Файл: Реферат история возникновения инструмента Валторна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный институт культуры»
РЕФЕРАТ
История возникновения инструмента «Валторна»
Специальность: 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство | ||
Форма обучения: | Очная | |
Студент: Кравченко Никита Олегович | ___________________ | |
Руководитель: Дрожников Виктор Александрович | ___________________ |
Самара, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. История инструмента ............................................................................................................. | 4 |
2. Строение валторны ................................................................................................................. | 5 |
3. Звучание инструмента ............................................................................................................ | 6 |
4. Разновидности валторн .......................................................................................................... | 7 |
5. Техника игры на валторне ..................................................................................................... | 8 |
6. Сфера использования ............................................................................................................. | 8 |
7. Интересные факты о валторне .............................................................................................. | 9 |
8. Известные зарубежные валторнисты .................................................................................... | 9 |
9. Известные русские валторнисты ........................................................................................... | 11 |
Заключение | 14 |
Список литературы | 15 |
Введение
Валторна — медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога (немецкое Waldhorn буквально означает — лесной рог). Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Ранние образцы валторн не имели вентильного механизма (вентиль), располагали лишь звуками натурального звукоряда и строй их зависел от длины трубки. Однако ряд «промежуточных» звуков удавалось извлекать, вводя кисть правой руки в отверстие раструба. С изобретением вентильного механизма (начало XIX века) звуковые и технические возможности валторны возросли, хотя и теперь она остается «кантиленным» инструментом; скачки трудны для нее, зато прекрасно звучат гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания.
1. История инструмента
История появления и развития инструмента исчисляется несколькими тысячами лет. Предок его — сигнальный охотничий рог. Именно трубный голос рога сопровождал сражения, турниры и охоту.
Прародитель валторны получил известность уже в Древнем Риме. Сначала для подачи звуковых сигналов во время охоты использовали рога животных, позже выполняли инструмент из металла в форме настоящего рога. Важное качество инструмента — громкость. Чтобы звук разносился далеко, рог удлиняли. В результате конструкция стала слишком длинной и неудобной, и трубку при изготовлении начали заворачивать. При игре держали рог раструбом вверх или вбок.
В XVII веке французские трубачи обратили внимание на его звук и нашли ему применение в музыке.
В XVIII веке такой рог стали называть натуральной валторной. Устройство первой валторны не было сложным — она выглядела как труба с раструбом, длина которой в выпрямленном виде достигала 3,5 м и более.
Первая половина XVIII века для инструмента — время признания. Он впервые зазвучал в оркестре. На натуральной валторне играл Бетховен, для неё писали партии в классических произведениях. По типу звучания различали две разновидности: альт и бас.
Немецкий валторнист Антон Йозеф Хампель, экспериментируя со звучанием, начал вставлять в раструб мягкий тампон. Это позволило сделать звук инструмента выше. Позже функцию тампона заменила рука музыкантов. При игре валторну стали держать раструбом вниз. Таким образом её тембр стал мягче.
Но опыты с конструкцией не закончились. Вскоре появилась система дополнительных трубок между основной трубой и мундштуком, так называемые кроны. Они позволили исполнителю брать нижние ноты.
Начало XIX века ознаменовалось для валторны изобретением вентиля. Трёхвентильная система зарекомендовала себя как самая продуктивная на тот момент. Усовершенствование расширило диапазон звучания, оно стало хроматическим.
Такие валторны назвали хроматическими. Именно такой инструмент полюбился Вагнеру. К концу XIX века он вошёл в состав оркестра и быстро заменил натуральную валторну. Сложность для валторнистов заключалась в смене крон в процессе игры, чтобы изменить звучание инструмента и привести его в соответствие нотам.
В XX веке появляется дополнительный вентиль, давший возможность играть на высоких тонах. В 1971 году сообщество валторнистов дало обновленному инструменту название Horn или French horn, что в переводе с английского означает французский рог.
2. Строение валторны
Валторна — трубка из меди, завернутая в форме круга. В середине расположен механизм вентилей, который понижает звук и регулирует поток воздуха. Число их различно, как и конструкция.
Трубка конусовидная, отверстие с одной стороны меньше 1 см, постепенно оно расширяется и заканчивается раструбом. В узком конце вставлен металлический точеный мундштук в форме воронки. Материал для его изготовления — латунь, реже используется пластик или слоновая кость.
Основные элементы:
-
мундштук для вдувания воздуха; -
трубы, кольца, манжеты (мундрор); -
кроны для настройки; -
конусовидный предраструб (устье) и раструб; -
кранвентиль, регулировочные вентили и клавиши.
Средний вес валторны — 3 кг. Длина инструмента в развернутом виде варьируется от 3,5 до 5 м.
3. Звучание инструмента
Инструмент отличает обволакивающий, мелодичный благородный тембр. Диапазон валторны в четыре октавы — от си контроктавы до фа второй октавы. Звучит она в басово-теноровом регистре.
В скрипичном ключе ноты котируются выше действительного звучания на кварту, в басовом — ниже на кварту.
Транспонирует (звучит) инструмент на чистую квинту вниз от написанного.
При исполнении нижних нот тембр валторны угрюмый, мрачный, даже грубоватый, достоверно передает состояние подавленности или чего-то зловещего. В пиано звук торжественный, мягкий, певучий, лирический, схож с человеческим голосом, мягкий и задумчивый. В верхних нотах это экспрессия и драматизм, подходящие для обозначения кульминации. Чтобы звучание было громче, валторну переворачивают раструбом вверх.
Профессиональный валторнист может сыграть трели, глиссандо (распространенный прием джазовой музыки), стаккато, двойные звуки.
Кроме открытых звуков натурального звукоряда, валторна издает закрытые и застопоренные.
Закрытые звуки извлекаются при помощи ладони. Рука прикрывает раструб и происходит понижение звука на полтона.
Застопоренные получаются с использованием специального стопора или кулака, который закрывает отверстие раструба. При этом звук повышается на полтона.
4. Разновидности валторн
Различают валторны высокого и низкого строя. Это отражается на конструкции: чем выше строй, тем короче длина трубки.
По характеристикам звучания инструмент бывает: inF (самые распространенные виды), inE и inEs (используются в духовых оркестрах).
Виды валторн:
-
Одинарная имеет три вентиля, звучит в строе Фа или в Си Бемоль. Модель подходит для обучения, для детей и взрослых. Она легче и меньше двойной. -
Натуральная (ручной горн) сложна для исполнения мелодии в верхнем диапазоне. Сфера ее применения сейчас ограничивается исполнением этнической музыки. -
Четырех- и пятивентильная — классическая двойная валторна. Имеет квартвентиль и двойной ряд кронов, чтобы можно было перестроить инструмент из строя фа в си бемоль. В си бемоль играть проще, но имеется пробел в малой октаве, так называемая мертвая зона, которую компенсирует строй фа. Самая распространенная модель. -
Тройная отличается добавлением ещё ряда крон. Это French horn в строе in F и in Es, реже В. Дорогие профессиональные инструменты большого размера для игры в симфоническом оркестре, которые прекрасно берут и верхние, и нижние ноты. -
Дискант — редкий инструмент, отличается меньшими габаритами. Применение: барочная музыка, исполнение в три октавы. -
Компенсированная — облегченная конструкция тройной. Один ряд крон для В, второй и третий включаются для Фа, то есть в ней собраны все преимущества двойной с полномерной Фа дискантом.
5. Техника игры на валторне
Воздух через сжатые на мундштуке губы вдувается в инструмент. Цель исполнителя не наполнить валторну воздухом, а создать вибрацию столба воздуха, уже находящегося в ней.
Валторнист во время игры сидит или стоит. Левая рука расположена на трех клавишах, мизинец держит инструмент за предназначенный для этого крючок. Локоть должен быть в согнутой позиции и чуть отведен влево. Отверстие раструба чуть прикрыто правой рукой. Ладонь упирается в стенку. При помощи мундштука вдувается воздух. Звучит инструмент только при колебании столба воздуха, для этого губы игрока должны быть напряжены и сомкнуты. При высоких нотах губы упруги и плотно сжаты, на низких расслабляются, смягчаются.
При помощи руки, вложенной в устье (нижнюю расширенную часть) исполнитель получает хроматические закрытые звуки.
Строение валторны и малый расход воздуха позволяет исполнять длинные ноты и мелодии широкого дыхания.
6. Сфера использования
Валторна передает большой спектр эмоций: подавленное угрюмое настроение, легкую грусть, торжество, радость. Симфонический и духовой оркестр сложно представить без её обаятельного бархатного звучания.
Как нельзя лучше подходит инструмент для сольных партий и в качестве ансамблевого. Валторна, как и ее предок, лесной рог, ассоциируется со звуками природы, охотой, средневековыми турнирами. Натуральная валторна повсеместно используется для воссоздания барочной и этномузыки.
Инструмент выступает в группе в качестве аккомпанемента.
Две и более валторны, играя в унисон, дают глубокий выразительный звук оперным мелодиям.
7. Интересные факты о валторне
Несколько наиболее примечательных фактов об инструменте:
-
Первое выступление валторны состоялось в 1664 году. Прозвучала в опере Жан-Батиста Люлли «Принцесса Элиды». -
Валторна и гобой вошли в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный для музыканта инструмент. Игра на валторне специфична, требует длительной практики и природных способностей. -
На мундштуке валторны, регулируя поток воздуха при помощи губ, можно сыграть гамму натурального звукоряда. -
В состав симфонического оркестра не входит более четырех валторн, иначе их звучание заглушит остальные инструменты. -
Прародитель валторны — альпийский рог до сих пор применяется в музыке, сейчас он также медный духовой инструмент, хотя изначально делался из пихтового дерева.
8. Известные зарубежные валторнисты
Радек Баборак
Радек Баборак родился в музыкальной семье. Он начал заниматься на валторне в возрасте 8 лет под руководством Карела Кшенека, в дальнейшем окончил Пражскую музыкальную академию у Бедржиха Тылшара. Уже в 12 лет он выиграл конкурс «Концертино Прага»[1], а ещё 3 года спустя стал лауреатом третьей премии на конкурсе «Пражская весна»