Файл: Обучающийся Николаева Ольга Вениаминовна Преподаватель Пинаева Ирина Юрьевна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Николаева Ольга Вениаминовна
Преподаватель:
Пинаева Ирина Юрьевна
Практическое занятие 3
Цель занятия: совершенствование работы с орфоэпическим словарем, закрепление знаний орфоэпических норм, совершенствование навыков составления письменных высказываний, применяя основные виды аргументов, используемых в публичной речи и в дискуссии, правила речевого этикета, отработка навыков создания и редактирования текстов; закрепление навыков образования форм слов, совершенствование навыков составления высказываний; обучение стилистической правке предложений, анализу текста, редактированию, использованию речевых средств в коммуникации, закрепление норм современного русского литературного языка, основных видов речевых, стилистических и грамматических ошибок, анализ особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, принципы построения текстов разных стилей.
Выполните задания и прикрепите ответы в электронном виде. Допустимо выполнение задания письменно (от руки), при этом прикрепляется фото выполненного письменного задания.
Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.
а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕнезис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духОвник, жАлюзи, жерлО, завсегдАтай, зАговор,закАзник, знамЕние, изЫск, каталОг, квартАл, кулинарИя, ломОта, крашЕние, маркЕтинг,немотА,обеспечЕние,озвучЕние,столЯр,украИнец,придАное, Отсвет, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцовщИк, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль,
б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, премировАнный;
в) ВчистУю, зАвидно, задОлго, Издавна, издалекА, Издали, Издревле, Изредка, искони, искОнно
г) баловАть, избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, подбодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассЕрдиться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.
Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.
языковая - языковая, характерный – характерный, морщить – морщить,
Ответ
Языковая школа – языковая колбаса, характерный актер – характерный звук, морщить лоб- морщить ткань.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.
Образец: линейка (.линия)
Выбросил(бросить), уплотнить сроки(плотный), выделил(делит), уплатить деньги(плата) , отставал(отстать), затаить обиду(тайна), поливал(лить), единица(единый), линейка(линия), облениться(лень), поспевал(спешка), уличённый во лжи(улика), облечённый властью(облечь), смятение в умах(смута), сидеть на стуле(сидя), седеть от горя(сед), скрипеть(скрип), раскалённая решётка(накал), кричать(крик), захлебнуться(взахлеб), промелькнуть(мельком), соблазниться(соблазн),ослепительный(слепнуть), липучий(липкий), неизгладимый(гладить),возить(воз),огласиться(согласие), очарование(чары), предвещало(весть), умолять о пощаде(молит), он умаляет его заслуги(мал).
Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами
Образец: адресат — адресант.
Удачливый-удачный, одеть-надеть, подозревать- подразумевать, опровергать-отвергнуть, представить-предоставить, отвергать-опровергать, удивленно -удивительно, сокрушительно-сокрушенно, недоумение-недоразумение,придворный-дворовый, идеалистический- идеальный.
Задание 5. Образуйте формы слов
5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.
АрбитрАжа, бандажА, брелОка, бюллетЕня, инструктАжа, любвИ, гербА, гУся (и гусЯ), гулЯша, грошА, вЫбора, кольцА, пОрта.
5.2 Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение.
Длинный — длиннЕе, более длинный день; красивый — красИвее, более красивое платье; удобный — удОбнее, более удобный диван; веселый — веселЕе, более веселая песня; сладкий - слАще, более сладкий торт; твердый - твЕрже, более твердый сыр.
5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение
Влечь- влекУ, влечЕшь, влечЕт; дремать- дремлЮ, дрЕмлешь, дрЕмлет; звонить — звонЮ, звонИшь, звонИт; изменить — изменЮ, измЕнишь, изменИт; катить — качУ, кАтишь, кАтит; колебать — колЕблю, колЕблешь, колЕблет; положить — положУ, полОжишь, полОжит; баловаться — балУюсь, балУешься, балУется.
Задание 6. Сделайте стилистическую правку предложений:
Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 8. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 9. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. 10. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).
Ответ
Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять.
В продаже есть украшение стоимостью 30 миллионов рублей.
Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ.
Педагоги гимназии разработаны учебные планы, способствующие лучшему восприятию материала.
Подготовить проект к сроку-- для них наисложнейшая проблема.
Конструкторы установили сверхмощный двигатель.
Вопрос о принятии претендента на работу решается, исходя из набранного количества баллов.
Все это доказывает, что обвинения необоснованны.
В результате аварии гонщик получил перелом правой ноги и сильный ушиб левой.
Запретить курение в здании института.
Пересдача задолженности по результатам летней сессии будет проходить с 8 сентября по 8 октября (объявление)
Задание 7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.
1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.)
2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.)
3. Стал накрапывать редкий, мелкий
дождь. (Ч.)
4. Фёдору подвели вороного, шустрого жеребца. (Фурм.)
5. В гостиной стояло пузатое, ореховое бюро. (Г.)
6. Bсё спало крепким, неподвижным, здоровым сном. (Г.)
7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.)
8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой, сибирской реке. (Кор.)
9. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А)
10. Громкий хохот оглашал снежные, окрестные поля. (Акс.)
11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным облаком, (Л. Т.)
12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.)
13. Вот уездный городок с деревянными, кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими, необитаемыми, каменными строениями.
14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, напоминает вид моря. (Т.)
15. Темны июльские, беспредельные степные ночи. (Сер.)
Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Дети - народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)
2. Наше знанье - сила и оружие. (М.)
3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,)
4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.)
5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого партизанами боя. (Сурк.)
6. У Акима было четверо детей, у Петра - никого. (Л. Т.)
7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.)
8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.)
9. Каких бричек и повозок там не было! Одна - зад широкий, а перёд узенький, другая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.)
10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом. (Т.)
11. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (Гонч.)
12. Вы, сударь, - камень, сударь,- лёд. (Гр.)
13. Нам не очень было ловко, но охотники - народ неразборчивый. (Т.)
14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу. (Т.)
15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. (А. Т.)
Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.
9.1Аллергия - это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами- Научный стиль.
9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия. Официально-деловой стиль
9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала. Публицистический стиль.
9.4. -А сколько ей лет-то?
-Девятнадцать.
- Вот щас в феврале будет девятнадцать.
- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.
- А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет» Разговорный стиль.
9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Стиль художественной литературы.
9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство. Публицистический в сочетании с художественным.