Файл: Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы линии и тоновые пятна.( Изо, 7 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № Дата
Тема : Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные

формы: линии и тоновые пятна.( ИЗО , 7 класс)

Цель урока: формирование представления о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; научить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения .

Задачи урока:  Образовательные: познакомить обучающихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.   Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции   Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Планируемые результаты :

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать роль цвета в конструктивных искусствах;

• различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; • при менять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;

• применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные:

• работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);

• определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.

Коммуникативные:

• корректировать своё мнение, излагать своё мнение

в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке;

• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

• понимать 'Значение 'Знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

• активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе;


• вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Тип урока : комбинированный .

Оборудование : ММУ , презентация . иллюстрации , альбом , цв. бумага , клей , ножницы .
Ход урока

1.Оргмомент .

2.Актуализация знаний .

Опрос обучающихся по вопросам :

- Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке?

(прямые линии в организации пространства).

-Как влияет прямая линия на организацию пространства?

( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ).

- Какие линии имеют более сложное воздействие на человека?

(Линии, пересекающие изображение по диагонали).

- Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины).

- Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя?

(Направляющие линии).

-Для чего нам надо знания о линиях?

(Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого).

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание .

4.Формирование новых знаний .

 На прошлом уроке мы говорили с вами о прямых линиях и организации пространства в композиции. И сказали что главное — добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмически сбаланси­рованную композицию.

Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на рит­мическое построение композиции. Своей направленностью, сгущенностью, пересе­чениями они определяют движение.

Сегодня мы узнаем, что цветовое пятно и свободные линии так же являются важным элементом композиционного творчества,

  При создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

- Посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

( Катины: монохромная , в цвете)

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

 Цвет оказывает большое влияние на чувства человека - цвет больше, чем любой другой эле­мент композиции, обращен к нашим чув­ствам.

Цветовое решен­ие - не случайность, а продуманное композиционное сочетание цветов.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

- Почему предметы имеют цвет?

(ответы : Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета. )

. - Какие цвета называются хроматическими?

(Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном)

К хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета.

– Назовите тёплые цвета .

(красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые).

- Назовите холодные цвета .

(голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий).

Хроматические цвета и формируют цветовой спектр.

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности.

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

- Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

- Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить
дополнительные цвета.

-- Поговорим теперь об ахроматических цветах.

(Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. )

- Какие ахроматические цвета существуют в природе?

(Это белый, черный и все возможные оттенки серого. )

Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый.

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

- Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые, а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

    - Какой цвет называют локальным?

(Собственный, неизменный цвет предмета. )
Цвет - элемент композиционного творчества.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

- Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции. Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным. Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные .

   Цветовое пятно может стать акцентом, меняющим общее цветовое восприятие работы.

     
Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
 Свободные формы: линии и тоновые пятна

 Сравним прямую и свободную линии .Конечно же, свободная линия худо­жественно более выразительна, богаче формами, изгибами. Она имеет больше оттенков, больше интонаций.

    Художник одинаково изящно и красиво может нари­совать затейливую виньетку, хитрый узор или орнамент. А может сделать просто ма­зок или росчерк, но их будет интересно разглядывать как облако или ветку.

Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. 

Свободная линия, цветовой или тоновый мазок конкретно ничего не изображают. Подобно звуку они беспредметны, абстрактны. Содержание аб­страктной композиции трудно передать словами. Ее смысл не в правдоподо­бии и узнаваемости изображенного, а в образной выразительности, обращен­ной к чувствам и воображению зрителя

Есть художники, которые именно в аб­страктных картинах выражают свое пони­мание мира. Их творческий поиск и на­ходки во многом используются в практике современных дизайнеров и архитекторов.

  Рассказ о творчестве Пита Мондриана
Динамическая пауза .
5. Творческая практическая деятельность

– Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы.

Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно - главный элемент: композиции.

Задание : Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.
6.Подведение итогов .Выставление оценок.

7. Рефлексия

8.Домашнее задание .