |
4 | Лужа | Ляга | Лыва (курганск.) | Лужник (охотники) |
5 | Говорить | Базарить | Балакать (ростовск.) | Трёкать (деревенское) |
-
Письменное задание «В мире фразеологии»:
ЯКО, РАЗВОДИТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, БАРАБАНЩИК, КУРИЦА, В, ХУЖЕ, АНТИМОНИЮ, МОКРАЯ, КОЗЫ, ТАТЬ, ОТСТАВНОЙ, ГУБЕРНАТОРСКОГО, НОЩИ
Перед вами – случайный набор словоформ самых разных частей речи. Однако в этом, хаотичном на первый взгляд, лексическом массиве «спрятаны» фразеологизмы, которые когда-то были очень известны, а сейчас перешли в разряд малоупотребительных. Путем комбинации сложения некоторых слов из представленного списка восстановите эти фразеологические сочетания, а затем раскройте их семантику (значение) и этимологию (происхождение). Полученные результаты впишите в таблицу (у вас должно получиться 5 фрази-сочетаний).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | СЕМАНТИКА (ЗНАЧЕНИЕ) | ЭТИМОЛОГИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) |
Глас вопиющего в пустыне | Не встретить поддержки в своих просьбах | Выражение является цитатой из библейских текстов. В Ветхом Завете, в Книге Пророка Исаии говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Библия, Ис. 40:3); в Евангелиях Иоанн Креститель и его призывы также именуются «гласом вопиющего в пустыне» (см., например, Библия, Ин. 1:23). Однако призывы пророков остались напрасными, большинство людей к ним не прислушалось |
Отставной козы барабанщик | Человек, не заслуживающий уважения, внимания, никому не нужный | В старину по городам и деревням России бродили небольшие группы самодеятельных артистов, худо-бедно зарабатывавших себе на жизнь различными представлениями. На ярмарках можно было увидеть такую картину: поводырь показывает ручного «учёного» медведя, их сопровождают пляшущий скоморох, на голове которого укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и барабанщик, который бьёт в барабан, аккомпанируя этой пляске и созывая народ на представление. Чаще всего он был из отставных солдат — это и был «козы барабанщик». Потерять даже такую простую и никчёмную работу, то есть оказаться в положении «отставного козы барабанщика» означало опуститься на самое дно жизни. Впоследствии так стали называть и тех, кто был уволен со службы за неспособность или нерадивость, и людей без определённых занятий. |
Яко тать в нощи | Что-то внезапное, случившееся без предупреждения | Выражение «Аки тать в нощи» множество раз употребляется в библейских преданиях, чаще всего применительно к кому-нибудь, кто приближается тихо и незаметно, украдкой, «как ночной вор». Очень часто так говорили о смерти; ведь она порой является к человеку нежданно-негаданно, наступает внезапно. В Новом завете, в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам, сказано о временах и сроках «пришествия Господня»: «нет нужны писать вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью». |
Мокрая курица | Безвольный, безхарактер ый человек | Вероятнее всего, данный оборот - часть пословицы мокрая курица, а тоже петушится |
Положение хуже губернаторского | Крайне неприятное, затруднительное, безвыходное положение | Выражение восходит к указу Павла I о взыскании убытков в случае ограбления почты с губернатора данной губернии, изданному им в 1800 г. в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ вызвал настоящий переполох среди губернаторов |
Разводить антимонию | Болтать, вести пустые разговоры | Используют по отношению к тем кто много болтают, пускаются в лишние, отвлекающие разговоры. Имеется в виду, что человек проводит время в бессодержательных разговорах, задерживает внимание другого на пустяках. Происходит от латинского названия сурьмы (antimonium), которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно растерев её, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоёмким. И пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры. Антимонии разводить — вести пустые, нудные разговоры, заниматься чем-то ненужным, бесполезным, действовать медленно, неуклюже, болтовня, отвлекающая от дела, пустяки, читать длительные нравоучения. |
-
Письменное задание «Нормы произношения иностранных слов»:
Как известно, некоторые иноязычные слова в русском языке имеют свои орфоэпические особенности, отличные от общепринятых норм. Найдите не менее 10-ти примеров:
-
твердого произношения согласных перед гласным, обозначенным буквой «Е»; -
четкого (нередуцированного) произношения «О» в безударном положении.
Внесите найденные вами лексемы в две колонки и оформите принципы звучания гласных и согласных в данных словах по представленному ниже образцу.
Используйте в ходе выполнения работы различные словари иностранных слов и орфоэпические словари.
№ п/п | ПРОИЗНОШЕНИЕИНОСТРАННЫХСЛОВ | |
ТВЕРДОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕСОГЛАСНЫХПЕРЕД«Е» | ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ «О» ВБЕЗУДАРНОМПОЛОЖЕНИИ | |
1 | Адепт [адэ́пт] | ха[о]с |
2 | Кашне [кашнэ́] | три[о] |
3 | Пенсне [пенснэ́] | кред[о] |
4 | Пастель [пастэ́ль] | вет[о] |
5 | Бренди [брэ́нди] | б[о]кал |
6 | Свитер [свитэ́р] | с[о]нет |
7 | Тезис [тэ́зис] | п[о]эма |
8 | Гофре [гофрэ́] | кака[о] |
9 | Тире [тирэ́] | м[о]дерн |
10 | Декольте [декольтэ́] | [о]азис |
-
Письменное задание «Абстрактная и конкретная лексика»:
Приведите примеры абстрактной и конкретной лексики в русском языке (по 5 – на каждую группу). Составьте (самостоятельно) сложныепредложения любого типа с каждой из лексем. В качестве образца для выполнения можете воспользоваться нижеприведенным табличным форматом.
ТИПЛЕКСИКИ | ПРИМЕРЫЛЕКСЕМ | ПРИМЕРЫПРЕДЛОЖЕНИЙ |
Абстрактная лексика | 1) Любовь | Нет ни одного человека, которого бы не коснулось волшебное и загадочное чувство любви; сила ее настолько велика, что еще древние мудрецы говорили: «Ибо крепка, как смерть, любовь» |
2) Переживание | Когда надо идти к стоматологу, возникает чувство волнения, ребенок, давно не посещавший врача, начинает переживать. | |
3) Дружба | Психология дружбы - кажется, тема простая и сложная одновременно, у всех есть друзья, но всегда ли удаётся строить с ними хорошие отношения и сохранять дружбу на долгие годы? | |
4) Здоровье | Каждый из нас в состоянии воспитать в себе любовь спорту. А причина для радости всегда найдется. Помните! Если будет здоровье – будет все. | |
5) Вера | Он так верил в неё, постоянно находился рядом и лично сопровождал между операционной и больничной палатами. Стало известно, что он даже поселился на соседней койке рядом возлюбленной и только вера в чудо помогла ему сохранить силу духа. | |
Конкретная лексика | 1) Кукуруза | В настоящее время кукуруза активно вошла в рацион современного человека и заняла почетное и значимое место на его столе: рядом соседствуют и уживаются как вторые блюда (закуски |
| | и салаты из кукурузы, знаменитая молдавская мамалыга, пироги), так и всевозможные варианты фастфуда (кукурузные палочки, любимый многими попкорн). |
2) Мясо | Большая часть мяса, потребляемого людьми, производится посредством убоя домашних животных специальных мясных пород на скотобойнях. В пищу используется мясо и других животных (дикие крупные и мелкие млекопитающие, рептилии, амфибии и пр.). В различных кухнях мира используется мясо разных животных. В основном это зависит от доступности различных сортов и традиций кухни. | |
3) Велосипед | Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч». | |
4) Сосиски | Современные сосиски изобрёл мясник Иоганн Ланер (1772—1845), который переехал из Франкфурта в Вену 13 ноября 1805 года. Вопрос о том, кто именно изобрёл сосиски, является давним спором между городами Франкфуртом и Веной. Во Франкфурте сосиски изготавливались со Средневековья, но в венских сосисках впервые использовали смесь говядины и свинины — рецептура, по которой производятся современные сосиски. | |
5) Букет | С Древних времен в разных культурах растениям приписывали различные значения. Флору наделяли магическими свойствами и верили, что она может влиять на жизнь людей. Букеты дарили, чтобы пожелать любви, счастья или здоровья, выразить симпатию или уважение, отказать во встрече или даже расстаться. |