Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях пандемии коронавирусной инфекции (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможны, а вернее всего неизбежны, и другие аналогичные перескоки в будущем. Готовиться к ним надо гораздо более интенсивно, изучая инфекции животных и разрабатывая новые вакцины. Посмотрите, какая складывается ситуация: после атипичной пневмонии 2002–2003 годов никто так и не разработал вакцины против тогдашнего ТОРС-коронавируса. После открытия коронавируса БВРС в 2012 году тоже не разработали соответствующей вакцины. Если бы эти вакцины были разработаны и доказана их эффективность, то сейчас было бы намного легче разработать вакцину против нынешнего коронавируса. В этом году прозвенел третий звонок от коронавирусов за последние 20 лет. Может, не будем ждать четвертого и разработаем вакцины? В 1950–1970-е годы прошлого века наша страна была лидером не только в космосе, но и в разработках и применении вакцин!

Теперь насчет диагностикумов в России. Россия, пожалуй, единственная среди развитых стран, которая не выставила в интернет состава своего диагностического препарата, разработанного в центре «Вектор». И единственная страна, в которой нет больше никаких диагностикумов на эту инфекцию. А они нужны, поскольку есть множество желающих за свои средства провериться на наличие возбудителя и, возможно, на перенесенную инфекцию. Заинтересованные в разработке и производстве таких тестов частные компании тоже есть. Наверное, стоило бы государственным структурам их на это простимулировать, включив применение таких тестов в страховую медицину и использовав другие способы. Ко всему прочему это помогло бы создать конкуренцию среди тестов и повысить уровень их достоверности до максимально возможного в этой ситуации. Ведущие коммерческие разработчики ПЦР-тест-систем России имеют такое же мнение.

Наконец, про лечебные препараты. Сейчас в Китае клинические испытания проходят несколько десятков препаратов из разных стран. Пока четких данных об эффективности какого-либо из них не опубликовано. Слухи про «Арбидол» пока так и остались слухами. Наибольшую надежду вызывают препараты — ингибиторы протеаз, которые вроде бы на культурах клеток не дают вирусу проникать в клетки, препятствуя его размножению. Здесь понятна логика действия препаратов, часть из которых уже показала свою эффективность против других вирусов: ВИЧ и герпес-вируса. Но не все они пока зарегистрированы в России.

Вернее всего, с этой пандемией человечество справится. Должны справиться и мы в России. Но наша готовность к последующим аналогичным эпидемиям должна быть повышена, потому что они неизбежно будут. А пока среди всех респираторных инфекций у нас есть вакцина только против гриппа. И это XXI век! У нас нет вакцин против вирусов парагриппа, респираторно-синцитиального вируса, метапневмовирусов, других коронавирусов, которые в сумме вызывают более трети всех респираторных инфекционных заболеваний, то есть уж точно больше, чем вирус гриппа. И люди от них умирают не единично. В том числе от того, что мы почему-то не видим в них угрозы, а видим угрозы там, где их и нет вовсе или они намного менее значимы. Может быть, потому, что вирусы маленькие? Но ущерб-то от них очень большой: это неспасенные тысячи жизней граждан России.


В результате с 12 мая были ослаблены некоторые позиции. Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов рискует, но все же пошел на этот эксперимент. Он объявил о снятии карантина в поселках Пангоды и Ханымей (ЯНАО), открыл границы округа, разрешил работать почти всем отраслям, вплоть до парикмахерских. Можно гулять, заниматься спортом, не по четыре часа в день, как в Югре, а сколько хочешь. Но с введением масочного режима, социальной дистанции и прочих мер профилактики для жителей округа старше 65 лет сохраняется правило работы на удаленке.

Несмотря на послабления нельзя терять бдительность.

По состоянию на 11 мая 2020 года Центром гигиены и эпидемиологии ЯНАО подтверждено 62 новых случая заболевания коронавирусной инфекцией.

За весь период в ЯНАО подтверждено 1239 случаев COVID-19. Бессимптомное течение наблюдается в 876 (71%) случаях. Выздоровели от коронавируса 178 человек.

Основную динамику при выявлении новых случаев дают вахтовые работники предприятий в районе Нового Уренгоя и жители двух городов – Салехарда и Нового Уренгоя. В основном новые случаи выявлены среди контактных в существующих очагах. На предприятиях в районе Нового Уренгоя почти все новые случаи связаны с бессимптомным носительством заболевания у сотрудников на данный момент. 8 случаев среди вахтовых рабочих выявлено при обязательном обследовании, организованном работодателем перед заездом работников на вахту. Превентивные меры снова сработали. Люди продолжат находиться в изоляции под наблюдением медиков еще две недели. В случае ухудшения состояния заболевших госпитализируют в Новоуренгойскую городскую больницу. Еще шестеро вахтовых работников заболели в одной из строительных фирм Салехарда, все случаи – по контакту с ранее заболевшими.

В Новом Уренгое эпидемиологи отмечают все более активную циркуляцию инфекции среди горожан. Часто фиксируются единичные случаи, люди обращаются за медицинской помощью уже с симптомами заболевания.

Есть завозные из других регионов случаи, контактные с ранее заболевшими, при этом есть и такие, причину которых сразу не удается установить. В таких ситуациях можно предположить контакты с бессимптомными носителями вируса.

В целом 11 мая в населенных пунктах ЯНАО подтверждено 31 новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Всего 326 случаев (26%), выздоровели 119 человек. Распределение по населенным пунктам:

Пангоды – 42, выздоровели – 27, новых нет

Надым – 3, выздоровели – 2, новых нет

Салехард – 124, выздоровели — 37, новых — 14


Новый Уренгой – 99, выздоровели – 24, новых — 15

п. Уренгой – 3, новых нет

Ханымей – 29, выздоровели – 24, новых нет

Лабытнанги – 2, новых нет

Тарко-Сале – 1, выздоровел – 1, новых нет

Пурпе – 1, выздоровел -1, новых нет

Ноябрьск – 9, выздоровели – 2, новых нет

Губкинский – 1, выздоровел – 1, новых нет

Аксарка – 9, новых — 1

Яр-Сале – 1, новых нет

Муравленко – 2, новых — 1

В целом 11 мая на месторождениях и производственных объектах ЯНАО подтвержден 31 новый случай заболевания COVID-19. Всего 913 случаев (74%). Выздоровели – 59. Территориальное распределение:

Пуровский район – 16, выздоровели – 12, новых нет

Ямальский район – 433, выздоровели – 13, новых — 1

Тазовский район – 2, выздоровел -1, новых нет

Якутия (проходят лечение в Ноябрьске) – 18, выздоровели – 14, новых нет

Предприятия в районе Нового Уренгоя – 319, выздоровели – 18, новых — 30

Надымский район – 70, выздоровел – 1, новых нет

Салехард – 55, новых нет

В стационарах лечение проходят 229 пациентов с COVID-19. Амбулаторно в режиме строгой изоляции лечатся 828 заболевших. Из госпитализированных в данный момент 12 пациентов находятся в тяжелом, 2 — в крайне тяжелом состоянии, 8 пациентов — на поддержке аппаратов ИВЛ. Состояние большинства пациентов, лечащихся в стационаре, врачи расценивают, как удовлетворительное или средней тяжести.

За минувшую неделю в ЯНАО выявлено 130 случаев заболевания внебольничными пневмониями. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – более чем в 2 раза. Лишь 48 внебольничных пневмоний из 130 сопровождались положительным тестов на COVID-19. Выписаны с выздоровлением за неделю 52 человека.

В тринадцати лабораториях Ямала провели 65 820 исследований на COVID-19. За минувшие сутки выполнено 1 425 тестов.

2.2. Региональные меры поддержки малого и среднего бизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе

Общая характеристика социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа следующая. Согласно докладу, подготовленному департаментом экономики автономного округа совместно с исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 24 мая 2012 года № 394-П «О мониторинге социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе» по многим макроэкономическим показателям округ занимает ведущие места среди субъектов Российской Федерации и Уральского федерального округа (УФО).


В структуре экономики автономного округа преобладает (70,2%) промышленное производство (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений). В регионе отмечается замедление темпов инфляции, в том числе за счет реализации политики, направленной на сдерживание тарифов на коммунальные услуги населению. Уровень инфляции в автономном округе не превышает среднероссийские показатели.

Одним из основных показателей уровня жизни населения являются денежные доходы на одного жителя, которые, кроме заработной платы, включают доходы от предпринимательской деятельности; от собственности в виде дивидендов, процентов по вкладам, ценным бумагам; социальные выплаты и другие доходы.

Региональной спецификой является то, что объем расходов населения значительно ниже объема доходов, это связано со значительным вывозом денежной массы за пределы автономного округа.

По данным федерального налогового органа количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – 18250, из них юридических лиц – 4961, индивидуальных предпринимателей – 13289. Среднесписочная численность работников 41380.

И здесь очень важным становится влияние государства на ситуацию в период развития пандемии. Упомянутые в первой части методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, предложенные Самуэльсоном, можно дополнить.

Во-первых, привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, является одним из эффективных методов развития предпринимательского процесса. Наиболее перспективным инструментом привлечения инвестиций являются лизинги. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в США, Западной Европе и Японии. Развитие лизинговых услуг в стране сможет способствовать решению таких важнейших задач, стоящих перед экономикой страны, как конверсия, обновление основных фондов, повышение конкурентоспособности инвестиций.

Во-вторых, предпринимательство, как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в отсталых странах большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть правительственной (государственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:


  1. Консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы);
  2. Оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
  3. Оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (В Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических или технологических проблем, связанных с производственным процессом).

Следовательно, решение такой важной задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, как создание условий для руководителей малых предприятий, осуществляемой с помощью консультационной деятельности, не обладая опытом и специальными знаниями, из-за отсутствия времени для самостоятельного решения своих проблем, не располагая крупными специалистами, малые предприятия должны стать постоянными заказчиками консультационных услуг.

Консультационная (консалтинговая) деятельность – один из важных элементов системы инфраструктурного обеспечения рыночной экономики в целом, ее предпринимательского сектора в частности.

Вовлечение государства в экономическую жизнь, обычно связывается с функциональными недостатками рыночного механизма, причем государство берет на себя предпринимательские функции отнюдь не из-за координации рыночных отношений (здесь оно может ограничиться мерами экономического и нормативного регулирования), а в условиях, когда частная форма предпринимательства не способна обеспечить решение стоящих перед экономикой задач.

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа приняли ряд важных решений, разработал пакет мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Эпидемия коронавируса поставила под удар всю мировую экономику. Одними из первых последствия ощутили на себе малые и средние предприятия. Они наиболее остро реагируют на снижение спроса и нуждаются в поддержке.

В странах, которые прошли пик распространения болезни, деловая активность уже восстанавливается. Главная задача власти, бизнеса и жителей – поддерживать друг друга, чтобы по окончании сложного периода как можно скорее обеспечить возвращение к привычной жизни, значительное место в которой занимает малый и средний бизнес.