Файл: Налоги как цена услуг государству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговая система РФ на протяжении двух последних десятилетий характеризуется высоким уровнем централизации налоговых полномочий, что в свою очередь не соответствует требованиям рыночной экономики. Налоговой политике, реализуемой в стране, необходимо постоянное совершенствование для того, чтобы достичь уровня, при котором может быть обеспечено требуемое развитие экономики. На сегодняшний день одним из важнейших факторов проводимой налоговой политики является необходимость сохранения сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности регионов.

В статье 41 бюджетного кодекса Российской Федерации зафиксировано 3 вида поступлений, относящихся к доходам бюджетов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, доля налоговых доходов в структуре всех доходов бюджетов как регионального, так и федерального уровня превосходит другие виды доходов. Кроме того, доля налоговых доходов увеличивается из года в год. Наличие роста налоговых поступлений также отмечалось в работах российских авторов. В связи с этим, необходимо четкое понимание того, какие факторы оказывают влияние на налоговые доходы, и по этой причине немаловажны исследования, в которых анализируются потенциальные налоговые поступления.

На апрельских чтениях в ВШЭ глава Министерства финансов РФ заявил, что повышение налоговой нагрузки начнет оказывать положительное влияние на экономический рост во втором полугодии[1]. Актуальность данной темы поддерживается тем, что увеличение налоговой нагрузки не всегда оказывает положительный эффект, поскольку данная мера может привести к негативным последствиям в виде: ухода налогоплательщика в теневой сектор, попытки переложить налоговое бремя, сокращению производства и сжатию инвестиционной активности.

Данная проблема в настоящее время является активной областью исследований, в которых анализируются потенциальные налоговые поступления стран. Тем не менее, можно обнаружить схожесть в наборе используемых показателей, который анализируется как на уровне регионов, так и на макроуровне.

Таким образом, основной целью данной работы является исследование факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет регионов РФ.


Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить релевантную литературу по данной теме;
  2. выявить факторы, которые были выделены исследователями;

3) собрать данные, которые необходимы для проведения исследования;

4) построить модель на основании проанализированной литературы и проинтерпретировать результаты.

Предмет исследования – Налоги как цена услуг государству.

Объект исследования – налоговая система.

В работе используются данные по всем субъектам Российской Федерации за 8 лет (с 2010 по 2017 гг.), кроме Республики Крым и города Севастополь. Информация собиралась из баз данных, предоставляемых Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики, а также рейтинговым агентством «Эксперт-РА».

Для ответа на основной вопрос в работе строится регрессионная линейная модель с фиксированными эффектами. Результаты данного исследования могут быть полезны, в первую очередь, правительству РФ, поскольку для них достаточно актуальной является проблема формирования доходной части консолидированного бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Работа структурирована следующим образом.

В первой части рассматриваются факторы, которые были выделены исследователями в эмпирической и теоретической литературе в данной проблемной области. Вторая часть представляет характеристику выбранных показателей, постановку исследовательского вопроса, анализ данных и описательных статистик, описание методологии исследования. В этой же части представлено построение линейной регрессионной модели и анализ полученных результатов. Завершается работа описанием выводов и ограничений работы, а также рекомендаций для дальнейших исследований.

Глава 1. Теоретическое обоснование налогов как цены услуг государству

1.1 Определение налога, его значение и функции

Понятие налога закреплено в статье 8 налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». В самом определении заложены основополагающие принципы налога – это обязательность, индивидуальность и безвозмездность.


Кроме того, стоит отметить, что выделяют следующие функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная.

Фискальная функция основана на самой природе налогов. Она заключается в том, что за счет налоговых поступлений происходит снабжение государства финансовыми ресурсами, которые направляются на покрытие его расходов.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

Социальная функция налогов непосредственно связана с фискальной и регулирующей функциями путем условий взимания налога на доходы физических лиц и поимущественного налогов. С более обеспеченного слоя общества взимаются налоги в большем размере, причем значительная их часть должна быть направлена в качестве поддержки малоимущим слоям населения. Контрольная функция налогов направлена на то, чтобы отследить своевременность и полноту поступления в государственный бюджет денежных средств. Благодаря контрольной функции можно выявить, какие необходимо внести изменения в налоговую систему и налоговую политику.

1.2. Понятие и особенности формирования регионального бюджета в РФ

Региональный бюджет – центральное звено территориальных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, лежащих на органах государственного управления субъекта РФ. В статье 14 Бюджетного кодекса РФ закреплено следующее определение: консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации состоит из регионального бюджета и свода бюджетов муниципальных образований, которые находятся на его территории. Кроме того, в статье сказано о том, что у каждого региона имеется собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, которые предназначены для осуществления расходных обязательств субъекта РФ.

Рассмотрим, за счет чего формируется бюджет. Согласно статье 41 бюджетного кодекса РФ, выделяется 3 вида поступлений, относящихся к доходам бюджетов:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Обратимся к таблице 1, в которой представлены налоговые поступления консолидированных бюджетов РФ за период с 2015 по 2017гг.

Таблица 1


Налоговые доходы консолидированных бюджетов РФ за 2015–2017 гг., в млрд. руб.*

Показатель

Год

2015

2016

2017

Всего доходов

26 922,0

28 181,5

31 046,7

Налоговые доходы

15 515,8

16 308,2

19 276,9

Удельный вес налоговых доходов, %

57,6

57,9

62,1

*Сост. по источнику: Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, 2015-2017 гг.

Согласно информации, представленной в таблице 1, доля налоговых поступлений в среднем составляет 59,2%. Следовательно, можно сделать вывод о том, что налоговые доходы является набольшей частью всех доходов бюджета. Также, можно пронаблюдать тенденцию увеличения как самих налоговых поступлений, так и их доли в доходах бюджета. Так, например, в 2017 году в консолидированный бюджет зачислено налоговых поступлений на 4 124,7 млрд руб. больше, чем за 2015 год, а доля налоговых доходов в 2017 году возросла почти на 4,5% в сравнении с 2015 годом. Наличие роста налоговых поступлений также выделяли в своих исследованиях российские авторы (Белогорская и др., 2016).

Бюджет и налоги имеют сильную взаимосвязь, поэтому крайне важно выявить, за счет каких именно налогов сформирована доходная часть бюджета.

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ, региональными налогами, которые зачисляются в региональный бюджет являются:

- налог на имущество организаций (по нормативу 100%);

- налог на игорный бизнес (по нормативу 100%);

- транспортный налог (по нормативу 100%).

Кроме того, в статье приведен перечень налоговых доходов, которые зачисляются из федерального бюджета в региональный бюджет:

  • налог на прибыль организаций (по нормативу 100%);
  • НДФЛ (по нормативу 85%);
  • НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента (по нормативу 100%);
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (по нормативу 100%);
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) (по нормативу 60%)
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (по нормативу 80%);
  • акцизы по подакцизным товарам.

Данная статья содержит следующую оговорку: органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут полностью или частично передать указанные в статье налоговые доходы в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса РФ.

Стоит отметить, что региональные налоги устанавливаются и регулируются в соответствии с нормативными правовыми актами и взаимодействуют с физическими и юридическими лицами.

Обратимся к представленной ниже диаграмме, отражающей структуру налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016–2017 годах.

Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016–2017 гг.*

*Сост. по источнику: интернет-ресурс «Министерство финансов Российской Федерации»

Как видно из диаграммы, доля НДФЛ является наибольшей. Это также отмечает в своей работе Полянская (2016): «Преобладающую часть налогов составляют ресурсные платежи (в принципе, это обусловлено сырьевой «специализацией» российской хозяйственной системы) и налоги с доходов физических лиц, что говорит о немалой налоговой нагрузке российских граждан в национальной хозяйственной системе». Очевидно, что налоговые доходы на 80 процентов формируются за счет 3 основных налогов – налога на прибыль организаций, НДФЛ и налога на имущество организаций. Также можно заметить, что удельный вес всех налогов в 2016 и 2017 годах остается приблизительно на одном уровне.

1.3. Текущее экономическое положение в России

Важно понять, каким образом функционирует государственная политика относительно регионов страны. Для этого необходимо обратиться к проекту Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Цель данного проекта заключается в определении условий, ключевых характеристик и прогнозируемых показателей федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019-2021 годы.

В течение последних лет в экономической и финансовой политике страны произошли существенные изменения. Были созданы институты макроэкономической политики, произошли заметные изменения в лучшую сторону в организации исполнения федерального бюджета, по-другому основана система межбюджетных отношений, заработала собственная инфраструктура финансового рынка. Однако, складывающееся в стране экономическое равновесие пока нельзя назвать оптимальным. Темпы роста доходов малоимущих слоев населения и темпы роста инвестиционной активности остаются на уровне ниже желаемого, значительные структурные ограничения препятствуют динамичному и сбалансированному развитию.