Файл: 37. 03. 01 Психология.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология.Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Введение в профессию (направление "Психология"


(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание №_1__

по учебному курсу Психология развития и возрастная психология 1

37.03.01 Психология.Психология

(наименование учебного курса)

Вариант ____ (при наличии)

Обучающегося

Анна Викторовна Недопекина







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2002а







Ирина Владимировна




Преподаватель

Голубева







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Практическое задание 1

Задание. Познакомьтесь с учебным материалом по литературным источникам. Составьте таблицу «Методы возрастной психологии».


Название метода

Цель и назначение метода

Достоинства

метода

Недостатки

метода

Возрастные

особенности применения

Наблюдение

Целенаправленное и планомерное восприятие явление в естественных условиях, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Простота и относительно низкие затраты на реализацию. Исключает искажения, вызываемые контактами объектов с исследователями. Возможность обеспечить более высокую объективность возможность восприятия не осознанного поведения.

Многие факты не поддаются наблюдению, невозможно установить внутренние мотивы поведения объектов и наблюдений. Субъективность восприятия наблюдающего. Невозможно однозначно объяснить поведение объекта наблюдения.

Наблюдение следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Эксперимент

Сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

Возможность тестировать максимальное количество психических процессов и характеристик, а также обобщать переменные в виде факторных моделей. Возможность изучать не только мнения и мотивировки, но и причины реального поведения.

Невысокая репрезентативность. Высокие требования к оборудованию и аппаратуре.

Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования.

Данный метод проводится с детьми в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям.

Анкетирование

Сбор данных на основе опроса с помощью анкеты (системы вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом)

Легкость суммирования ответов. Простота использования на больших выборках.

Возможность сбора большого объема данных.

Влияние вопросов на ответы. Сверхинтерпретация данных.

Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходимо определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

Беседа

Сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Дает хороший результат, так как с ее помощью легко отличить, где правда, а где ложь. Организоваться такой метод может за считанные минуты и не требует дополнительного оборудования.


Анализ психологического состояния с помощью беседы занимает очень много времени. Неумение выстроить вербальное общение со стороны специалиста может частично привести к неудовлетворительному результату, к примеру, превратив беседу в допрос.

Данный метод основан на принципе проекции- перенесение на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.

Тестирование

Изучение психики с помощью теста (задания, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических или личностных качеств).

Учитываются интересы и потребности ребенка. Количественный дифференцированный характер оценки. Оперативность и экономичность.

Редко выступает единственным способом исследования.

Отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов.

Объективность в психологических исследованиях возможно получить лишь на основе комплексного использования перечисленных методов.

Анализ продуктов деятельности

Опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие сипы и способности людей.

Изучение познавательных процессов, творческих способностей, личностных проявлений, социализация Легкость квантификации информации.

Трудности оценки и поиска. Трудности кодирования и интерпретации.

Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям.

Опрос

Устное или письменное обращение к потребителям с вопросами, содержание, которых составляет проблему исследования.

Репрезентативность. Незначительное влияние исследователя. Мониторинг и динамика.

Ретроспективность. Отсутствие оцениваемого объекта в момент сбора информации. Проблемы многомерности субъективного шкалирования. Отсутствует возможность изучать объективные причины поведение, в частности, причины тех или иных предпочтений. Отсутствует возможность изучать неосознаваемые факторы принятия решения.

При использовании данного метода, могут возникать значительные трудности .Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы, вкладывает в них несколько иной смысл.



Вывод: в ходе выполнения практического задания №1 ознакомилась с учебным материалом по литературным источникам. Составила таблицу «Методы возрастной психологии». Следует отметить, что основные методы возрастной психологии позволяют: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций.