Файл: Личность в организации.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личность в организации


1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности.
2. Отношение человека к работе: удовлетворенность работой, увлеченность работой, причастность к работе.
3. Индивидуальные особенности людей, влияющие на эффективность деятельности и удовлетворенность работой.
4. Внешние факторы, влияющие на отношение к работе
5. Удовлетворенность трудом и текучесть кадров


Человек – биосоциальное существо, представитель вида homo sapiens, обладающий сознанием и самосознанием, способностью целенаправленной деятельности, речью, абстрактным мышлением, творческим способностями.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода.
Личность – человек, обладающий сознанием и выполняющий определенную социальную роль.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии.

Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)


1) направленность – как совокупность потребностей, интересов, идеалов, целей, убеждений, доминирующих мотивов деятельности и поведения, мировоззрения;
2) знания, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально-типологические особенности личности – темперамент, характер, способности.

2.Отношение человека к работе: удовлетворенность работой, увлеченность работой, причастность (приверженность) к организации


Отношение к работе – это совокупность чувств, убеждений, мыслей, действий человека, относящихся к работе. Отношение к работе включает в себя: удовлетворенность работой, увлеченность работой, причастность (приверженность) к организации.


Удовлетворенность работой – это совокупность чувств и убеждений, которые люди испытывают по поводу текущих трудовых обязанностей. Человек м.б. удовлетворен работой или испытывать к ней явное негативное отношение.


Увлеченность работой – это эмоциональная реакция человека, показывающая, какое место занимает работа в жизни человека. Различают два типа увлеченности работой:
любовь работать вообще, практически без учета того, чем конкретно заниматься Людей с этим типом увлеченности называют
трудоголиками, то есть любящими работать и стремящимися работать;
любовь к той конкретной работе, которую человек выполняет в организации.


Для успешного управления и создания положительного расположения в отношении организации необходимо регулярно проводить исследования с целью выяснения степени удовлетворенности сотрудников организации своей работой.


Причастность к делам организации – это чувства и убеждения человека по отношению к организации-работодателю в целом.
Высокая причастность к организации проявляется в том, что:
1) человек разделяет и делает своими собственными цели организации и стремится совместно с остальными привести организацию к достижению этих целей;
2)готов не только стараться для организации, но и, если надо, принести в жертву организационным интересам свои личные.
Причастность возникает, когда сотрудники гордятся тем, что они работают именно в данной организации, верят в нее, стараются сделать для нее что-то полезное. Может меняться от очень высокой до очень низкой.

3. Индивидуальные особенности людей, влияющие на эффективность деятельности и удовлетворенность работой


Пол
Мужчины и женщины не имеют различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, мотивации, способности к научению и коммуникабельности.
Однако, женщины более конформны, у них менее выражено ожидание успеха, выше уровень невыходов на работу. И все же, доля женщин в рабочей силе за последние 30 лет значительно увеличилась.

исследования женщин и мужчин – руководителей


Женщина – руководитель, имеющая семью, может предложить более эффективные и менее конфронтационные решения многих вопросов и проблем, она более терпима к противоречиям во мнениях, к недочетам в работе своих сотрудников, и в то же время может настойчиво добиваться своих целей.
Cчитается, что мужчины более предпочтительны как руководители, но женщина способна влиять на подчиненных не менее эффективно, пользуясь при этом другими средствами.
Женщины обычно склонны оказывать поддержку другим, заботливы и хорошо управляют межличностными отношениями, т.е. ориентированы на отношения. Мужчины же действуют преимущественно директивно и сосредоточены на том, чтобы работа была сделана, т.е. ориентированы на задачу.




Cтиль руководства у женщин часто оказывается более демократичным или ориентированным на партнерские отношения, тогда как мужчины более авторитарны и директивны. Соответственно, руководители-женщины чаще вовлекают своих подчиненных в принятие решений и стараются, чтобы те вносили в эти решения самые разнообразные вклады. Руководители-мужчины обычно не поощряют участия подчиненных в принятии решений и любят выполнять задачи так, как это нравится им самим.
Факторами, снижающими возможности женщин занимать лидирующие позиции, являются неуверенность женщин в себе, низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия.
Поднимаясь по профессиональной лестнице, женщина все реже и реже встречает других женщин, и все чаще находится в компании мужчин, с которыми она вынуждена соперничать.


Женщины по своей натуре менее склонны к риску, чем мужчины. Сомнения, колебания, боязнь заставляют их перестраховываться и откладывать до лучших времен самые важные, не терпящие отлагательства решения.
Женщины недооценивают роль личных контактов и связей, пользы взаимных услуг, протекционизма и неофициальных отношений. Подозрительность и нетерпимость по отношению к возможным соперницам не позволяют женщинам сотрудничать, оказывать помощь друг другу.
В кризисных ситуациях женщина может выйти на первый план и стать лидером, защищая своих детей и свою семью.

Качества женщины, обеспечивающие успешность руководства


- Умение подать себя, создать свой имидж, необходимыми компонентами которого выступают: уверенность в себе (и даже самоуверенность), развитое чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды, подчеркивающие деловую компетентность.
- Умение убедительно и грамотно представлять свои идеи.
- Умение окружать себя соответствующими людьми, способными помогать в становлении организации
- Умение управлять своим временем, правильно организовывать и устанавливать приоритеты, стремиться балансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни.

Возраст


Исследования убедительно демонстрируют старение рабочей силы. К 2005 году люди в возрасте 50 лет и старше составляли по прогнозам 85% рабочей силы. В объявлениях же в основном требуется лица до 35 лет.

Считается, что лица старшего возраста лишены гибкости. В некоторых случаях работников в возрасте 40 лет называют слишком старыми.
В малом же бизнесе существует тенденция ценить работников именно старшего возраста – за опыт, стабильность, низкую текучесть кадров.

Физические возможности


Примерно ¾ людей с тяжелой инвалидностью являются безработными. Примерно 80% инвалидов хотят работать. Ожидается, что фирмы будут перестраивать свое отношение к приему на работу инвалидов, особенно, если учесть низкую стоимость таких рабочих.

Задатки, способности


Некоторые виды работ, например пожарного или полицейского, требуют прохождения тестов на физические возможности.
Применение любого теста должно определяться требованиями работы – в противном случае организацию могут признать виновной в дискриминации.

Биографические данные


Спрос на услуги компании, занимающихся проверкой биографических данных, резко подскочил вверх после трагедии с Всемирным торговым центром. Обычный уровень проверки включает в себя изучение записей службы социального обеспечения, послужного списка, документов о получении образования, уголовных досье и зарегистрированных дорожно-транспортных происшествиях.

«Большая пятерка»


Недавние исследования позволили изучить большой список личностных характеристик и объединить их в «Большую пятерку» (M.R. Barrick and M.K. Mount)
1) экстраверсия – открытый, общительный;
2) готовность к сотрудничеству, уживчивость – добродушный, доверчивый;
3) сознательность, добросовестность– ответственный, надежный, упорный.
4) эмоциональная стабильность – спокойный, уверенный, расслабленный.
5) открытость для опыта, познания – обладающий воображением, любопытный, с широким кругозором.


Экстраверсия предполагает успех в сфере продаж и управленческой деятельности.
Сознательность позволяет предсказать успех в пяти группах профессий: инженеры, полицейские, менеджеры, продавцы, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие.
Лица с низкими показателями уживчивости демонстрируют антагонизм в отношениях, недоверие, отсутствие симпатии, нежелание сотрудничать и грубость. Низкий показатель уживчивости приемлем для таких работ как, например, контролер билетов, сержант, муштрующий новобранцев в армии.

Личностные черты



К важным личностным характеристикам в организационном контексте относятся:
авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм.


Авторитаризм – это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации существуют (или должны существовать) статусные и властные различия и что использование власти является необходимым и важным элементом функционирования эффективной организации.
Люди с высокими показателями авторитаризма интеллектуально ригидны, лишены сомнений, почтительны с людьми с более высоким статусом и пренебрежительны с подчиненными, подозрительны и резистентны к изменениям. Исследования показывают, что авторитарные люди более склонны следовать правилам. Они часто проявляют себя лидерами в ситуациях, требующих единоначалия и высокой требовательности.


Авторитаризм отрицательно влияет на их организационное поведение и деятельность в ситуациях, где работа требует сочувствия другим, такта и способности приспосабливаться к сложным изменяющимся обстоятельствам.
В то же время там, где организационная ситуация высоко структурирована и успешность деятельности прежде всего зависит от строгого следования правилам и инструкциям, авторитарные характеристики работников являются вполне уместными.

Макиавеллизм


Макиавеллизм
личностная особенность, получившая название макиавеллизма от имени итальянского политика и литератора ХVI века Николы Макиавелли - автора знаменитого трактата «государь», повествующего о том, как получить и использовать власть. Согласно Н.Макиавелли, правителю не нужно беспокоиться при выборе средств, ведущих к необходимым конечным результатам, поскольку «цель оправдывает средства».


Являются ли ценными такие работники для организации?
В задачах, которые требуют умения вести переговоры или где цена победы (результата) велика, такие работники могут быть чрезвычайно производительными. Но если цели не могут оправдывать средства, если имеются абсолютные стандарты этики поведения, то спрогнозировать поведение человека с такой личностной чертой вряд ли возможно.


Локус контроля – личностная особенность, впервые описанная и исследованная Дж. Роттером. Люди могут характеризоваться внутренним (интернальным) или внешним (экстернальным) локусом контроля.