Файл: Содержание Введение 3 Глава Понятие и виды ценных бумаг 4 Природа и признаки ценных бумаг 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После изложения особенностей эмиссии акций при учреждении акционерных обществ следует подробнее остановиться на рассмотрении этапов эмиссии.
Первый этап: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента (советом директоров (наблюдательным советом) или иным органом, осуществляющим его функции).
С формальной точки зрения в соответствии со ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг – это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Оно должно содержать определенные реквизиты, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в частности полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес; дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении; дату утверждения решения о выпуске; наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске; вид, категорию, тип эмиссионных ценных бумаг; права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; порядок размещения эмиссионных ценных бумаг; указание, являются ли бумаги именными или на предъявителя; номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг.
Решением о выпуске может быть определена доля акций, размещаемых путем подписки, при неразмещении которой эмиссия акций считается несостоявшейся.
При документарной форме эмиссионных ценных бумаг необходимо дополнительно предоставить описание или образец сертификата.
Решение о выпуске составляется в трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй – у эмитента, третий передается на хранение регистратору. В случае расхождения в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.
Второй этап процедуры эмиссии - утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственных обществ утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Решение о выпуске ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления.
Третий этап эмиссии - государственная регистрация выпуска ценных бумаг.
Российское законодательство предусматривает необходимость государственной регистрации всех выпусков эмиссионных ценных бумаг вне зависимости от способа размещения, величины выпуска и количества инвесторов. Государственной регистрацией обусловливается возможность рекламы, размещения (за исключением определенных случаев), а также обращения эмиссионных ценных бумаг.
Для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган документы, предусмотренные ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии. При размещении документарных ценных бумаг необходимо представить также образец сертификата ценной бумаги. Кроме того, в регистрирующий орган должна быть представлена копия договора с реестродержателем о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора.
Правовое положение регистрирующих органов определяется Положением о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг26 (утв. Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. № 11, с последующими изменениями).
При отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан не позднее трех дней со дня принятия решения об этом направить эмитенту обоснованное уведомление об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.
Дополнительным этапом эмиссии ценных бумаг является подготовка и регистрация проспекта ценных бумаг. Регистрация проспекта производится при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.27
Проспект ценных бумаг утверждается счетом директоров и подписывается единоличным исполнительным органом, главным бухгалтером, аудитором, а в случае предусмотренных законом, – и независимым оценщиком.
Легальное определение размещения эмиссионных ценных бумаг дано в ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Под размещением понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Публичное размещение ценных бумаг – это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать их количество, указанное в учредительных документах и в решении о выпуске ценных бумаг. Однако эмитент имеет право разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске. При этом фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Кроме того, эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством Российской Федерации.
Особенностью распределения акций при учреждении акционерного общества является то, что они размещаются до государственной регистрации их выпуска на основании договора о создании акционерного общества. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, а также отчет об итогах их выпуска должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее месяца со дня государственной регистрации акционерного общества. Следует отметить, что нарушение срока представления документов для государственной регистрации выпуска и регистрации отчета об итогах выпуска не может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска.
Подписка – это размещение ценных бумаг на основании договоров. Таким образом, отличительным признаком этого способа размещения является необходимость заключения договоров. Подписка в отличие от прочих способов размещения связана с привлечением эмитентом дополнительного капитала и осуществляется в рамках увеличения уставного капитала акционерного общества.
Гражданский кодекс РФ устанавливает два условия, при которых акционерные общества имеют право на размещение дополнительных акций:
-
во-первых, увеличение уставного капитала возможно лишь после его полной оплаты; -
во-вторых, не допускается увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных убытков (ч. 2 ст. 100 ГК РФ).
По общему правилу решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимает общее собрание акционеров, но в уставе решение этого вопроса может быть отнесено к компетенции совета директоров.
В решении об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций определяются количество размещаемых акций, их категории, сроки и условия размещения, форма оплаты. Дополнительные акции и иные эмиссионные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров. Оплату иных эмиссионных бумаг можно осуществлять только деньгами.
Оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения должна определяться исходя из рыночной стоимости акций.
Для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Совет директоров при определении рыночной стоимости должен принять во внимание данные печати о цене покупки или цене спроса и предложения на размещаемые ценные бумаги, если они регулярно публикуются (привлечение независимого оценщика в таком случае необязательно); размер чистых активов общества; цену, которую согласен уплатить за все обыкновенные акции общества покупатель, имеющий полную информацию о совокупной стоимости всех обыкновенных акций.
Для определения рыночной стоимости акций, если владельцем является государство и (или) муниципальное образование, привлечение независимого оценщика (аудитора) необходимо.
На практике определение рыночной стоимости акций является достаточно сложным, во-первых, в связи с отсутствием постоянной котировки акций большинства акционерных обществ, во-вторых, в связи с отсутствием общепринятой методики определения рыночной стоимости акций.
Определение рыночной стоимости акций с существенными нарушениями установленных ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» правил позволяет оспорить в судебном порядке решение совета директоров (наблюдательного совета) об определении рыночной стоимости акций. Размер определенной советом директоров рыночной стоимости акций может быть оспорен в суде только в случае, если он настолько не соответствует действительной рыночной стоимости, что свидетельствует о том, что члены совета директоров действовали недобросовестно и неразумно, или если решение об определении рыночной стоимости акций принято с участием членов совета директоров, имеющих заинтересованность в размещении обществом акций
28.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает два исключения из правила о размещении акций только по их рыночной стоимости. Во-первых, акционерное общество вправе осуществлять размещение акций по цене ниже их рыночной стоимости в случае размещения дополнительных акций акционерам – при осуществлении ими преимущественного права приобретения таких акций по цене, которая может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10%. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника. Размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения акций.
В тех случаях, когда общество размещает эмиссионные ценные бумаги (облигации), конвертируемые в акции, они также должны размещаться по цене не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются такие ценные бумаги. Такое правило установлено, чтобы не позволить обойти запрет о размещении акций по цене ниже их рыночной стоимости. Из этого правила также есть исключения. Во-первых, предоставляется 10% скидки акционерам, реализующим свое преимущественное право приобретения ценных бумаг по сравнению с иными лицами-приобретателями. Во-вторых, размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения таких бумаг.
Цена размещения эмиссионных ценных бумаг, не конвертируемых в акции, определяется советом директоров акционерного общества.
Законодательство также императивно регулирует срок оплаты дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг: размещение происходит только при условии их полной оплаты.
Постановление ФКЦБ «О совершенствовании государственной регистр
Конвертация ценных бумаг представляет собой преобразование одного вида ценных бумаг в другой. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг устанавливается:
• уставом общества – в отношении конвертации привилегированных акций;
• решением о выпуске – в отношении конвертации облигаций и иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг (ст. 37 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Достаточно сложным является вопрос о моменте приобретения прав на размещаемые ценные бумаги.
В ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено правило о моменте возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке. Момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги в законодательстве не установлен. Представляется, что в, данном случае следует согласиться с мнением Л.Р. Юлдашбаевой о возможности применения аналогии закона, и момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги и на ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке, должен определяться аналогично