Файл: Время урока 40 мин. Раздел Синтаксис. Простое осложненное предложение. Тема Понятие об осложненном предложении. Тип Открытие нового знания Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока
Составитель | Студентка IV курса ППФ группы РУ(б)-19 Волкова Яна Васильевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 А |
Время урока | 40 мин. |
Раздел | Синтаксис. Простое осложненное предложение. |
Тема | Понятие об осложненном предложении. |
Тип | Открытие нового знания |
Цель | знакомство учащихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения). Задачи: различать сложные и простые осложненные предложения; соблюдать правила постановки знаков препинания в осложненных предложениях; совершенствовать умения проводить синтаксический анализ предложения, выявлять на основе анализа языкового материала способы осложнения простого предложения, уметь создавать собственные тексты с использованием осложненных предложений, определить значимость данного понятия в формировании других синтаксических понятий. Ожидаемые результаты: узнаем, что такое простое осложнённое предложение. Разберёмся, чем может быть осложнено простое предложение. |
Эскиз доски
| Шестнадцатое октября. Понятие об осложнённом предложении. | |
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. | | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас поприветствовать на уроке русского языка! Садитесь. Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С простым предложением предложения мы знакомы давно. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. | | ||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. | | - Что вообще такое предложение? -Мы вспомнили два вида предложений, что такое простое предложение? Запишите дату__________________ Вид работы (Классная работа), пропустите одну строчку, тему запишем чуть позже. - Проверим, насколько вы хорошо можете пользоваться знаками препинания. Человек услышал, затаив дыхание, шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе. -Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор. | -Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным. -Простые предложения — это предложения, в которых есть одна грамматическая основа. (Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное). | ||||||||||||||||||||||
Постановка проблемной ситуации | | - Обратите внимание на знаки препинания. Почему вы их поставили? - Как такие предложения называются? – Чем осложнено это предложение? - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? | деепричастный оборот, однородные члены. -осложненным. -Осложнено однородными дополнениям ( шепот и песню, журчание и переливы) и деепричастным оборотом (затаив дыхание). | ||||||||||||||||||||||
3.Формулирование темы и цели урока. Задачи. | | -Итак, теперь вы можете сказать тему сегодняшнего урока. Запишите тему в строчку, которую вы пропустили. -Какую мы поставим перед самой цель? -Но для того чтобы добиться нашей цели, нам нужно решить задачи, определите их. | Оформление темы урока «Понятие об осложненном предложении». Цель: узнать о способах осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения). Задачи:
| ||||||||||||||||||||||
4.Первичное усвоение новых знаний. | | (вызов учеников по очереди к доске для разбора предложений, запись в таблицу) -Итак, осложненные предложения содержат, как правило, смысл большего объема, чем тот, который обычно выражается в неосложненных предложениях. Для того чтобы запомнить чем могут быть осложнены предложения, предлагаю вам сделать таблицу. (Комментарии по ходу заполнения) -Вставные конструкции — это такие конструкции, которые не имеют синтаксических связей с другими частями предложения, но сообщают дополнительные сведения, указания, замечания и т. д. Чтобы выделить такие конструкции устно, используют интонацию. А если это нужно сделать на письме, помогут скобки или тире. - Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения). - Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения) - Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире) |
| ||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка. | | Выразите мимикой свое состояние: вам говорят ласковые слова – приятно, вас ругают – неприятно, мама не пустила гулять – расстроены, пришел друг в гости – радость. Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода. Покажите, каким разным может быть взгляд человека: насмешливый, добрый, хитрый, печальный, умоляющий, ликующий, обиженный, сияющий. | | ||||||||||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | | Итак, Простое осложненное предложение – это предложение, в которые включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы. Среди конструкций, которые усложняют простое предложение, выделяются вводные слова, обращения, однородные члены и др. Разберите предложения, укажите, чем они осложнены. 1.Ветер, тёплый и ласковый, дул прямо в лицо. (однородные) 2. Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. (вводные слова) 3. В жаркое летнее утро, это было в исходе июля, разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение; 4. Чаадаев, помнишь ли былое? (Обращение) 5. На столе стоял букет из полевых цветов: васильков, ромашек, колокольчиков. - осложнено однородными дополнениями с обобщающим словом. 6. Увлеченный игрой, он не обратил внимания на вошедшего в комнату. - осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 7. Прячась за углом, кошка долго не шла на наш зов. - осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом | | ||||||||||||||||||||||
7. Контроль и самоконтроль. | | Теперь посмотрим, как вы усвоили правило. Тестовые задания 1. Найдите предложение, в котором есть и обращение, и вводное слово (знаки препинания не расставлены). а) Прощай немытая Россия страна рабов страна господ! б) Милый Владимир Иванович пожалуйста не обижайся на меня за молчание. в) Сейчас учитель может быть только на уроке. г) Вероятно это был человек воспитанный. Ответ: б. 2. Укажите пример с правильно расставленными знаками препинания. а) Нельзя работать, спустя рукава. б) Ужинали, не спеша и почти молча. в) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя. г) Стая, медленно летя, сделала два круга и повернула в сторону леса. Ответ: г. 3. Отметьте предложение, осложнённое однородными членами (знаки препинания не расставлены). а) Светило яркое летнее солнце. б) Угрюмая сибирская река медленно несла свои воды. в) На вечернем сеансе в небольшом городке пела песню актриса на чужом языке. г) То была первая не замутнённая никакими опасениями радость жизни. Ответ: г. | | ||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | - Придумайте предложения по схемам: 1) [И ОЧ, и ОЧ , и ОЧ….]. (ОЧ- однородные). 2) [| О |, …]. 3) […, | ВВ|, …]. 4) [Х, | ПО |, …]. (Х- определяемое слово, ПО –прич.об.) 5) […, | ДО |, гл…]. 6) […нар, | пояснительный компонент |]. 7) [|ВВ|, … ОЧ и ОЧ … сущ., | ПО|]. | 1) И тихие, и прекрасные, и сказочно грустные стояли над водой березы. 2) Тайга, тебя прекраснее я в жизни не видал. 3) У него, кажется, был приятель Куликов. 4) Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки. 5) Серж, подъехав к озеру, опустил ружье. 6) Вопреки сообщениям синоптиков, солнце вовсю грело и обещало людям отличные выходные, дарящие заряд бодрости на всю неделю. | ||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия. | | Подведем итоги урока.
| 1)Простое осложненное предложение – это предложение, в которые включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы. Среди конструкций, которые усложняют простое предложение, выделяются вводные слова, обращения, однородные члены и др. 2) Особые синтаксические единицы: обращения, вводные и вставные слова, словосочетания и предложения. Эти единицы синтаксически связываются с предложением не согласованием, управлением или примыканием, а особой синтаксической связью – включением. |