Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Важный принцип регулирования экономики - налоговая система способствует экономическому росту и социальной стабильности. В связи с этим налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, является одной из острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения сложных задач.

Изучение темы "Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования" обусловлено наличием ряда проблем: несовершенство налоговой системы по причине не разработанности нормативно-правовой базы, наличие проблем в осуществлении налоговой политике и прочих.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства любой страны.

Объектом изучения данной работы является состояние налоговой системы Российской Федерации. Предмет изучения - налоговая система и ее совершенствование.

Были использованы следующие методы исследования: применение системного и комплексного подходов, индукции и дедукции, анализа, синтеза и применение статистических методов.

В рамках данной работы анализируются различные подходы к определению налоговой системы, рассматриваются различные мнения о понятии и принципах системы. Таким образом, стоит отметить, что различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая методы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий. Изучив налоговый кодекс Российской Федерации , можно прийти к выводу, что он содержит достаточное количество нормативной документации, обеспечивающий не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ. Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;
  • выявить особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;
  • проанализировать формы отчетности 1-НОМ федеральной налоговой службы России за 2015-2017
  • определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.

В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев "Налоги и налоговая системы Российской Федерации", В.Г. Пансков "Налоги и налогообложение", М.А. Данченко "Налогообложение", Налоговый кодекс Российской Федерации.

Важно отметить, что грамотно построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также уметь стимулировать налогоплательщика к предпринимательской деятельности.

1. Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы

1.1. Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения

Создание строгой системы всех действующих налогов стало необходимостью еще при возникновении государства, которое нуждается в постоянном финансировании, а дальнейшее развитие рыночных отношений потребовало организацию соответствующей налоговой системы, что и в настоящее время представляет собой ключевую макроэкономическую задачу любого государства.

Современные авторы дают разные определения понятию налоговая система. Так, например, Б.Х. Алиев и Х.М. Мусаев определяют налоговую систему как систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления и уплаты налогов и сборов [2].

А.В. Щепотьев и С.А. Яшин дают следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики [9].

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].

Рассмотрим трактовку понятия "налоговая система" зарубежными авторами. Так, например, налоговая система США определяется Молли Е. Шерлок как совокупность индивидуальных подоходных налогов, социальных налогов, налогов на заработную плату, а также акцизные сборы и налоговые льготы, являющихся основным источником доходов федерального бюджета [29].


Томас Поуп дает следующее определение понятию: налоговая система - совокупность раздельно формирующихся платежей двух уровней:

1 уровень - Доходы центрального Правительства формируются за счет подоходного налога, взносов в фонд социального страхования, налога на добавленную стоимость.

2 уровень - Доходы местных уровней власти формируются за счет налогов на коммерческую деятельность, муниципальных налогов, штрафов и пеней, а так же дотаций от центрального Правительства [30].

Описывая налоговую систему России, предлагается определять ее как единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, обеспечивающей эффективность налогового регулирования экономики государства.

К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна соответствовать. К основным требованиям, относят рациональность, оптимальность и эффективность структуры налоговой системы, которая состоит из следующих элементов:

  1. уровни взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
  2. виды налогов: прямые и косвенные;
  3. ставки налогов: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные;
  4. налоговые органы - государственная налоговая служба, налоговая полиция [1].

Так структура налоговой системы России представлена:

  1. уровнями взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
  2. видами налогов: прямые и косвенные;
  3. законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и прочее), определяющей функционирование налоговой системы;
  4. Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной Таможенной службой РФ;
  5. субъектами налога (юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

В США в свою очередь в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с региональными и окружными управлениями. В Великобритании сбор налогов возложен на Единую налоговую службу.

В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (таблица 1).

Таблица 1 - Принципы построения налоговой системы.

Автор

Принципы

А. Смит

1) принцип справедливости;

2) принцип определенности;

3) принцип удобства для налогоплательщика;

4) принцип экономичности взимания.

А. Вагнер

1) принципы финансовой политики;

2) экономические принципы;

3) принципы справедливости;

4) принципы управления.

Дж. Стиглиц

1) экономическая эффективность;

2) административная простота;

3) политическая ответственность;

4) справедливость;

5) гибкость.

К. Менгер, Ф. Визер,

Э. Бём-Баверк

1) принцип прогрессивности в налогообложении;

2) принцип необлагаемого минимума.

Налоговый кодекс РФ

1) всеобщность;

2) равенство;

3) толерантность;

4) единство экономического пространства;

5) экономическая обоснованность;

5) ясность и точность.


Таблица составлена автором на основе источников [10, 4, 23].

Впервые принципы построения налоговой системы сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, характеризующиеся следующим:

1) налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. "каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку";

2) обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;

3) взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;

4) издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов [10].

Развитие данные принципы получили в работе А. Вагнера. Он выделял следующие группы принципов построения налоговой системы:

  1. принципы финансовой политики: налоги должны удовлетворять требованиям достаточности и подвижности - обеспечивать средства для покрытия государственных расходов как в данный финансовый период, так и на длительный период;
  2. экономические принципы: надлежащий выбор источников налогов, достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей общества, экономичность обложения и прочие;
  3. социальные принципы: всеобщность налогов, их прогрессивность, а также равномерность и соразмерность обложения с платежеспособностью;
  4. принципы управления: определенность обложения, его удобность, стремление к минимизации издержек взимания [4].

Джозеф Стиглиц разработал пять принципов налоговой системы:

  1. следование эффективному распределению ресурсов;
  2. простота и дешевизна административной системы налогообложения;
  3. направленность системы на удовлетворение предпочтений государства и общества;
  4. соблюдение справедливости к субъектам налоговой системы;
  5. быстрое реагирование налоговой системы на изменяющиеся экономические условия [4].

Исследования представителей маржиналистской школы в области налогообложения привели к обоснованию таких принципов, как:

  1. прогрессивность в налогообложении, что подразумевает изменение ставки налога по мере изменения дохода налогоплательщика;
  2. необлагаемый минимум - доход, не облагаемый налогом, используемый для исправления непропорциональности обложения.

В настоящее время в Российской Федерации налоговая система основывается на принципах, закрепленных в налоговом кодексе, а именно:

1) всеобщность и равенство: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;


2) толерантность: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) единство экономического пространства: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, создающие препятствия легальной экономической деятельности физических лиц и организаций;

4) экономическая обоснованность: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) ясность и точность: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить [23].

Принципами построения налоговой системы Великобритании в настоящее время являются:

  1. справедливость: граждане Великобритании облагаются налогом пропорционально их способности платить:

Таблица 2 - Налоговые ставки Великобритании

Название групп

Облагаемый доход

Налоговая ставка

Стандартное пособие

до 11 500 фунтов

0%

Базовая ставка

от 11 501 фунтов до 45,000 фунтов

20%

Повышенная ставка

от 45,001 фунтов до 150,000 фунтов

40%

Добавочная ставка

свыше 150,000 фунтов

45%

Таблица составлена автором на основе данных из интернета.

  1. ясность и определенность: определенность применения налогов обеспечивает доверие системе, а также уверенность граждан в рациональном распределении налогов государства;
  2. удобство: в Великобритании действует система вычитания налоговых платежей из заработной платы;
  3. эффективность: рациональная структурированность налоговой системы позволяет администрировать ее эффективно и экономно.

Анализ подходов различных авторов к выделению принципов построения налоговой системы, а также рассмотрение принципов налоговых систем России и Великобритании, позволяет сделать вывод, что различия в определении принципов позволяют государству на каждом этапе своего развития строить свои налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.