Файл: Понятие и виды государственных пенсий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) относительная дороговизна пенсионных программ НПФ, страховых компаний (СК) и коммерческих банков (КБ) для большинства россиян в условиях сильной поляризации доходов и получения многими гражданами зарплат чуть выше ПМ;

5) на правопреемство пенсионных накоплений (средств НЧ) накладывается ряд ограничений, которые создают дискомфорт их формирования. В частности[17]:

а) если гражданину была установлена ежемесячная выплата накопительной пенсии, средства пенсионных накоплений в случае его смерти правопреемникам не выплачиваются;

б) если гражданин умер после назначения ему накопительной пенсии, которую он получал бессрочно, не выделяя при этом средства, поступающие в рамках государственного софинансирования пенсий, в срочную пенсионную выплату, средства пенсионных накоплений правопреемникам не выплачиваются;

в) если человек получил право на ежемесячную накопительную пенсию и на срочную накопительную выплату, но оформлять последнюю не стал, правопреемство не распространяется ни на добровольные дополнительные взносы граждан, ни на государственные взносы на софинансирование пенсионных накоплений, ни на средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной части пенсии;

г) остаток средств материнского капитала, оформленных в срочную пенсионную выплату, и доход от их инвестирования выплачивается только правопреемникам из числа лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семьи с двумя и более детьми. Перечисленные шесть основных внутренних проблем российской пенсионной системы усугубляются важными внешними по отношению к ней факторами:

1) спецификой демографической ситуации в стране. Так, в настоящее время на трудовую пенсию по старости в России выходит послевоенное поколение, а в трудоспособный возраст вступает малочисленное в связи с политэкономическими эксцессами поколение 1990-х гг. Эти пропорции надолго сохранятся, причем средняя продолжительность жизни в стране продолжит медленно увеличиваться;

2) масштабным развитием в РФ теневой экономики при сохранении в основной массе низких зарплат и проблем с трудоустройством на вакансии с более-менее приемлемым в регионе уровнем оплаты труда.

В России существует несколько отраслей с устойчиво низкими заработками, в том числе «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и некоторые другие[18];


3) низким уровнем доступности для рядовых пенсионеров качественной санаторно-профилакторной и медицинской помощи, помощи работников социальных центров, фактическим отсутствием в стране социального жилья, высокой стоимостью услуг ЖКХ и лекарств, занижением стоимости потребительской корзины для расчета величины ПМ и заменой части ее составляющих на менее качественные позиции, ценовой недоступностью для пенсионеров культурно-массовых мероприятий, – что в совокупности накладывает на скромные пенсионные бюджеты россиян недопустимо жесткие ограничения.

Обозначим ориентиры совершенствования российской пенсионной системы согласно выявленным проблемам ее функционирования. С данной целью заметим, что решение ряда этих проблем, как представляется, становится предметом не столько экономических дискуссий ученых, сколько политического консенсуса действующей власти с интересами граждан страны и крупного финансово-промышленного капитала.

По первым четырем названным проблемам пенсионной системы предлагается оценить возможность введения на территории РФ нормативно-балансовой модели формирования пенсионных прав, созданной профессором А. К. Соловьевым[19]. Как минимум, она представляется более справедливой и экономически грамотной в сравнении с введенной с 2015 г.

Эта пенсионная модель практически свободна от влияния политической и социальной конъюнктуры и построена на распределительных принципах. В ней предусмотрена необходимость обеспечения:

  • эквивалентности прав и обязательств, достигаемой посредством применения нормативного коэффициента замещения в размере не менее 40 процентов от рекомендуемой продолжительности страхового стажа 30 лет для застрахованных с заработком уровня среднегодовой зарплаты в стране;
  • долгосрочной актуарной сбалансированности пенсионной системы, что минимизирует потерю покупательной способности выплачиваемых пенсий ввиду использования формулы страхового баланса и учета выверенных демографических и макроэкономических показателей: 30-летней продолжительности трудового стажа, периода дожития согласно статистическому прогнозу, объективно рассчитанных темпов роста инфляции.

В соответствии с формулой страхового баланса в модели на долгосрочную перспективу устанавливается актуарно обоснованный размер страхового тарифа в размере 26,5 п.п.

Нестраховые выплаты пенсионерам: ФВ, валоризации, конвертации - в нормативно-балансовой пенсионной формуле не учитываются, но все права по ним сохраняются.


Необходимо решить вопрос об изменении тарифа страховых взносов для самозанятого населения, который в настоящее время существенно ниже страхового взноса для среднестатистических наемных работников, хотя названные категории граждан пользуются сходным объемом пенсионных прав.

Предлагается ввести для самозанятых минимальную и максимальную шкалу облагаемости и установить тариф взносов аналогично наемным работникам. Минимальная шкала облагаемости при этом должна соответствовать МРОТ. Так же было бы целесообразно упростить систему администрирования и сбора страховых взносов на пенсионное страхование, решить вопрос о способах сокращения уклонений работодателей от уплаты взносов за своих работников, ведь от величины и правильности страховых поступлений в пенсионные фонды (ПФР и НПФ) зависит объем пенсионных обязательств перед работниками.

В дополнение к сказанному желательно организовать активное информирование самозанятого населения и наемных работников о правилах пенсионного страхования в целях повышения их личной заинтересованности в судьбе своей будущей пенсии.

Принимая во внимание, что учеба в средних профессиональных и высших учебных заведениях является непосредственной подготовкой к трудовой деятельности, было бы целесообразно включать указанные периоды в страховой стаж лиц, пенсия которым назначается с 2016 г.

В отношении женщин, ухаживающих за детьми в возрасте до 3-х лет и одновременно подрабатывающих, предлагаем рассмотреть вопрос учета в пенсионной формуле как страховых, так и нестраховых периодов.

Помимо сказанного, поддерживаем решение распространить систему ОПС на сотрудников военной и правоохранительной служб, по действующему законодательству подлежащих государственному пенсионному обеспечению. Пенсионные права названных категорий лиц представляется правильным учитывать по аналогии с правами государственных гражданских служащих, подлежащих ОПС на общих основаниях. Это позволило бы ослабить проблему дефицита бюджета ПФР, поскольку исполнять обязательства по пенсионному обеспечению упомянутых лиц пришлось бы через 15–20 лет.

В дополнение к сказанному целесообразно создать в РФ условия для обеспечения эффективности назначаемых в пенсионной системе выплат. В том числе:

1) в сфере демографии: реализовывать меры по повышению рождаемости, снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, контролю внешней трудовой миграции, улучшению качества здравоохранения и профилактики заболеваемости, социального и культурного обслуживания пенсионеров;


2) в сфере рынка труда и макроэкономики: обеспечить увеличение реальной заработной платы, снижение уровня инфляции, минимизацию теневой экономики; не допускать сокрытие зарплаты, создавать новые рабочие места, снижая уровень безработицы.

3) еще одной глубокой проблемой, игнорирование которой не позволит обеспечить долгосрочную актуарную сбалансированность и эффективность пенсионной системы, является восстановление в РФ реальной промышленности. Ведь именно с начисленного ФОТ уплачиваются взносы на формирование будущих пенсий. Значит, стабильность и эффективность функционирования работодателей, особенно создающих в стране товарную массу, является залогом стабильности пенсионной системы и реального наполнения назначаемых в ней пенсионных выплат.

Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем. Проведенное исследование свидетельствует, что работники различных профессий имеют различные типы мотивации, что нужно учитывать при разработке мотивационных систем.


Заключение

Страховая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильцев, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц (п. 1 ст. 3 Закона № 400-ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается бессрочно, то есть выплачивается в течение всей оставшейся жизни пенсионера (пп. 1 п. 10 ст. 22 Закона № 400-ФЗ). Накопительная пенсия формируется у тех граждан 1967 г.р. и моложе, кто сделал выбор в ее пользу в 2014-2015 гг. При выборе варианта пенсионного обеспечения нужно помнить, что в случае принятия решения о формировании накопительной пенсии уменьшается формирование пенсионных прав на страховую пенсию.

Определяющим (базовым) параметром, на основе которого устанавливается страховая пенсия по старости и исчисляется ее размер, является индивидуальный пенсионный коэффициент (если он меньше 30 на момент выхода на пенсию, то страховая пенсия не назначается). Новая пенсионная реформа, бесспорно, создала предпосылку к усилению страховых принципов в обязательном пенсионном страховании, что, в свою очередь, предопределяет повышение активности и ответственности каждого застрахованного лица за свое будущее пенсионное обеспечение.

Реформирование пенсионной системы происходит на фоне социально-экономической неопределенности и ухудшения уровня жизни населения, положительный результат этой реформы представляется пока сомнительным. Следует, по нашему мнению, трезво оценить и взвесить все критические замечания и предложения практических работников и ученых, работающих граждан и пенсионеров. Необходимо публично обсудить результаты и предлагаемые новые направления дальнейшего реформирования с учетом реальной социально-экономической ситуации. Представляется, что необходимо стремиться к общественному консенсусу при продолжении реформирования пенсионного обеспечения.

Целесообразно создать в РФ условия для обеспечения эффективности назначаемых в пенсионной системе выплат. В том числе:

1) в сфере демографии: реализовывать меры по повышению рождаемости, снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, контролю внешней трудовой миграции, улучшению качества здравоохранения и профилактики заболеваемости, социального и культурного обслуживания пенсионеров;