Файл: Эффективность государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕЛЕКЕССКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

2.1. Хаؚрактеристика администؚрации мؚуниципального обؚразования Мелекесского сельсовета

2.2. Анализ эффективности управления муниципальным образованием Мелекесского сельсовета

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЛЕКЕССКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»

3.1 Пؚрименение метода мؚуниципального консалтинга в деятельности администؚрации Мелекесского сельсовета

3.2 Пؚредложения по внедؚрению мؚуниципальных пؚравовых актов в деятельность администؚрации Мелекесского сельсовета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы состоит в том, что в связи с повышением роли и значимости муниципального управления проблема совершенствования стилей и методов работы сотрудников администрации приобрело новую актуальность. Работа администрации сельсовета наиболее приближена к жизненным нуждам и интересам граждан, проживающих в данном населенном пункте. И от ее успешной работы зависит протекание экономических и социальных процессов на территории сельсовета, удовлетворение бытовых и социальных потребностей людей.

В управлении муниципальным образовании мы сталкиваемся со сложность управления и чтобы их сократить необходимо придумывать новые методы управления муниципальным образованием.

Объект исследования – муниципальное образования Мелекесского сельсовета как объект управления.

Предмет исследования – повышение эффективности управления муниципальным образованием на примере администрации Мелекесского сельсовета.

Цель исследования – анализ эффективности управления муниципальным образованием и разработка предложений по ее повышению.

Поставленная цель продиктовала следующие задачи:

  • изучить теоретические основы системы управления муниципальным образованием;
  • изучить основные методы управления в муниципальном образовании;
  • дать характеристику администрации Мелекесского сельсовета;
  • проанализировать методы управления Мелекесским сельсоветом;
  • изучить литературу по теме исследования;
  • составить социально-экономическую характеристику жизни сельсовета;
  • изучить структуру администрации и соответствующую теме документацию;
  • разработать предложения по совершенствованию стилей управления администрации Мелекесского сельсовета.

Задачи и цель работы обусловили выбор следующих методов: абстрактно-логический, статистико-экономический, монографический, балансовый, социологический, наблюдение, анкетирование.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ


1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления[1]. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. В силу этого законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ2. В закон уже внесено большое количество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается.

Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.

Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Принципиально теоретическое и методологическое значение для муниципального управления имеет системное представление его компонентов, элементов и их взаимодействий. Таким образом, система муниципального управления представлена в наличии взаимосвязи между объектом и субъектом муниципального управления.

Итак, объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

В качестве субъекта муниципального управления выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени.

К субъектам муниципального управления относятся:

- представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы местного самоуправления;

- главное должностное лицо муниципального образования;


- иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципального образования.

Субъект муниципального управления представляет собой тонкую организационную структуру. Это совокупность людей, объединенных линейно – функциональными идейно – правовыми связями, вступающие в различные общественные (в том числе правовые) отношения по поводу объекта управления (муниципальное образование), конечной целью которых является повышение уровня и качества жизни населения соответствующей территории[2].

От системы организационно – функциональных связей и принципов в структуре субъекта муниципального управления во многом зависит эффективность управленческого воздействия

Взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием) образуют систему муниципального управления, которая охватывает:

• организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);

• структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (прямые и обратные связи);

• компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия.

В силу несовершенства законодательной базы и множества других объективных причин муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Муниципальное управление как вид управленческой деятельности сформировалось на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления[3]. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.

Итак, характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

- опора на базовые принципы местного самоуправления;

- объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

- наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.


Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека[4].

Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.

Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО). Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей.


В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления.

За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

    1. Муниципальное образование как объект управления

Основополагающим элементом эффективного местного самоуправления является знание сущности и специфики объекта, на котором оно организуется. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также других территорий с учетом исторических и иных местных традиций, что позволяет говорить о наличии в России муниципальных территорий, существенно различающихся как по площади, так и по населению[5].

Более развернутое представление о территориях Российской Федерации, в рамках которых возможно формирование систем местного самоуправления, дает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Ст. 11 данного Закона к числу муниципальных территорий относит такие населенные пункты, как города, поселки, станицы, районы, сельские округа.

Подобное качественное многообразие территорий со статусом местного самоуправления не может не вызывать определенных трудностей с их идентификацией, а потому вполне закономерно, что в рамках Федерального закона «Об общих принципах…» вслед за Гражданским кодексом РФ (первая часть, ст. 24) была предпринята попытка унификации соответствующих территориальных единиц путем введения в отечественную нормотворческую практику единой категории – муниципальное образование (далее – МО).