ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Институт социальных и гуманитарных наук
Кафедра Реклама и связи с общественностью
Эссе
по дисциплине: «История»
на тему «Церковный раскол 17 века»
Выполнил студент:
Щербакова А.И Группа: ЗГСНб-Р03-22-2
Преподаватель:
Нетужилов К.Е.
Санкт – Петербург
2022
Церковный раскол 17 века.
Увеличение влияния царской власти в Русском государстве XVII века привело к потребности в реформировании основ управления русской церковью, единого порядка служения и управления. Для того, что провести данные преобразования, нужно было ввести единые правила, обеспечивающие священнослужение на едином языке и по единым источникам. Также 50-е годы XVII столетия показали необходимость укрепления влияния церковного института. Для установления большего порядка было очень важно провести объединение православных епархий всех славянских народов, а также Украины и одновременно реформировать уже имеющиеся каноны.
Патриарх Никон начал реализацию спланированных мероприятий при этом в качестве основы церковной реформы им бралась греческая практика священных служений. Это привело к острому противоречию с религиозной оппозицией, настаивавшей на использовании только исконно древнерусских источников. Лидером оппозиционеров стал протопоп Аввакум.
Церковный собор 1666 – 1667 годов предал анафеме оппонентов и передал их в руки царской власти для проведения суда. Вскоре после этого зародилось религиозно – философское течение старообрядчества, прочно засевшее в русском обществе.
Общие черты проводимых реформ Никона сводились к следующему:
- реформы были направлены исключительно на порядок выполнения обрядов, таинств, а не на преобразования русских принципов религии.
- основной целью проводимых преобразований было желание Никона объединить воедино всю духовную и церковную власть, что позволило бы исключить множество вероучений и тем самым облегчить процесс управления духовенством. Однако в
последующее время развития власти царя, усиление монархии создало условия для приоритета власти царя над церковью.
Итоги проводимых преобразований Никона были следующие:
- усиление конфронтации со старообрядцами, которые считали данные действия посягательством на наследие прошлых поколений. Власть царя и патриарха они считали антибиблейскими;
- основными причинами, по которым в состав старообрядчества пошли представители разных сословий, это возврат к прошлому, борьба с властью, закрепощавшей народ в физическом и духовном аспектах.
Преобразования, коснувшиеся русской церкви, проводимые патриархом Нестором, оказали существенное воздействие на дальнейший ход развития России, а также на уровень культуры населения, даже, учитывая многочисленные исторические источники, вопрос о целесообразности данной реформы не находит единоличного мнения. Имеющиеся научные источники, изучающие данную тему, не могут в полной мере объяснить факторы, приведшие к конфронтации между различными религиозными течениями и возникновению старообрядчества в православии.
По материалам работы можно сделать вывод, что старообрядчество являет собой уникальный феномен русской истории. Представители этой конфессиональной группы внесли огромный вклад в развитие страны, занимали виднейшие экономические позиции, представляя собой едва ли не самостоятельный класс в императорской России. Можно констатировать, что история раскола — это показательный пример, как неподготовленные реформы приводят к глобальным изменениям внутри общества и государства, создавая фактически неразрешимое противоречие, которое на протяжении столетий продолжает оказывать воздействие на культуру страны.