Файл: Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира

Содержание
Введение………………………………………………………………………...……3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира..................................................................................................................…6

    1. Сущность умения наблюдать и особенности его формирования у младших школьников……………………....…………………………………..…..6

1.2. Организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир……………………………………………………………….…13

1.3. Педагогические условия формирования умения проводить наблюдения у младших школьников…………………………….……….…....16

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников умений проводить наблюдения при изучении Окружающего мира………........................................................................................................24

2.1. Выявление уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников……………. ………………………………..…………25

2.2. Проект формирующего эксперимента по формированию умения проводить наблюдения у младших школьников при изучении Окружающего мира ………………………………………………………………..………………34

Заключение……………………………………………………………………….…41

Список литературы…………………………………………………………...…….43

Приложения

Введение

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию путей совершенствования образования. Одним из таких направлений является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки ориентируют на необходимость формирования личности ученика, умеющего правильно оценивать современные процессы, самостоятельно добывать знания и применять их в новой ситуации.

Целью современного образования, как сказано в пособии А.Г. Асмолова (серия «Стандарты второго поколения»), становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, умение учиться. Для реализации этой цели большое значение имеет формирование у младших школьников умения проводить наблюдения как необходимого личностного качества, которая формируется в процессе наблюдений.


Достижение этой цели связано с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. В состав исследовательских умений входят умения проводить наблюдения.

Одним из важнейших качеств, умения проводить наблюдения является наблюдательность. Наблюдение - это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определенной познавательной задаче. Наблюдения обогащают младших школьников верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий, являются основой развития психических процессов и свойств личности.

Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.

Обсуждение данного вопроса неоднократно поднималось такими авторами, как: Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского.

Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся данной проблемой, малоизученной остается проблема формирования умений проводить наблюдения у младших школьников процессе изучения окружающего мира.

Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования – «Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира».

Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс формирования у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира будет наиболее эффективным.

Объект исследования: формирование у младших школьников умения проводить наблюдения.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.

В соответствии с целью исследования сформированы следующие задачи исследования:



  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования: рассмотреть понятия наблюдательность, умения; выявить педагогические условия успешного формирования умения у младших школьников проводить наблюдения.

  2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников умения проводить наблюдения.

  3. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию у младших школьников умения проводить наблюдения.

4. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;

-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;

-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выдвижение гипотезы;

- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности обучающихся.

База исследования: МОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.П. Малоземова». В эксперименте участвовали учащиеся 3 класса в количестве 20 человек .

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.


    1. Сущность понятия «умение наблюдать» и особенности его формирования у младших школьников


Для выяснения содержания и структуры умения наблюдать важным является установление их дидактической сути. Выделим вначале содержание взаимозависимых категорий: «умение», « наблюдательность», «умение наблюдать». Определив, таким образом, последовательность теоретического анализа, уточним сущность и трактовку базовых понятий, которые легли в основу нашего исследования.

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного толкования термина «умение». Можно выделить два основных подхода к рассмотрению этого понятия: умение рассматривается как процесс деятельности, отдельные действия, усвоенные человеком, выполняемые сознательно (П. Я. Гальперин [12], И. Я. Лернер [21], Н. Ф. Талызина [12] и др.) умение рассматривается как готовность и способность выполнять определенные виды деятельности (В. А. Петровский [23], Г. И. Щукина [34] и др.).


В ходе определения структуры умения широкое научное толкование понятия дает Е. А. Милерян [22, C. 51-52]. По его мнению, это «чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразно, успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях». Функциональность понятия умения обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых и сложных обстоятельствах. В отличие от навыка, умение предусматривает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщёнными способами выполнения действий.

Исследователи М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [15] определяют такие свойства умения как большую, в сравнении с навыком, подвижность, которая позволяет успешно решать поставленные задачи в непостоянных условиях деятельности; сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество. Общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность ученика выполнять действия. Эта готовность приобретается на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности. Овладение какой-либо деятельностью предполагает не один навык, а несколько. Совокупность навыков, относящихся к одной и той же деятельности, является основой умения.

По мнение Е. Н. Бойко [7], в понятии «умение», с функциональной точки зрения, содержится важнейшее осознанное приспособление действия к требованиям изменяющейся ситуации.

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогических исследований необходимо отметить, что в определении сущности понятия «умение» единого мнения не представлено. В то же время выделяются основные характеристики умения. Это и способность личности, и практические и умственные действия, и опыт осуществления операций и действий. В качестве структурной характеристики умения определена система умственных, практических действий и других компонентов. Так, среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщенность.

Учитывая это, умение будем рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчинены осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях благодаря позитивному переносу приобретенных знаний и навыков.


Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т.е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности».

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. Своей физиологической основой оно имеет сложные взаимоотношения первой и второй сигнальных систем. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной деятельности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. В этих случаях связи второй сигнальной системы регулируют деятельность первой сигнальной системы. Происходит и обратный переход: результаты наблюдения, т.е. чувственные данные восприятия, в свою очередь отражаются во второй сигнальной системе, так или иначе обозначаются словом. А это ведет к постановке новых требований и задач для дальнейшего наблюдения, выражаемых словесно и актуализирующих новые связи во второй сигнальной системе. Таким образом, процесс активного наблюдения есть непрерывное взаимодействие обеих сигнальных систем [20, с. 78].

Большая Советская Энциклопедия даёт такое определение наблюдению. «Наблюдение – относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия» [5,c.186].

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. [18]

В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности – умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.