Файл: Конспект Общая характеристика закономерности возрастного развития. В конспекте должны быть отражены следующие моменты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 2.1

Задание 1. Составьте опорный конспект «Общая характеристика закономерности возрастного развития». В конспекте должны быть отражены следующие моменты:

  1. характеристики процесса развития

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Сам процесс развития не универсален и не однороден.

  1. основные периоды в развитии, их новообразования

Критерии периодизации психического развития ребенка.

Л. С. Выготский различал три группы периодизации:

1. по внешним критериям;

2. по одному признаку развития (внутреннему);

3. по нескольким признакам развития (внутренние);

Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего, связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо – система воспитания и обучения детей:

1. раннее детство (до 3-х лет);

2. дошкольное детство (3–6 лет) – семья или дошкольное учреждение;

3. начальное образование (6–12 лет) – приобретение основных интеллектуальных навыков;

4. средняя школа (12–16 лет) – общее образование;

5. высшее образование;

Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская сексуальность, З.Фрейд.

1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):

А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;

Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);

В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);

Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все, приносящее телесное удовольствие.

1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность, требовательность;


2 стадия – анальная (1–3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть, развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;

3 стадия – фаллическая (3–5 лет) – высшая степень детской сексуальности, сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;

4 стадия – латентная (5–12 лет) - прерывается сексуальное развитие; интерес на общение с друзьями;

5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному общению;

Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих особенностей развития: Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая деятельность:

2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее интенсивного развития:

в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;

в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;

Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает, какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:

- психологическая тождественность;

- позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.

1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон, внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери, возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;

2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания требовать, разрушать, присваивать;

Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх, скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное ограничение) – сотрудничество.



3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения – формируется пассивность.

Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и женскую форму поведения.

4. младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает – неполноценность;

здесь же начало профессиональной идентификации.

2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис); самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.

  1. закономерности в смене периодов развития

1. Рост, созревание и развитие.

2. Основные свойства развития. Виды, формы развития.

3. Закономерности психического развития.

4. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.

5. Понятие ведущей деятельности, ее роль в психическом развитии.

6. Понятие социализации личности. Механизмы и основные институты социализации.

Задание 2. Заполните сравнительную таблицу «Зарубежные и отечественные теории развития».

Теория развития отечественных психологов

Основные положения


Теория развития зарубежных психологов


Основные положения


Л. С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных факторов развития.

Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции больше обусловлены наследственно, чем высшие.

Выготский различал три группы периодизации:

  • По внешнему критерию;

  • По одному признаку развития;

  • Нескольким признакам детского развития

Конвергенция двух факторов Вильяма Штерна – немецкого психолога.

По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. (1. Созревание наследственно данных способностей и черт характера; 2. Развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка.)

Периодизация В. Штерна:

  • Раннее детство, в течение которого ребенок проявляет только игровую деятельность (до 6 лет);

  • Период сознательного учения с разделением игры и труда (6–13 лет);

  • Период юношеского созревания с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности (14–18 лет).




Развитие костных тканей (П. П. Блонский)

Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи:

  • Беззубое детство (до 8 месяцев – 2–2,5 года.);

  • Детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет);

  • Детство постоянных зубов (до появление зубов мудрости);

З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как всё, приносящее телесное удовольствие. Стадии развития по Фрейду связаны со смещением эрогенных зон:

  • На оральной стадии (до 1 года) – слизистая рта и губ;

  • На анальной стадии (1–3 лет) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника;

  • Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности.