Файл: А. С. Пушкин и русский фольклор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план

Раздел

Фольклорные элементы в литературе

ФИО педагога

Худанова М.С.

Дата

28.03.2023

Класс 5 «А,В,Г»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

А.С. Пушкин и русский фольклор.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

Цели урока

имеет общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

Ход урока





Этап урока/время

Действия педагога

Действия обучающихся

Действия обучающихся с ООП

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты сможешь познакомиться с истоками интереса А.С. Пушкина к русскому фольклору; узнаешь, какую роль в этом сыграла его няня Арина Родионовна; составишь словесный портрет; потренируешься в поиске синонимов, средств художественной выразительности в тексте.

2. Психологический настрой

«Все в твоих руках»

Притча

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

Учитель: О чем повествует эта притча?

Какой тайный смысл она несет?

Как она поможет нам сегодня справиться с заданиями на уроке?



Приветствуют учителя;

Знакомятся с темой и целями урока;


Слушают притчу;

Настраиваются на урок

ФО «Словесная поддержка учителя»

Учебник

Тетрадь


Середина урока

3. Изучение нового материала.

Знакомство с моментами биографии автора

Знакомство с истоками любви к фольклору у
А.С. Пушкина. Учитель (или подготовленный ученик) рассказывает об А.Р. Яковлевой.
Формирование читательской грамотности

К. Прием «Музыкальная шкатулка»

Задание: Прослушай аудиозапись пролога к пролога к поэме «Руслан и Людмила» (с параллельным чтением).

Ответь на вопросы к тексту.

1. Какие сказочные персонажи появляются в прологе?

2. Вспомни, в каких народных сказках они тебе уже встречались?

3. О каких животных говорится в прологе?

4. От какого лица ведется повествование?

Дескрипторы:

-дает развернутые ответы на вопросы по содержанию текста;

- приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного пролога.

-дает развернутые ответы на вопросы по содержанию текста;

- приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного пролога.


ФО «Комментарии учащихся»








И., П. Прием «Восстанови цепочку»

Задание: В некоторых строках из пролога пропущены слова, в других – перепутаны местами выражения, в третьих – нет концовки. Восстанови и запиши строки верно.

Дескрипторы:

-находит ошибки в строчках из пролога;

-восстанавливает авторский текст.

-находит ошибки в строчках из пролога;

-восстанавливает авторский текст.


ФО «Сигналы рукой»







Совершенствование коммуникативной компетенции

И. Прием «Проба пера»

Задание: Попробуй написать свой вариант пролога в прозе, заменив все прилагательные в тексте на синонимы.

Дескрипторы:

-находит прилагательные в тексте;

-заменяет прилагательные на синонимы;

-соблюдает орфографические нормы.

-находит прилагательные в тексте;

-заменяет прилагательные на синонимы;

-соблюдает орфографические нормы.


ФО «Авторский стул»








Погружение в теорию литературы.

Задание: Прочитай определений термина «пролог», запиши новую информацию в литературоведческий словарь.
4. Закрепление

Развитие творческого воображения

Г. Прием «Словесный портрет»

Задание: Составьте словесного портрета героя пролога (на выбор) по следующим критериям:

Внешний облик персонажа.

Его положительность/ отрицательность.

В каких народных сказках он встречается?

Дескрипторы:

-составляет словесный портрет героя;

- характеризует героя согласно критериям;

- высказывает мнение, приводя аргументы.

-составляет словесный портрет героя;

- характеризует героя согласно критериям;

- высказывает мнение, приводя аргументы.


ФО « Две звезды, одно пожелание»








Развитие критического мышления

И. Прием «Лови ошибку».

Задание: В таблице приведены верные и неверные утверждения по теме урока. Поставь знак + там, где утверждение правильное, и знак там, где, по твоему мнению, оно неверно. Устно аргументируй свои ответы.

Дескрипторы:

-понимает содержание прочитанного отрывка поэмы;

-определяет верные и неверные утверждения;

-аргументирует свой выбор.

-понимает содержание прочитанного отрывка поэмы;

-определяет верные и неверные утверждения;

-аргументирует свой выбор.


ФО «Аплодисменты»








И. Прием «ПОПС-формула»

Задание: Прочитай небольшое стихотворение, предваряющее пролог к поэме «Руслан и Людмила». Проанализируй, кому посвятил автор свою поэму.

Дескрипторы:

-отвечает на вопрос, исходя из содержания стихотворения;

-оформляет ответ в виде ПОПС-формулы.

-отвечает на вопрос, исходя из содержания стихотворения;

-оформляет ответ в виде ПОПС-формулы.


ФО «Свободный микрофон»




Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

Самооценивание.

Выставите себе оценки за урок, определите, как вам на уроке помогло выражение «Все в твоих руках»

Критерии оценки

Оценка

Работал старательно и успешно, отлично справился со всеми заданиями




Проявил усердие и любознательность, справился со многими заданиями




Получалось не все, но я пытался справиться




Мне еще предстоит поработать над темой сегодняшнего занятия, так как я многое не понял и не успел





6. Домашнее задание.

  1. Выучи текст пролога к поэме наизусть.

Развитие аналитического мышления

Найди в тексте словосочетания с эпитетами. Подумай, для каких целей автор использует их в своем произведении?













Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол– доли́на.
Виде́ние– призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь– богатырь, воин.
Чредо́й(чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет– берет в плен.
Сту́па– тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет– сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.