ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология.Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Введение в профессию (направление "Психология" |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1__
по учебному курсу Психология развития и возрастная психология 1
37.03.01 Психология.Психология |
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Анна Викторовна Недопекина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2002а | |
| Ирина Владимировна | |
Преподаватель | Голубева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 1
Задание. Познакомьтесь с учебным материалом по литературным источникам. Составьте таблицу «Методы возрастной психологии».
Название метода | Цель и назначение метода | Достоинства метода | Недостатки метода | Возрастные особенности применения |
Наблюдение | Целенаправленное и планомерное восприятие явление в естественных условиях, результаты которого фиксируются наблюдателем. | Простота и относительно низкие затраты на реализацию. Исключает искажения, вызываемые контактами объектов с исследователями. Возможность обеспечить более высокую объективность возможность восприятия не осознанного поведения. | Многие факты не поддаются наблюдению, невозможно установить внутренние мотивы поведения объектов и наблюдений. Субъективность восприятия наблюдающего. Невозможно однозначно объяснить поведение объекта наблюдения. | Наблюдение следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил. |
Эксперимент | Сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. | Возможность тестировать максимальное количество психических процессов и характеристик, а также обобщать переменные в виде факторных моделей. Возможность изучать не только мнения и мотивировки, но и причины реального поведения. | Невысокая репрезентативность. Высокие требования к оборудованию и аппаратуре. Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования. | Данный метод проводится с детьми в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям. |
Анкетирование | Сбор данных на основе опроса с помощью анкеты (системы вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом) | Легкость суммирования ответов. Простота использования на больших выборках. Возможность сбора большого объема данных. | Влияние вопросов на ответы. Сверхинтерпретация данных. | Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходимо определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. |
Беседа | Сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. | Дает хороший результат, так как с ее помощью легко отличить, где правда, а где ложь. Организоваться такой метод может за считанные минуты и не требует дополнительного оборудования. | Анализ психологического состояния с помощью беседы занимает очень много времени. Неумение выстроить вербальное общение со стороны специалиста может частично привести к неудовлетворительному результату, к примеру, превратив беседу в допрос. | Данный метод основан на принципе проекции- перенесение на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. |
Тестирование | Изучение психики с помощью теста (задания, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических или личностных качеств). | Учитываются интересы и потребности ребенка. Количественный дифференцированный характер оценки. Оперативность и экономичность. | Редко выступает единственным способом исследования. Отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов. | Объективность в психологических исследованиях возможно получить лишь на основе комплексного использования перечисленных методов. |
Анализ продуктов деятельности | Опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие сипы и способности людей. | Изучение познавательных процессов, творческих способностей, личностных проявлений, социализация Легкость квантификации информации. | Трудности оценки и поиска. Трудности кодирования и интерпретации. | Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям. |
Опрос | Устное или письменное обращение к потребителям с вопросами, содержание, которых составляет проблему исследования. | Репрезентативность. Незначительное влияние исследователя. Мониторинг и динамика. | Ретроспективность. Отсутствие оцениваемого объекта в момент сбора информации. Проблемы многомерности субъективного шкалирования. Отсутствует возможность изучать объективные причины поведение, в частности, причины тех или иных предпочтений. Отсутствует возможность изучать неосознаваемые факторы принятия решения. | При использовании данного метода, могут возникать значительные трудности .Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы, вкладывает в них несколько иной смысл. |
Вывод: в ходе выполнения практического задания №1 ознакомилась с учебным материалом по литературным источникам. Составила таблицу «Методы возрастной психологии». Следует отметить, что основные методы возрастной психологии позволяют: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций.