Файл: Управление рисками в проектной среде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Экономический кризис, в котором в настоящее время находится экономика России, оказывает большое влияние на развитие как отраслей в целом, так и на отдельные предприятия. В попытках стабилизации своего социально – экономического состояния, сохранения финансовой независимости, повышения эффективности деятельности по всем направлениям, организации все чаще вынуждены прибегать к управлению рисками. Прежде чем приступить к реализации того или иного проекта, производится оценка потенциальных рисков, которые могут возникнуть в этом процессе.

Практика менеджмента показывает, что результаты проектов никогда не могут быть спрогнозированы с точностью до ста процентов. В ходе реализации проекта всегда возникают непредвиденные обстоятельства, которые часто носят негативный характер и угрожают фирме банкротством, серьезными финансовыми потерями и др. Все это обуславливается особенностями рыночной экономики, в условиях которой функционируют современные предприятия.

Проблемы управления рисками поднимаются на уровне любой организации, будь то сельское хозяйство, промышленное предприятие или финансовая структура, поэтому данная тема сегодня очень актуальна.

Научная разработанность темы. Проблемы управления рисками в проектной среде организации рассматриваются в работах Т.Бартона, А.В. Бершадского, Вишнякова Я.Д., Фомичева А., Черновой Г.В. и др.

Тема курсовой работы - управление рисками в проектной среде.

Объект исследования – организационные риски.

Предмет исследования – управление рисками в проектной среде организации.

Цель исследования курсовой работы – изучить особенности управления рисками в проектной среде организации.

В соответствии с заданной целью, необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть сущность организационных проектов;
  2. Изучить проектное окружение – внутреннюю и внешнюю среду организации;
  3. Обозначить подходы к управлению рисками в проектной среде организации;
  4. Рассмотреть методы управления рисками в проектной среде организации.

Методы исследования. При написании работы применялись методы индукции и теоретического анализа литературных источников по теме исследования.

Структура курсовой работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается проектная среда организации, ее сущность и окружение; во второй главе исследуются особенности управления рисками в проектной деятельности организации – описываются современные подходы и методы.


Глава 1 Общие понятия о проектной среде организации

1.1 Сущность организационных проектов

«Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности фирмы. В современном понимании проекты - это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии. Управление проектами - методология (говорят также - искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта» [1, с.49].

Представляет интерес так называемая «процессная» концепция управления проектами, получившая распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа управления проектами описывается через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией управления., сооружение корабля, создание кинофильма, развитие Организационный проект - пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации компании.

«В основе современных методов управления проектами лежат методики сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов в США. В 1956 г. М.Уолкер из фирмы "Дюпон", исследуя возможности более эффективного использования принадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои усилия с Д.Келли из группы планирования капитального строительства фирмы "Ремингтон Рэнд". Они попытались использовать ЭВМ для составления планов-графиков крупных комплексов работ по модернизации заводов фирмы "Дюпон". В результате был создан рациональный и простой метод описания проекта с использованием ЭВМ. Первоначально он был назван методом Уолкера-Келли, а позже получил название Метода Критического Пути - МКП (или CPM - Critical Path Method)» [1, с.53].


«Параллельно (1958г.) и независимо консалтинговой фирмой "Буз, Аллен энд Гамильтон" для реализации проекта разработки ракетной системы "Поларис" был разработан метод анализа и оценки (пересмотра) программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). На его разработку, по заявлениям фирмы, ушло 15 лет, таким образом, начало работ относилось к 1943г.

Идеи, сходные с идеями, положенными в основу системы PERT, были еще в 30-х годах предложены в советском капитальном строительстве (на строительстве Магнитогорского металлургического комбината), но в то время они не получили распространения и для них не были произведены необходимые математические разработки» [2, с.74].

Однако это не означает, что в нашей стране идеи метода никого не интересовали. Благодаря усилиям С.П. Никанорова, в 60-е годы Министерство обороны в лице подведомственных институтов активно занялось разработками в этой области.

«В процессе организационного проектирования формируется структура управления, поэтому его можно назвать ведущим методом формальной организации целостной системы. Любое организационное нововведение структурного или процессного характера выступают продуктами организационного проектирования.

Организационное проектирование представляет собой процесс выявления соответствий между основными структурными элементами организации (людьми, задачами, системами решений и поощрений, неформальной организацией и культурой) и ее стратегией, который приводит к успеху.

Организационное проектирование должно учитывать не только изменение внутренних факторов, но состояние и развитие внешней среды организации. Структура организации носит ситуационный характер и модифицируется при изменении ситуации. Проектирование организации - постоянный поиск наиболее эффективных переменных. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс, по многочисленным исследованиям, проявляются ситуативно» [6, с.192].

Организационное проектирование представляет собой инструмент управления, позволяющий достичь сбалансированного структурного и процессного единства предприятия. Основные организационные нововведения являются прежде всего продуктами организационного проектирования.

«Представляется важным подчеркнуть, что методологически проектирование организации следует рассматривать в двух аспектах:

- статическом - как создание структуры управления;

- динамическом - как сопровождение процессов, протекающих в организации» [1, с.112].

Отсюда вытекает необходимость гибкости и адаптивности процесса конструирования организации с учетом внутренних изменений и внешних возмущений. Кроме того, среди множества формальных факторов следует учитывать также неформальные аспекты организационного взаимодействия (социокультурные, моральные, социально-психологические, кросскультурные, поведенческие, конкурентные, инновационные, рисковые и др.).


«Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту (как правило, на условиях частичной занятости) могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции» [1, с.114].

Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным/ доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

«Содержательную основу проектирования организации должно составлять системный анализ, процессный и ситуационный подходы, ориентирующие на всесторонний и глубокий учет внутренних и внешних переменных рыночного пространства. Все эти условия, органически соединяясь в системе управления, обуславливают многомерный динамический характер методологии организационного проектирования.

Анализ и модификация организационной структуры на всех ее уровнях - это постоянный процесс, который требует от менеджера непрерывный исследовательской работы, мониторинга текущей деятельности с целью поиска оптимальной организационной формы» [2, с.84].

Однако, как показывает практика, руководство многих предприятий не уделяет должного внимания оценке и перепроектированию организационного устройства, нередко делаются попытки совместить прогрессивные изменения с устаревшей структурой. В силу этого программы организационного развития не приводят к запланированной организационной эффективности, а неудачные попытки их применения снижают конкурентоспособность фирмы, уменьшают лояльность сотрудников, ведут к потере финансовых, материальных и других ресурсов.

Спроектировать достаточно эффективную структуру управления - значит, определить такое соотношение ее организационных элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления, а также обеспечивается плодотворное взаимодействие с внешним окружением.

«Современная организация способна существовать и успешно конкурировать на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся условия ведения бизнеса. А это означает, что руководство компании, планируя и достигая определенные цели, постоянно сталкивается с соответствующими управленческими проблемами - как спланировать работы во времени и успеть к определенному сроку, какие потребуются ресурсы, сколько ресурсов и когда именно, сколько это будет стоить, когда мы должны платить и когда нам. И это только несколько из огромного моря каждодневных вопросов. Все эти вопросы связаны с неопределенностью, которая всегда присутствует при реализации проектов» [1, с.126].


Анализируя работу любой организации, практически всегда можно выделить два вида деятельности, которые существуют параллельно: текущие, повторяющиеся без изменения операции и проекты, направленные на достижение определенных целей в рамках временных и бюджетных ограничений. В современной организации трудно найти сотрудников, исполняющих фиксированный объем работ. Текущая рабочая загрузка большинства сотрудников меняется в зависимости от проектов, в которых они участвуют. Любую деятельность нужно планировать и контролировать.

«Точное формулирование целей и эффективное их достижение являются залогом успешного развития любой компании. Преуспевающая компания сегодня - это компания, успешно реализующая проекты.

Проект - способ, организационная форма достижения целей.

Проекты инициируются внутри компаний, но могут предполагать участие нескольких заинтересованных организаций. Для выполнения работ проекта привлекаются исполнители, оборудование и материальные ресурсы.

Проекты, как правило, реализуется в рамках временных и бюджетных ограничений.

Проект предполагает наличие плана достижения поставленных целей (комплекса работ).

Проект предполагает наличие системы полномочий и ответственности за достижение целей во главе с менеджером проекта» [2, с.224].

«Наиболее часто называемые причины неудач реализации проектов:

- недостаток избегать ресурсов;

- Основные нереальные множество сроки;

- структурой ошибки втором формулирования признается целей;

- папку несплоченность промышленное команды рассматриваемую проекта;

- Проблемы недостаточно хозяйственной детальное рисками планирование;

- реестра неэффективное долгое взаимодействие доходным внутри цель проекта;

- математическое изменение угроз целей в повышение ходе конкретная проекта;

- типичных конфликты ландшафт между весов целями сколько проекта и реестра интересами над подразделений описываемое организации» [1, с. 84].

крупными Система управленческих управления, Здравоохранение ориентированная планов на недостаток управление такие неизменными Прежде технологическими таком процессами, населения не актом обеспечивает Особенности менеджера цикла необходимой стандартизированные информацией, структурными когда отдельные требуется ресурсном планирование и анализа управление варьируются проектами.

Бернулли Внедрение врезка единой вариант системы издержками планирования и Отклонения управления упреждения проектами недополучения поможет задачами существенно объект повысить Факторы эффективность внешнем реализации известно проектов.