ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский Технический Университет Связи и Информатики
Самостоятельная работа по дисциплине «Социология»
Донаучные предпосылки к формированию социологии как науки.
Первые формации.
Выполнил: студент группы БИН2206
Токарев А. С.
Проверил: доктор политических наук, кандидат социологичксих наук, доцент кафедры ФИиМК
Артамонова Я.С.
Москва 2023
План работы:
-
Введение -
Первобытнообщинная формация -
Первые социальные исследования. Теологи -
Рабовладельческая формация (рабство) -
Переход от рабовладельческой формации к феодальной.
1.Введение
Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.
Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.
2.Первобытнообщинная формация
Первобытнообщинная формация – первая ступень развития сформировавшегося общества. Выделяют две основные стадии в развитии первобытного человека: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил. На стадии дикости люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни, в силу чего их образ жизни часто называют присваивающим. Основными способами добывания пищи были охота, собирательство, рыболовство. Разделение труда существовало лишь между полами.
Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека – чувство обладания.
3. Первые социальные исследования. Теологи
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
Первым известным писателем, кто употребил слово "теология", является философ Платон. Во 2 книге трактата "Полития", которое у нас известно как "Государство", Платон рассуждает о том, как нужно воспитывать детей, и прибегает к критике поэтов-теологов.
Аристотель был учеником Платона, оба жили в 4 веке до н.э. В трактате "Метафизика" Аристотель возвышает теологию как учение о высшей форме реальности - боге-первопричине и перводвигателе. Для Аристотеля теология выступает в качестве первой философии, она выше физики и математики.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно
носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.
Если на первой стадии первобытнообщинной формации человек при помощи созданных им орудий лишь присваивал средства к жизни, которые находил в готовом виде в природе, то с развитием земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, он начал их производить.
Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.
4.Рабовладельческая формация (рабство)
Рабовладельческая формация (рабство) — исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (рабовладельца) или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина (рабство в этой форме было широко распространено до XIX века). То есть коренная особенность этой ступени исторического процесса есть господство рабского труда и, соответственно, деление людей на людей-индивидов (рабовладельцев) и людей-вещей (рабов). (развитие: Китай, Греция, Италия, египет, Индия. По Энгельсу - «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества».
Свободные ремесленники и землевладельцы разрушили рабовладельческое общество.
5. Переход от рабовладельческой формации к феодальной
Переход от рабовладельческого к феодальному способу производства осуществился и в Европе, и в Азии в первые столетия нашей эры. Тут не было каких-либо единичных великих революционных переворотов, но довольно длительная эпоха насыщена революционными кризисами, восстаниями народных масс и окрестных варварских племен. Это может быть названо эпохой социальной революции, венчающей и завершающей развитие антагонистических противоречий древности.
Литература:
-
Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е.*— М.: Сов. энциклопедия, 1987.— 1600 с. ; ил. -
Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.