Файл: Музыка строить и жить помогает или использование музыки на уроке технологии в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Музыка строить и жить помогает»… или использование музыки на уроке технологии в начальной школе
Автор: Никитина Ирина Валентиновна
Организация: ГБОУ СОШ № 291
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология - на науке.
С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.
В.П.Беспалько - доктор
педагогических наук, профессор
Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше иллюстрируют работу учителя технологии в школе.
Я учитель технологии в начальной школе. Сказать, что это непросто, значит, ничего не сказать. Все дети разные. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить. Поэтому акцент я делаю на то, что получается у детей лучше всего, а не на то, с чем у них возникают сложности.
На своих уроках я, как ни странно, сочетаю работу руками с музыкой.
«Нам песня строить и жить помогает...»… Эти слова из песни «Марш веселых ребят» знакомы многим с детства. Но, зачастую, мы не задумываемся над их смыслом. А ведь музыка – это очень серьезная сила, имеющая огромное влияние на человека.
В ходе исследований ученых из Англии и США выяснилось, что прослушивание музыкальных произведений способно активизировать нашу мозговую деятельность, повысить настроение и работоспособность. Каждый, наверное, замечал, что музыка (особенно классическая) помогает расслабиться или, наоборот, собраться. Да и исследования различных специалистов говорят об этом. Вопрос о влиянии музыки интересовал людей еще в глубокой древности, так как музыка обладает фундаментальными началами всего живого: ритмом, мелодией, гармонией. Ещё в начале двадцатого века, психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Современные исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности.
На своих уроках я использую так называемую «фоновую» музыку – музыку, звучащую без установки на осознанное восприятие, «вторым планом», во время того, как дети работают руками. При использовании «фоновой» музыки, насыщение детской жизнедеятельности музыкальным звучанием, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия может происходить благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
На уроках использую классическую музыку, например, Шопена(«Весенний вальс», «Ноктюрн» , «Вальс»),Шуберта(«Серенада»),Чайковского (альбом «Времена года», «Детский альбом» и др.), Моцарта («Песня ангелов»).
Помимо того, что музыка помогает создать необходимое настроение на уроке, она также поддерживает и дисциплину. Мои ученики с первых дней усваивают правило: «Когда мы работаем - звучит музыка. А если звучит музыка, то ее должно быть слышно». Но из этого следует, что во время урока должна быть абсолютная тишина. Этого достичь невозможно. Дети привыкают, что при выполнении работы обсуждать что-либо шепотом, перемещаться по классу тише.
«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:
— создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к раскрепощению, снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;
— развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;
— активизация познавательных способностей, мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;
— что предупреждает усталость и утомление;
— психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Ещё О. М. Айванхов говорил: «Музыка и слово являются языком. Тем не менее, связаны они с разными способностями человека. Слово обращается, прежде всего, к разуму. Для его понимания необходимо внимание, концентрация. Музыка создаёт атмосферу. Она не предлагает тем для размышления, однако немедленно рождает чувство. Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания».
Именно в этот момент, понимаешь, что учитель и ученик равны, что они одинаково нужны друг другу. И в эти же минуты осознаешь, что уроками технологии можно помочь
детям не только адаптироваться в социуме, но и музыку услышать и увидеть.
Использованная литература:
-
Адищев В.И. Музыка — язык чувств // Начальная школа. 2004. № 1. -
Лобанова ЕА. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе. 2005. № 3. -
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб., 2004. -
Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе. 2001. № 5. -
Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005. -
Хриэман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1999. -
Источники: http://strana-sovetov.com Влияние музыки на человека. -
http://www.sunhome.ru Влияние музыки на работоспособность.Н.Зайцев «Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей».