Файл: Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы линии и тоновые пятна.( Изо, 7 класс).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок № Дата
Тема : Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные
формы: линии и тоновые пятна.( ИЗО , 7 класс)
Цель урока: формирование представления о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; научить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения .
Задачи урока: Образовательные: познакомить обучающихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст. Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции Воспитательные: воспитание интереса к искусству
Планируемые результаты :
Предметные ууд
Метапредметные ууд
Личностные ууд
• понимать роль цвета в конструктивных искусствах;
• различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; • при менять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;
• применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);
• определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.
Коммуникативные:
• корректировать своё мнение, излагать своё мнение
в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке;
• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать 'Значение 'Знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе;
• вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Тип урока : комбинированный .
Оборудование : ММУ , презентация . иллюстрации , альбом , цв. бумага , клей , ножницы .
Ход урока
1.Оргмомент .
2.Актуализация знаний .
Опрос обучающихся по вопросам :
- Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке?
(прямые линии в организации пространства).
-Как влияет прямая линия на организацию пространства?
( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ).
- Какие линии имеют более сложное воздействие на человека?
(Линии, пересекающие изображение по диагонали).
- Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины).
- Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя?
(Направляющие линии).
-Для чего нам надо знания о линиях?
(Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого).
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание .
4.Формирование новых знаний .
На прошлом уроке мы говорили с вами о прямых линиях и организации пространства в композиции. И сказали что главное — добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмически сбалансированную композицию.
Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущенностью, пересечениями они определяют движение.
Сегодня мы узнаем, что цветовое пятно и свободные линии так же являются важным элементом композиционного творчества,
При создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.
- Посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?
( Катины: монохромная , в цвете)
(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)
Цвет оказывает большое влияние на чувства человека - цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.
Цветовое решение - не случайность, а продуманное композиционное сочетание цветов.
При составлении композиции важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.
- Почему предметы имеют цвет?
(ответы : Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета. )
. - Какие цвета называются хроматическими?
(Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном)
К хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета.
– Назовите тёплые цвета .
(красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые).
- Назовите холодные цвета .
(голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий).
Хроматические цвета и формируют цветовой спектр.
Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности.
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.
- Как называются эти цвета? Назовите их.
(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)
- Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?
(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)
Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить
дополнительные цвета.
-- Поговорим теперь об ахроматических цветах.
(Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. )
- Какие ахроматические цвета существуют в природе?
(Это белый, черный и все возможные оттенки серого. )
Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый.
Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.
- Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые, а где холодные цвета.
Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.
Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.
- Какой цвет называют локальным?
(Собственный, неизменный цвет предмета. )
Цвет - элемент композиционного творчества.
Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.
- Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?
(Ответ: это форма предмета и его цвет.)
Очень велика роль цвета в плоскостной композиции. Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным. Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные .
Цветовое пятно может стать акцентом, меняющим общее цветовое восприятие работы.
Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Сравним прямую и свободную линии .Конечно же, свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами. Она имеет больше оттенков, больше интонаций.
Художник одинаково изящно и красиво может нарисовать затейливую виньетку, хитрый узор или орнамент. А может сделать просто мазок или росчерк, но их будет интересно разглядывать как облако или ветку.
Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Свободная линия, цветовой или тоновый мазок конкретно ничего не изображают. Подобно звуку они беспредметны, абстрактны. Содержание абстрактной композиции трудно передать словами. Ее смысл не в правдоподобии и узнаваемости изображенного, а в образной выразительности, обращенной к чувствам и воображению зрителя
Есть художники, которые именно в абстрактных картинах выражают свое понимание мира. Их творческий поиск и находки во многом используются в практике современных дизайнеров и архитекторов.
Рассказ о творчестве Пита Мондриана
Динамическая пауза .
5. Творческая практическая деятельность
– Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы.
Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно - главный элемент: композиции.
Задание : Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.
6.Подведение итогов .Выставление оценок.
7. Рефлексия
8.Домашнее задание .